double arrow

Типы сложных предложений в да


Развитие структурных типов простого предложения в са и рна.

Порядок слов из риторической категории становится синтаксической. Порядок слов изначально не был фиксированным и обязательным, но при утрате других способов отличия подлежащего от сказуемого он становится единственно возможным средством выражения синтаксических связей.

Подлежащее – абсолютно обязательный член в предложении. Если его нет в смысловом плане, появляется формальное подлежащее.

...but greet [e:] harm was it, as it thoughte me, that.. – “это мне думалось”. Бесподлежащное-личнообъектное. "It" в нём становится подлежащим.

It thoughte me (развивается двумя путями)

/ \

It seems to me I think that

Модель с формальным подлежащим there прослеживается уже в да.

В да: ...Þær wæs micel wæl зeslæзen on зehwæÞre hond...

(“Там было много мертвых тел набито на каждой руке=с каждой стороны”).

В са: A knight there was, and that a worthy man that fro the time that...

With him there was his son, a young squiere.

Так Чосер представляет каждого героя – и это уже почти современное there.

Все структурные модели предложения к концу са уже оформляются в том виде, как мы их сейчас знаем. В рна простое предложение развивается в основном по пути упорядочивания всех правил, связанных с расположением всех членов, отрицанием, вопросительных предложений. Произошло закрепление их в качестве структурных правил. Так, у Чосера в са порядок слов ещё допускает некоторые варианты:

Whan that Aprille with his schoures sote

The droughte of Marche hath perced to the rote

And bathed every veyne in swich licour,

Of which vertu engendred is the flour…

(“Когда апрель своими ливнями сладостную засуху марта пронзил до корня и оросил каждую жилку такой влагой, от силы которой порождается цветок”). В этом предложение подлежащее Aprille и прямые дополнения the droughte и every veyne охарактеризованы как таковые не какими-либо суффиксами, а только своим местом в предложении. Однако это место не так фиксированно, как в рна: первое прямое дополнение стоит перед сказуемым hath perced, второе, every veyne, после сказуемого, с которым оно связано.

Уже в ранних памятниках да (“Беовульф”) налицо развитая система сложных предложений разных типов. Были сложносочинённые предложения (ССП) и сложноподчинённые предложения (СПП). ССП – более древний тип сложного предложения. ССП отличалось от СПП тем, что в СПП порядок расположения главного и придаточного мог быть разным: When he came home, he set down to dinner. А в ССП: He found her and she agreed to go. Их нельзя поменять местами.




СПП – более поздняя стадия в развитии средств построения связного текста. Его история состоит в превращении ССП в СПП, это история происхождения союзов и союзной связи.

ССП встречаются в да часто, особенно бессоюзные предложения. При союзном сочинении употребляются союзы and “и”, oÞÞe “или”, ac “но”.

СПП также достаточно часто встречается. При подчинении употребляется целый ряд союзов и союзных слов. Придаточные могли связываться с главным без союза, с помощью союзов подчинительной связи и с помощью корреляции. Одним из самых древних способов является относительное подчинение, т.е. подчинение при помощи относительных местоимений и относительных частиц (например, универсальной отн. частицей Þe). Из него развиваются и другие виды подчинения.

Типы подчинённых предложений: дополнительные (союз Þæt, особенно при косвенной речи), определительные (универсальная отн. частица Þe), временные (hwanne “когда”, Þenden “пока не”), причинные (forÞæm “потому что”), условные (зif “если”), уступительные (Þēah (Þe) “хотя”), сравнения (Þonne “чем”, swa “как”) и т.д.

Пример дополнительного придаточного: Ohthere sæde Aelfrede cyninge...Þæt hē ealra norÞmonna norÞmēst būde (“Охтхере сказал королю Альфреду, что он из всех северян севернее всех жил”). Порядок слов в придаточных чаще всего был синтетическим (как в этом примере), но это не было обязательным.



6. Типы синтаксических связей в сложноподчинённом предложении да и их дальнейшее развитие.

В да придаточные предложения могли связываться с главным без союза, с помощью союзов подчинительной связи и с помощью корреляции. В да союзов было много, т.к. они находились в стадии формирования. Они могли быть простыми: Þat=that, ær (похоже на or, но не сохранилось), siÞÞan=since, и сложныым: beÞæm Þe, for Þon Þe (предлог + указательное местоимение + релятивная частица). Союзы были очень многозначны, без закрепленного семантического значения.

К концу са было уже много письменных текстов. В течение этого периода произошло много событий. Корреляция – фонетическое повторение одного и того же слова, сначала в главном, потом в придаточном.

Þā... Þā=как...так...

Swā...swā=когда...тогда...

Þe...Þе=кто...тот...

Позднее всего появляется придаточное определительное – когда додумались использовать вопросительные слова, типа "который".

В са сложные союзы типа swa...swa...выходят из употребления или упрощаются. Иногда части сливаются и образуют цельные союзы: because – германская приставка и романский корень. Появляются заимствованные союзы (till). Союзы начинают разбираться семантически. Происходит их разделение по функциям. Многозначность увеличивается, синонимия уменьшается, так как в каждой группе появляется главный, нейтральный союз: условные – if, временные – when.

Относительные союзы: первым из них был союз Þat. Он употребляется и в са: the man that. Потом появляется which. У Чосера он относится к любому антецеденту: человек, животное, предмет. Потом в эту группу вписываются в косвенные падежные формы вопросительных местоим: hwæt=what и hwa=who – hwæs, hwæm. Но в са они использовались так: which – им.п., whose, whom – косвенные от него.

What входит самым последним в группу относительных местоимений. Оно до сих пор не может вводить придаточное определительное.

В са появились такие союзные слова как: whan that, which that, if that. Были еще те же самые с as. От них осталось только whereas.

Потом в группе относительных союзов постепенно закрепилась современная норма: human – who, non-human – which, нейтральный – that. Сначала был that, потом who и which начали его теснить. В 17 в. that почти перестал употребляться. В нач.18 в. that начинает снова употребляться, и очень часто. Окончательное закрепление произошло в 18 в.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: