Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение

Развитие сельского хозяйства. Специфика колониальной политики не могла не оказать влияние на экономику региона. Освоение восточной окраины российской империи носило преимущественно аграрно-сырьевой характер. Развитие сельского хозяйства Дальнего Востока имело свои особенности:

1. 1. Дальневосточное крестьянство в целом было более зажиточным, чем крестьянство европейской части России. Крестьянский двор в Приморской области в среднем имел в 5-6 раз больше земли по сравнению с центральной частью страны. Крестьяне получали землю в общинное владение: община имела право производить регулярные переделы участков, продавать землю другому обществу, причем осуществление таких сделок строго контролировалось властями. Выкуп земли в частную собственность осуществлялась под контролем генерал – губернатора (участки до 400 десятин – губернатора), по его личному разрешению. Продажа земли иностранцам запрещалась.

2. 2. На Дальнем Востоке не существовало помещичьего землевладения.

3. 3. Земля, в основном, принадлежала государству. Правительство усиленно насаждало в дальневосточном регионе кабинетское землевладение. Кабинетскими землями назывались земли, находящиеся во владении кабинета министров. Их общая площадь, включая Восточную Сибирь, составляла 23 млн. десятин. К кабинетским землям относились территории, занятые под железные дороги, государственные предприятия, военные объекты, государственный фонд.

На Дальнем Востоке выделялись две большие группы областей. Одна из них - аграрные районы с развитым зерновым товарным хозяйством, – это Приамурье и Приморье. Другая – это западные области региона, где сельское хозяйство было развито слабо и удовлетворяло лишь внутренние потребности.

Ведущей отраслью сельского хозяйства в Приамурье и Приморье было земледелие: здесь выращивались пшеница (озимая и яровая), рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, конопля, лен, табак и пр., с конца XIX века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Быстрее других росли посевы высокотоварных культур – пшеницы и овса: к 1916 г. они занимали около 80% посевных площадей Приморской области. В конце XIX века появились хозяйства, применявшие паровую систему земледелия, с трех- и четырехпольным севооборотом; все более широкое распространение получили плуги, жатки, молотилки, веялки, сенокосилки и другие сельскохозяйственные машины и орудия, за счет активного притока мигрантов быстро формировался рынок труда. Несмотря на рост валовых сборов зерна и картофеля в целом Приморская область к концу XIX века не обеспечивала себя продовольствием. Его ввозили из европейской России, Маньчжурии, Северной Америки.

Кроме земледелия развивалось животноводство, разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Зародилось пантовое оленеводство, развивалось также птицеводство и пчеловодство. С 1909 г. появилось маслоделие, которое растет довольно быстрыми темпами. С 1912 г. была организована агрономическая помощь селу, наладилась селекционная работа, создаются первые опытные поля, показательные фермы. То есть в регионе формируются высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Развитие промышленности. Как уже отмечалось, дальневосточный регион представлял для России интерес, прежде всего, как источник сырьевых ресурсов. Этим объясняется преобладание в экономике региона добывающих отраслей промышленности. Среди них важное значение придавалось добыче золота. В 1900 г. на 32 золотых приисках Приморской области было добыто 160 пудов золота.

С 60-х годов XIX века в южных районах Приморской области (район залива Посьета, Сучан и др.) началась разработка угольных месторождений. Получили свое развитие специфические отрасли – зверобойный, морской промыслы, добыча рыбы и морепродуктов. Крупные китобойные предприятия принадлежали русским и иностранцам. Быстро развивались мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная промышленность. В 1900 г. в области было уже 395 мельниц, в том числе 11 паровых.

В Приморье действовали более 20 предприятий по производству кирпича с преобладанием ручного труда. После придания Владивостоку статуса главного Тихоокеанского порта России мастерские технического оборудования были преобразованы в судоремонтный завод (Дальзавод). В 1900 г. на нем уже работало более 800 человек. В начале ХХ века более динамично развивалась обрабатывающая промышленность: ежегодный прирост ее валовой продукции в 1909 – 1913 гг. составлял 32%, в этой сфере производства активно использовались двигатели, механизмы, различная техника (совокупная мощность двигателей за 1901 – 1913 гг. увеличилась в 21 раз).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: