double arrow

Личность народного учителя и пути его профессиональной подготовки в разработке К.Д. Ушннского


Педагогическое наследие К.Д.Ушинского имеет огромное влияние на развитие школы и педагогической мысли в современных условиях.

Его идея о связи школы с жизнью в современных условиях приобретает особое значение. К.Д.Ушинский говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее жизни, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой с одной стороны, жизнью и наукой – с другой»

Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Понятие «учитель предметник» по мнению К.Д.Ушинского, может означать лишь невысокий уровень профессиональной подготовки учителя. Это пояснение К.Д.Ушинского применимо в наши дни. Требования к современному учителю идентичны тем, которые предъявлял К.Д.Ушинский. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинскому принадлежит инициатива введения и широкого распространения в России звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте с одновременным обучением чтению и письму, который и сегодня является ведущим в начальном обучении. Актуален его принцип народности: современные цели и средства нравственного воспитания.

Ушинский считал, что настоящее воспитание должно обходиться без наказания. Наказание должно быть крайним средством воспитания. Предпочтение отдавалось наказаниям предупредительного свойства. К.Д.Ушинский предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Это–позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.

Проблема соотношения обучения и развития признается сегодня одной из стержневых проблем педагогики. К этому вопросу обращался К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» подробно излагал особенности психологического развития детей в различные возрастные периоды, считал обучение и воспитание могучим фактором развития ребенка.

Педагогика по Ушинскому должна стоять на фундаменте общенаучного круга, «антропологических наук». Актуальность этого его положения для современной педагогики неоспорима.

Современна, актуальна и вечна его характеристика общественного значения профессии учителя. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, борющихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности – одно из величайших дел истории, на этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Резюме

Имя К.Д.Ушинского занимает особое место в истории мировой педагогической мысли. Разносторонне и высокообразованный педагог, К.Д.Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки.

К.Д.Ушинский – один из создателей общественной педагогики, ставивший целью воспитание человека-гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной культурой.

К.Д.Ушинский является одним из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа.

В педагогической системе К.Д.Ушинского значительное место занимали учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и учебного предмета. К.Д.Ушинский глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Дидактика и методика К.Д.Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики, пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, центральное место в котором отводилось родному языку.

Огромный вклад внес К.Д.Ушинский в разработку педагогических проблем физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Его педагогика проникнута оптимизмом, верой в творческие силы ребенка, уважением и разумной любовью к нему.

Учение К.Д.Ушинского сохранило свою актуальность и жизненность для нашего времени, для современной педагогической науки.

Наследие К.Д.Ушинского составляет 11 томов, его педагогические произведения имеют и сегодня научную ценность для русской и мировой педагогики.



Сейчас читают про: