Вопросы и задания к документам
Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича
Приказываю дети свои своей княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем.
А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Аньдрею, князю Петру. А брат мои, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отець его, князь Андреи. А сына своего, князя Василья, благословляю на старишии путь в городе и в станех моего удела двою жеребье половина, а трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина.
1. О каких особенностях управления Новгородской республикой говорится в документе 1? Подумайте, каковы были причины особого положения Новгорода в сравнении с другими русскими землями?
2. Прочитайте документ 3. Охарактеризуйте формы зависимости русских земель от монголо-татар в период ордынского владычества.
3. На основе документов 2, 3 и 4 попытайтесь определить собственную позицию по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия в русской истории?
4. Прочитайте документ 5 и ответьте на следующий вопрос: В чем состояла особенность дележа имущества и наследства между сыновьями после смерти князя, принятая в Московском княжестве, в отличие от других княжеств?
План:
1. Московское царство и взаимоотношения с мусульманским этносом (Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Османская империя.)
2. Иван IV-первый царь Всея Руси.
Основные понятия: централизованное государство, самодержавие, сословная система организации русского общества, служилое дворянство, Избранная рада, опричнина, бояре, вотчина, земщина, местничество, наряд, сословно-представительная монархия, ясак.
Цели: уяснить основные исторические процессы в российской и мировой истории конца XV - XVI вв.; проследить этапы развития и укрепления Московского государства.
После изучения темы студент должен знать:
-основные тенденции, характерные для развития Западной и Центральной Европы в XV-ХVI вв.;
-особенности формирования Российского централизованного государства;
-эволюцию российского государственного аппарата в данный период;
-отличия российского самодержавия от западноевропейского абсолютизма;
-цели, содержание и результаты социально-экономических преобразований в России в конце XV-XVI вв.;
-процесс складывания крепостнических отношений в России;
-сущность и последствия опричнины Ивана Грозного;
-положение церкви в России в ХV-ХVI вв.;
-основные внешнеполитические успехи и неудачи Российского государства;
-основные понятия и исторические термины.
При подготовке к занятию, обратите внимание на специфику системы власти Московского государства, происходящего из удельного княжества через присоединение к Москве других уделов. Далее охарактеризуйте механизм функционирования сословного строя. Выпишите определение понятия «сословие». Под влиянием каких факторов складывался сословный строй в России? Как создавалась особая служилая система? Что такое вотчина и поместье? Отметьте их отличия.
В истории России эпоха Ивана IV Грозного была временем сложным и противоречивым. Тем не менее, в этот период началось осуществление крупных преобразований, проведенных в масштабах единого Российского государства.
Десятилетие реформ было связано с деятельность Избранной рады. Вспомните, кто входил в ее состав, и откуда происходит такое название? Избранная рада проводила структурные реформы, необходимые государству: создание центрального аппарата управления; принятие нового свода законов; церковная реформа; реформа налогово-финансовой системы; реформа местного управления и отмена системы кормлений; военная реформа и ограничение местничества. Покажите, как эти реформы способствовали оформлению централизованного государства? Как складывалась самодержавная монархия? В 1560 г. правительство Избранной рады прекратило свое существование. Каковы, на Ваш взгляд, причины падения правительства Избранной рады?
Период с 1565 по 1572 г. именуется опричниной Ивана Грозного. Что означает это понятие? Историческое явление опричнины - одно из самых сложных, уникальных и загадочных. Подумайте над сущностью опричнины. Сравните точки зрения историков XIX в., 20- 30-х гг. XX в. и современных исследователей на роль, смысл и значение опричнины. Выскажите свое суждение. Поразмышляйте над следующей проблемой: Известно, что главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства ради убийства. Однако самая страшная и существенная характеристика опричнины заключается в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем держалась их уверенность?
Одним из результатов опричнины явилось исчезновение из центральных регионов черносошных крестьян. Что это за категория? Что подготовило условия для полного закрепощения крестьян?
Проанализируйте сущность внешнеполитической деятельности царя Ивана Грозного. Определите, какое из направлений (западное или восточное) оказалось более успешным? Рассмотрите результаты Ливонской войны, ее роль и место в истории России ХVI в.
Важным является вопрос о главных направлениях и итогах внешнеэкономической деятельности российского правительства во второй половине XV-XVI вв. Проанализируйте ход развития торговых отношений России с Востоком. Какое направление внешней торговли получило приоритетное развитие при Иване Грозном? Почему? Какова была роль государства в отношении отечественного предпринимательства? Дайте оценку внешнеэкономической деятельности государства в XVI веке. Укажите, что сдерживало развитие внешнеторговых отношений России?
В России к концу ХVI в. сложилось единое централизованное государство, имеющее свои особенности и самобытные черты. Постарайтесь выделить основные факторы, влиявшие на создание единого Российского государства.
Подчеркните, что к концу ХVI в. Российское государство сформировалось как государство самодержавного типа. Подумайте над вопросом, что обусловило такой тип государства, жесткую централизацию и крепостнические отношения? Как сказалась на типе государства необходимость борьбы с внешними врагами за независимость? Как влияла государственная власть на общественную жизнь и, какую роль играл церковно-религиозный фактор?
Сообщения:
1. Избранная рада: состав, деятельность, итоги.
2. Начало освоения Сибири. Первые русские землепроходцы.
3.Иван Выродков - первый русский инженер.
Обязательная литература и источники:
1. Судебник 1550 г. (Извлечение)//Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2004. - С. 43 – 50.
2. История государства и права России: Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2003. - С. 79 – 113.
3. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 132 – 188.
4. История России: Учебник для вузов/Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 75 – 126.
5. История России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Орлова и др. - М.: Проспект, 2004. - С. 74 – 104.
6. Мунчаев, Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов/Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2003. - С. 73 – 87.
7. Россия в мировой истории. Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.С. Порохни. - М.: Логос, 2003. - С. 58 – 68.
8. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.61-80.
Дополнительная литература:
1. Альшиц, Д.Н. Начало самодержавия в России/Д.Н. Альшиц. - М.,1988.
2. Зимин, А.А. Россия времен Ивана Грозного/А.А. Зимин, А.Л. Хорошкевич. - М.,1982.
3. История Сибири. - Л.: Наука, 1968. - Т. 2. - С. 25 – 55.
4. Кобрин, В.Б. Иван Грозный/В.Б. Кобрин. - М.,1989.
5. Миненко, Н. Хождение за «Камень». Новая версия/Н.Миненко// Родина. - 2000. - №5.
6. Скрынников, Р. Г. Царство террора/Р.Г. Скрынников. - Спб.,1992.
7. Скрынников Р. Г. Третий Рим. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 512 с. ISBN: 9785998912047 https://www.biblioclub.ru/47115_Tretii_Rim.html
8. Худяков, Ю. Хан Кучум и его войско/Ю.Худяков// Родина. - 2000. - №5.
1. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства?
2. Каковы особенности формирования Российского государства? Какую эволюцию претерпел государственный аппарат к середине ХVI в.?
3. Что такое «опричнина» и «земщина»? Какова их социально-экономическая сущность?
4. Как проходило формирование российской денежной системы в XV-XVI веках?
5. Каковы были направления внешнеэкономических связей России в эпоху Ивана Грозного?
6. Как изменилось положение церкви в России в ХV-ХVI вв.?
7. Каковы основные внешнеэкономические и внешнеполитические успехи и неудачи Российского государства?
8. Как складывалось крепостное право в России?
Упражнения:
1. Проследите изменения геополитического положения России в XVI в. Отразите их графически.
2. На основании данных учебника покажите динамику социокультурного развития России в XVI в. что нового появилось в образе мысли и жизни россиян, их обычаях и нравах за это время? Представьте этот материал в виде схемы.
3. Составьте схему: «Органы власти и управления в России в сер. ХVI в.»
Аннотация статей:
1. Володихин Д. «Смело выдвигал новых людей…». Опричные полководцы//Родина. – 2008. - №6. – С.48-53.
2. Найденова, Л.П. Священник Сильвестр: XVI век/Л.П. Найденова//Преподавание истории в школе. - 2002. - №3.
3. Первая война России и Европы. «Неизвестная» Ливонская война//Родина. - 2004. - №12.
4. Семенов И. «Живые поминки». Охотничьи подарки в посольском обычае Кремля//Родина. – 2008. - №9. – С.109-115.
5. Трепавлов, В.В. Астраханское ханство/В.В. Трепавлов//Преподавание истории в школе. – 2002. - №8. – С.14-19.