double arrow

К.Д.Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство


К.Д. Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство.

К. Д Ушинский - основатель русской педагогической науки. Природоведческие основы педагогической системы К.Д. Ушннского.Идеи народного воспитания.

Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия.

Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского

В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:

• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;

• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;

• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.

Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.

Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.

Педагогика, писал Ушинский, наука в основном философская, она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться рецептами. Указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, логики, философии, истории, географии, статистики, политической экономии. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность «свойств предмета воспитания, то есть человека».




Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя их признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что хорошее воспитание может избавить человечество от многих зол.

Уже в своей первой педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857) показал единство теории и практики. Предостерегал против эмпиризма в педагогике, а так же отвергал умозрительные, абстрактные, оторванные от опыта школы педагогические теории.

Анализируя понятие педагогики как науки и ее предмет– процесс воспитания, – К.Д.Ушинский приходит к заключению, что педагогику (как методику, политику) нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Это не наук, а искусство, которое имеет цель «не обучение того, что существует независимо от воли человека, а практическую деятельность, – будущее….»: искусство, которое «стремится создать то, чего еще нет и перед ним в будущем достигается цель и идеал его творчества». В этом смысле педагогика, по мнению К.Д.Ушинского, есть высочайшее из искусств, потому что оно признано удовлетворить наиболее значимую из потребностей человека – стремление к совершенствованию человеческой природы.



Овладение педагогической наукой полагал Ушинский, мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела. С этой точки зрения педагогика не только наука, но и искусство самое обширное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

Учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель. Он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Основной инструмент учителя – обучение. Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитать учеников своим предметом. Считал, что воспитателем может быть тот человек, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем общении с детьми, когда немеет им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил.

В статье «Проект учительской семинарии» 1861 г. К.Д.Ушинский разработал подробно план подготовки учителей начальных классов, наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными педагогами в учительских семинариях: математика, ботаника, родной язык, история, сведения по сельскому хозяйству. Огромное место в курсе учительских семинарий занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика, а также анатомия, физиология.

По проекту Ушинского в России были открыты лучшие учительские семинарии. К.Д.Ушинский высказал идею об открытии педагогических факультетов в университетах, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей средних школ, предлагал сконцентрировать при педфакультетах развитие и распространение педагогической науки.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: