Золотая империя чжурчжэней

Чжурчжэни. Начало II тысячелетия н.э. в истории народов Дальнего Востока ознаменовалось выходом на политическую арену тунгусоязычных чжурчжэней.

Чжурчжэнями, начиная с Х века называли племена, проживающие на территории северной Маньчжурии и на опустевших после завоевания бохайских землях. До середины IХ века чжурчжэньские племена жили вперемежку с оставшимся бохайским населением. Во второй половине ХI века усиливается процесс объединения этих племен вокруг чжурчжэньского племени Ваньян. Причиной объединения явились не только рост численности населения и развития экономики, но и необходимость борьбы с киданями.

Падение иноземного ига и провозглашение Золотой империи чжурчжэней (по- китайски – Цзинь) произошло в 1115 г. в годы правления вождя Агуды, принявшего титул императора.

В течение последующих 10 лет чжурчжэни окончательно разбили киданей и захватили их земли. Затем в результате многолетних войн был покорен и обложен податями весь северный Китай. В период своего расцвета Чжурчжэньская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть северного Китая и северной Кореи.

Государственный и общественный строй. Общественная структура многонационального государства была сложной. Во главе стоял император и его многочисленные родственники. Они были крупнейшими собственниками, им принадлежали высшие государственные посты. Далее шла чжурчжэньская аристократия. Ее представители обладали значительным богатством, служили опорой государства. Ниже находились племенные вожди. Простые чжурчжэни составляли костяк армии – земледельцы, скотоводы, охотники, ремесленники.

Общественная структура многонационального чжурчжэньского государства была сложной. Необходимо отметить, что в период своего расцвета 87% населения страны составляли китайцы, только 10% непосредственно чжурчжэни и лишь 3% другие народы.

Страна делилась на 19 губерний, которые возглавлялись своего рода генерал – губернаторами. Как и в бохайском государстве, у чжурчжэней было 5 столиц и много других городов, в том числе на территории Приморья.

Отличительной особенностью чжурчжэньской системы администрации, обусловленной полиэтничным составом страны была отдельная система управления для чжурчжэней и для управления китайцами.

Однако с усилением внутренних связей в 30-х гг. ХII века эта двойная административная система была преобразована в единый для всех народов империи многоступенчатый государственный аппарат. Его основу составляли шесть министерств: общественных работ, юстиции, финансов, церемоний, чинов военных дел. Стоит отметить, что все высшие должности в правительстве были заняты чжурчжэнями. Вместе с тем, большинство чиновников были китайцами.

Кроме того, чжурчжэни имели многочисленную, хорошо обученную и вооруженную армию. Дополнительно для поддержания порядка на завоеванных территориях были созданы особые военные поселения из чжурчжэней.

Хозяйство чжурчжэней. Говоря о хозяйстве чжурчжэней необходимо отметить, что у собственно чжурчжэньских племен не было единого хозяйственного уклада. Основным видом хозяйствования у чжурчжэней было земледелие. Они выращивали просо, пшеницу, бобовые культуры.

Землю пахали на быках, используя железный плуг с лемехом, а также применяли мотыги и лопаты, пользовались ступами и ручными мельницами. Чжурчжэни Приморья занимались скотоводством – разводили крупный рогатый скот и лошадей. Охота же в их хозяйстве не имела большого значения. Важно отметить, что чжурчжэни унаследовали от бохайцев многое из созданной ими материальной культуры. Они стали обладателями огромного технико-экономического потенциала. Например, большого размаха в период существования империи чжурчжэней достигало производство и обработка цветных металлов.

На высоком уровне у чжурчжэней было и гончарное дело. Мастерами применялась совершенная для этого времени технология изготовления сосудов. Так, при формировании использовали шаблоны, дающие четкие профили элементов формы и декора, применялось лощение поверхности. Для нанесения орнамента на посуду применялись штампы - печатки, накатные цилиндры. Все это позволили чжурчжэням перейти от индивидуального производства к производству на широкий рынок.

Развивалось и кожевенное производство, которое включало уже ряд процессов и операций. Ученые, сравнивая современные процессы и операции кожевенного производства с находками эпохи чжурчжэней, находят в них много общего.

У чжурчжэней существовало и деревообрабатывающее производство, причем на высоком уровне. Об этом говорят находки довольно специализированного инструмента на территории Приморья. Например, на чжурчжэньских городищах часто встречаются различные обломки полотен пил, предназначенных как для поперечной, так и для продольной распиловки дерева.

