Развитие сельского хозяйства. Специфика колониальной политики не могла не оказать влияние на экономику региона. Освоение восточной окраины российской империи носило преимущественно аграрно-сырьевой характер. Развитие сельского хозяйства Дальнего Востока имело свои особенности:
1. 1. Дальневосточное крестьянство в целом было более зажиточным, чем крестьянство европейской части России. Крестьянский двор в Приморской области в среднем имел в 5-6 раз больше земли по сравнению с центральной частью страны. Крестьяне получали землю в общинное владение: община имела право производить регулярные переделы участков, продавать землю другому обществу, причем осуществление таких сделок строго контролировалось властями. Выкуп земли в частную собственность осуществлялась под контролем генерал – губернатора (участки до 400 десятин – губернатора), по его личному разрешению. Продажа земли иностранцам запрещалась.
2. 2. На Дальнем Востоке не существовало помещичьего землевладения.
|
|
3. 3. Земля, в основном, принадлежала государству. Правительство усиленно насаждало в дальневосточном регионе кабинетское землевладение. Кабинетскими землями назывались земли, находящиеся во владении кабинета министров. Их общая площадь, включая Восточную Сибирь, составляла 23 млн. десятин. К кабинетским землям относились территории, занятые под железные дороги, государственные предприятия, военные объекты, государственный фонд.
На Дальнем Востоке выделялись две большие группы областей. Одна из них - аграрные районы с развитым зерновым товарным хозяйством, – это Приамурье и Приморье. Другая – это западные области региона, где сельское хозяйство было развито слабо и удовлетворяло лишь внутренние потребности.
Ведущей отраслью сельского хозяйства в Приамурье и Приморье было земледелие: здесь выращивались пшеница (озимая и яровая), рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, конопля, лен, табак и пр., с конца XIX века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Быстрее других росли посевы высокотоварных культур – пшеницы и овса: к 1916 г. они занимали около 80% посевных площадей Приморской области. В конце XIX века появились хозяйства, применявшие паровую систему земледелия, с трех- и четырехпольным севооборотом; все более широкое распространение получили плуги, жатки, молотилки, веялки, сенокосилки и другие сельскохозяйственные машины и орудия, за счет активного притока мигрантов быстро формировался рынок труда. Несмотря на рост валовых сборов зерна и картофеля в целом Приморская область к концу XIX века не обеспечивала себя продовольствием. Его ввозили из европейской России, Маньчжурии, Северной Америки.
|
|
Кроме земледелия развивалось животноводство, разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Зародилось пантовое оленеводство, развивалось также птицеводство и пчеловодство. С 1909 г. появилось маслоделие, которое растет довольно быстрыми темпами. С 1912 г. была организована агрономическая помощь селу, наладилась селекционная работа, создаются первые опытные поля, показательные фермы. То есть в регионе формируются высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.
Развитие промышленности. Как уже отмечалось, дальневосточный регион представлял для России интерес, прежде всего, как источник сырьевых ресурсов. Этим объясняется преобладание в экономике региона добывающих отраслей промышленности. Среди них важное значение придавалось добыче золота. В 1900 г. на 32 золотых приисках Приморской области было добыто 160 пудов золота.
С 60-х годов XIX века в южных районах Приморской области (район залива Посьета, Сучан и др.) началась разработка угольных месторождений. Получили свое развитие специфические отрасли – зверобойный, морской промыслы, добыча рыбы и морепродуктов. Крупные китобойные предприятия принадлежали русским и иностранцам. Быстро развивались мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная промышленность. В 1900 г. в области было уже 395 мельниц, в том числе 11 паровых.
В Приморье действовали более 20 предприятий по производству кирпича с преобладанием ручного труда. После придания Владивостоку статуса главного Тихоокеанского порта России мастерские технического оборудования были преобразованы в судоремонтный завод (Дальзавод). В 1900 г. на нем уже работало более 800 человек. В начале ХХ века более динамично развивалась обрабатывающая промышленность: ежегодный прирост ее валовой продукции в 1909 – 1913 гг. составлял 32%, в этой сфере производства активно использовались двигатели, механизмы, различная техника (совокупная мощность двигателей за 1901 – 1913 гг. увеличилась в 21 раз).