Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. Его вклад в разработку основных принципов обучения.
Ушинский считал что педагогика – это искусство воспитания. Считал, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут называться науками. Т.к. главная задача педагогики – выработка практикоориентироанных методик. Педагогика развивается для того чтобы иметь практическую реализацию. Педагогика должны ориентироваться не только на практику, но и на глубокое знание теории. В процессе об-я разделял 3 стадии: 1) наблюдение за предметом под руководством учителя. На этой стадии ребёнок составляет общее представление о предмете; 2) обобщение и закрепление, полученных знаний. Главный труд «человек, как предмет воспитания». Требования к учителю? Быть профессионалом; обладать пед. тактом и мастерством; любить людей; постоянно совершенствоваться.
В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.
Следуя принципу развивающего обучения ведущему начало еще от И.Ф.Гербарта, Я.А.Коменского, он был против разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.
Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе, обществе, вторая – формирование «миросозерцания», «убеждений». Таким образом по своему содержанию обучение – (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Классическая школа, полагал Ушинский, все меньше соответствует гармонии материального и формального образования и что будущее за современной (реальной) общеобразовательной школой.
Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д.Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.
В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды.
Безусловно новыми в дидактических исканиях К.Д.Ушинского стала его разработка проблем начального обучения. Чему было посвящено большое количество статей. Им были составлены учебные книги для начальных классов «Родное слово», «Детский мир». На этих книгах воспитывались многие поколения детей. Книга «Родное слово» выдержала 167 изданий.
Цели и средства нравственного воспитания
Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Выделял главную задачу воспитания – нравственность.
Нравственное воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга, уважение к людям, искренность, доброжелательность, справедливость.
Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, в которой он видел прежде всего залог нравственной чистоты. Важное место отводил и гражданским задачам – подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.
Средствами нравственного воспитания по Ушинскому является:
• обучение (замечательны его книги, в которых умело сочетается развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);
• личный пример учителя, родителей;
• убеждение, которому придавал большое значение;
• умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
• поощрения, взыскания.
Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но без изнеженности и заласканности. Считал, что в нравственном развитии ребенку нельзя навязывать убеждения, их следует вносить в детскую душу, не совершая над ней насилия.
Ушинский считал, что настоящее воспитание должно обходиться без наказания. Наказание должно быть крайним средством воспитания. Предпочтение отдавалось наказаниям предупредительного свойства. К.Д.Ушинский предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Это–позиция и современной личностно-ориентированной педагогики