Известно также, что чжурчжэньские мастера занимались изготовлением боеприпасов, а именно пороховых снарядов. Например, первые свидетельства об огневых снарядах связаны с историей именно чжурчжэней. Одной из самых интересных находок в этой области является пороховой снаряд с Ананьевского городища. Размеры длины отлитого изделия равняется “…16-17 см, диаметр в средней части около 9 см, толщина стенок 0,5 – 1,1 см”.

Чжурчжэни жили в наземных деревянных домах с лежанкой – каном.

Такая система отопления жилища появилась у населения Приморья и Восточной Маньчжурии еще на рубеже новой эры и сохранялась у малочисленных народов Дальнего Востока вплоть до начала ХХ века. Так, самый простой по планировке, но наиболее встречающийся кан был односекционным, и сооружался он вдоль какой-нибудь одной боковой стены жилища.

В некоторых жилищах встречаются также небольшие плавильные горны, каменные подпятники от гончарного станка, каменные жернова ручных мельниц и обширные хозяйственные ямы со следами встроенных внутри их деревянных ларей с запирающимися на замок крышками. В этих ларях хранилось зерно и другие продукты питания. Кроме того, к жилищу, как правило, примыкал небольшой хозяйственный двор с различного рода постройками и сооружениями, которые все вместе составляли своеобразный хозяйственно-производственный комплекс -типа усадьбы.

Культура чжурчжэней. Особого внимания заслуживает культура чжурчжэней. Уже спустя 4 года после образования Золотой империи чжурчжэни создали свою слоговую письменность, более отвечавшую нормам их языка, чем китайские иероглифы. Эта письменность получила известность под названием “большое письмо” чжурчжэней и содержала около 3 000 знаков. Наличие собственной письменности является, как известно, одним из важнейших показателей высокого социально-экономического и культурного уровня создавшего его народа.

Даже среди простых ремесленников у чжурчжэней было немало грамотных людей, о чем свидетельствуют многочисленные находки различных изделий, в том числе и керамических, помеченных личными клеймами мастеров в виде знаков чжурчжэнского “большого письма”, которыми, по всей вероятности, записаны их имена.

У чжурчжэней была своя литература и поэзия, широкое развитие получили различные отрасли науки. Как явствует из письменных источников, чжурчжэньские песни, танцы и музыка пользовались известностью среди китайцев.

О развитии декоративно-изобразительного искусства говорят бронзовые зеркала, на тыльной стороне которых с большим реализмом исполнены барельефные изображения цветов, рыб, животных, а также рисунки на бытовые и мифологические темы.

На территории Приморья обнаружено свыше десяти разновидностей чжурчжэньских зеркал, характеризующихся большим разнообразием сюжетов и высокой техникой исполнения имеющихся на их тыльной стороне рисунков. Особый интерес вызывают бронзовые скульптурки духов предков.

Культ предков занимал заметное место в религиозных воззрениях чжурчжэней, в связи с чем, отливая из бронзы фигурку в честь предка, они стремились придать ей портретное сходство.

Заметных успехов достигли чжурчжэни в области монументальной скульптуры и дворцово–храмовой архитектуры. Об этом можно судить по обнаруженным в окрестностях г. Уссурийска каменным изваяниям людей, тигров и баранов.

Большинство чжурчжэней, как и бохайцы исповедовали шаманизм, а знать и чиновничество – буддизм. Исследователи, анализируя источники, отмечают наличие элементов анимизма и магии в традиционных верованиях чжурчжэней, причем особое место в этих верованиях занимают различные культы. Чжурчжэни одухотворяли различные явления природы, связывая их исключительно с деятельностью тех или иных духов.

О распространении буддизма у чжурчжэней говорят как письменные источники, так и материалы археологических раскопок. Так, на Николаевском городище выявлены остатки буддийского монастыря, на Ананьевском, Шайгинском и Чугуевском городищах найдены бронзовые статуэтки Будды.

Археологические памятники эпохи чжурчжэней. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь (Субинь) с центром в районе современного г. Уссурийска. Она включала в себя три городища, укрепленные высокими валами. Два из них (Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское) находились на равнине, в черте современного города и в настоящее время разрушены. Третье (Краснояровское городище), имеющее наибольшую протяженность городских стен, занимает высокий отрог горного плато на правом берегу р. Раздольная, в трех километрах к югу от Уссурийска. На территории Уссурийска, между двумя городищами находились также и могилы знатных чжурчжэней. Перед ними ставились каменные статуи полководцев и чиновников, тигров и баранов, а также посвященные умершим каменные стелы на пьедесталах в виде каменных черепов.

Кроме того, на территории Приморья имелось большое число других городов (Николаевское, Чугуевское, Стеклянухинское и др. городища). Иногда чжурчжэни поселялись на месте старых бохайских городов, при этом они надстраивали городские стены, сооружали на них оборонительные башни и усиливали защитные сооружения городских ворот.

Уникальным памятником культуры чжурчжэней на территории Приморья является Шайгинское городище. Городище находится примерно в 70 км к северу от г. Находка и нескольких км к югу от с. Сергеевка Партизанского района и расположено на одном из южных острогов Сихотэ-Алиня. Южная сторона этого отрога круто обрывается к долине р. Ратной (бывшей р. Шайги) – левого притока р. Партизанской (бывшей р. Сучан), а западная – к долине р. Партизанской. Юго-западная оконечность отрога прорезана глубоким распадком, по дну которого протекает ручей Батарейный, питаемый многочисленными ключами. С западной, северной и восточной сторон этот распадок окружен высокой грядой сопки, по гребню которой проходит сооруженный из земли и камня оборонительный вал.

Высота оборонительного вала в зависимости от крутизны склона сопки с внешней стороны городища, а следовательно, от ее доступности для осаждающего противника, колеблется от 0,5 до 5 м. Шайгинское городище имело трое ворот, через которые осуществлялся проезд на территорию городища и выезд из него. Главные ворота находились в средней части северной линии оборонительной стены. Внешний склон сопки, обращенный к долине р. Партизанской, довольно пологий и легко преодолимый как для пеших воинов, так и для конницы, в связи с чем, вал в этом месте достигает наибольшей высоты. Кроме того, примерно в 30 м по обе стороны от ворот в валу были сооружены две башни, откуда можно было обстреливать из лука ближайшие подступы к воротам.

Вся территория Шайгинского городища системой внутренних валов, улиц, естественных оврагов и распадков делилась на кварталы. Население каждого квартала в зависимости от профессионально-производственной деятельности принадлежало к определенному социальному сословию.

Находка на городище серебряной пайцзы (верительной бирки) тысячника, текст которой выгравирован на чжурчжэньском языке, позволяет заключить, что здесь когда- то находилось не менее 1000 жилищ, то есть хозяйственных дворов (к настоящему времени раскопками вскрыты остатки 278 жилищ).

Этот факт, наряду с другими данными (наличие большого числа ремесленных мастерских, крупных складских зданий под черепичной крышей, разветвленной сети улиц, кварталов, редута, где размещалась ставка военного коменданта, нескольких огороженных земляными валами, так называемых “внутренних”, или “запретных” городов и т.п.), свидетельствуют о том, что это был сравнительно крупный город с многотысячным населением.

Все раскопанные жилища были наземными, каркасно-столбовой конструкции, с отопительной системой типа кан. Размеры жилищ, их интерьер целиком зависели от числа членов семьи и их социального статуса. Наиболее крупные жилища имели площадь 50 и более квадратных метров.

Жители Шайгинского городища занимались различными видами ремесел и земледелием, выращивая, судя по многочисленными находкам, пшеницу, ячмень, гречиху, сою, просо, чумизу, гаолян. Наряду с этим они занимались разведением крупного рогатого скота, коневодством и свиноводством, а также охотой, рыбной ловлей и таежными промыслами, в том числе собирательством дикоросов.

В ХII веке на территории Центральной Азии обитали кочевые племена монголов.

К концу ХII века одному из монгольских ханов Чингис-хану удалось объединить все монгольские племена в единую империю.

В начале ХIII века на съезде монгольской знати Чингис – хана объявили Великим ханом всех монголов. Через некоторое время он начинает завоевательные походы против соседних стран.

В его поле зрения попадает и империя чжурчжэней. Многочисленные походы монголов завершились падением Золотой империи в 1234 г. В период, когда Золотая империя Чжурчжэней переживала глубокий внутренний кризис, от нее отделились несколько территорий. Так в 1215 г. в Приморье возникает государство Восточное Ся, просуществовавшее лишь 19 лет. Монгольское завоевание в 1233 году положило конец существованию Восточного Ся.

Походы Чингис – хана и его полководцев принесли смерть и разрушения на многие государства. Были разгромлены Китай, страны Средней Азии, в заброшенный край превратилась территория чжурчжэньской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: