ЗАДАНИЕ III
ЗАДАНИЕ II
Темы I задания
1. Образование Древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки.
2. Социально-экономическое развитие Древней Руси в IX - XIII вв.
3. Социально-политическое развитие, особенности политического строя Древнерусского государства в IX - XIII вв.
4. Период раздробленности Древнерусского государства (XII - начало XIII вв.). Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская Русь: особенности социально-экономического и политического развития.
5. Языческие верования восточных славян. Крещение Руси и его историческое значение. Церковь в Древней Руси.
6. Новгородская земля в XIII - XV вв.: особенности социально-экономического и политического строя. Борьба с немецкой и шведской агрессией. Александр Невский.
7. Русские земли в составе Русско-Литовского государства: особенности исторического развития (XIII - середина XVI вв.).
8. Борьба русских земель с монголо-татарским завоеванием. Золотая Орда и русские земли: система взаимоотношений и последствия.
9. Объединение русских земель и формирование Московского государства: причины и особенности. Первый этап объединения (конец XIII - середина XIV вв.) и его итоги.
10. Объединение русских земель и формирование Московского государства: второй этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) и его итоги.
11. Объединение русских земель и формирование Московского государства: третий, завершающий этап объединения (вторая половина XV - нач.XVI вв.).
12. Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв. Формирование крепостного права.
13. Государственный строй Московской Руси XVI - XVII вв.
14. Правление Ивана IV Грозного: Избранная рада и опричнина.
15. Смутное время” в истории России: причины, этапы и события, последствия.
16. Россия в период царствования первых Романовых (1613-1682 гг.).
17. Проблема модернизации России и реформы Петра I. Преобразования в социально-экономической сфере.
18. Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.
19. Эпоха «дворцовых переворотов»: основные тенденции социально-экономического и политического развития России 1725-1762 гг.
20. Политика “просвещенного абсолютизма” в России: цели, содержание, противоречия, особенности. Политика Екатерины II.
21. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века. Александр I, Николай I.
22. Формирование и развитие консервативно-монархического, либерального, революционного движений России в XIX в.
23. Правление и политика Александра II. Великие реформы 1860-х - 70-х годов: причины, содержание, значение.
24. Пореформенное развитие Российской империи (1881 - 1905 гг.): политическое, социальное, экономическое. Политика Александра III.
25. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы и события, итоги. Формирование многопартийной системы в России.
26. Становление российского парламентаризма (1906-1917 гг.).
27. Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.
28. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Назревание общественно-политического кризиса в стране. Победа Февральской революции.
29. Альтернативы общественного развития России после свержения монархии (март-октябрь 1917 г.). Победа Октябрьской революции.
30. Партия большевиков у власти: первые социалистические преобразования (октябрь 1917 - весна 1918 гг.). В.И.Ленин.
31. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия. Идеология и политика “военного коммунизма”.
32. Новая экономическая политика: сущность, цели, значение. Политическое развитие страны в годы НЭПа. Образование СССР.
33. Социально-экономическое развитие СССР в 1928-1941 гг. Первые пятилетки: планы, итоги, оценки.
34. Советская политическая система и особенности ее развития в 1930-е годы. Государственная деятельность И.В. Сталина.
35. Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза: история, итоги и уроки.
36. Формирование новой системы международных отношений в 1945-1953 гг. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенное время.
37. Поиски путей оптимизации развития общества в 1950-е - середине 1960-х годов. Н.С. Хрущев.
38. Советское общество в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Государственная деятельность Л.И. Брежнева.
39. Этапы, характер и содержание политики “перестройки” (1985-1991 гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева.
40. Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2000-е гг. Государственная деятельность Б.Н. Ельцина, В.В. Путина.
Образец: План первого задания
Движение декабристов и его место в российской истории
План
Введение
I. Движение декабристов: цели, организации, деятельность.
1. Причины, исторические корни движения декабристов
2. Первые организации будущих декабристов: «Союз спасения», «Союз благоденствия»
3. Северное и Южное общества декабристов
4. Программные документы декабристов. «Конституция» Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля
5. Восстание 14 декабря 1825 г.: события, причины поражения.
6. Декабристы и царизм: проблемы взаимоотношений. Судьбы декабристов.
7. Значение движения декабристов
а) влияние декабристов на развитие общественной мысли и общественно-политическое движение России
б) историческая наука о месте и роли декабристов в российской истории
III. Заключение.
Список литературы.
Образец: Термины и понятия
Корниловский мятеж – попытка мятежа 25 - 31 августа 1917 г., предпринятая Верховным главнокомандующим русской армией генералом Л.Г. Корниловым. Цель мятежа – установить военную диктатуру, предупредить возможный захват власти большевиками. Корнилов намеревался занять Петроград, обезоружить гарнизон, разогнать Петроградский совет. 30 августа попытка переворота была предотвращена усилиями Петроградского совета и отрядов Красной Гвардии и верными Временному правительству войсками
Выберите из предложенного списка по последней цифре шифра зачетной книжки две исторические личности. Дайте характеристику и анализ роли этих деятелей в истории России, выделите наиболее значимые события и факты их деятельности, оцените их вклад в историю России (см. пример).
До середины XIX в. | С середины XIX в. |
1. Владимир Мономах 2. Сергий Радонежский 3. Иван III Великий 4. Протопоп Аввакум 5. А.Л. Ордин-Нащокин 6. А.Д. Меньшиков 7. М.В. Ломоносов 8. А.В. Суворов 9. Емельян Пугачёв 10. М.М. Сперанский | 1. Н.А. и Д.А. Милютины 2. К.П. Победоносцев 3. С.Ю. Витте 4. П.И. Милюков 5. П.А. Столыпин 6. Л.Д. Троцкий 7. В.М. Молотов 8. Г.К. Жуков 9. Ю.В. Андропов 10. А.Д. Сахаров |
Пример: Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (978-1054) – великий князь киевский в 1019-1054 гг., правление которого стало временем наивысшего политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства. Сын великого князя Владимира I Красное Солнышко. В результате победы в междоусобной войне над Святополком Окаянным в 1019 г. захватил престол в Киеве. В 1036 г. под Киевом нанёс сокрушительное поражение печенегам, после которого они прекратили набеги на Русь. Способствовал распространению книг и переводов византийских сочинений, основывал школы, положил начало летописанию на Руси. В период его правления создаются первые монастыри, включая знаменитый Киево-Печерский монастырь, сооружаются Софийские соборы в Киеве и Новгороде, основываются города Ярославль, Юрьев (совр. Тарту) и Новгород Северский. Создал первый письменный свод законов на Руси – «Русскую правду». В области внешней политики добивался укрепления международного авторитета Киевской Руси. В 1051 г. без участия константинопольского патриарха поставил митрополитом Иллариона — первого митрополита русского происхождения. Кроме того, укреплял международные связи через династические браки: сам был женат на шведской принцессе Ингегерде, а его дети были связаны семейными узами с представителями правящих династий Франции, Византии, Норвегии, Венгрии и Польши. В конце жизни раздал свои владения в уделы сыновьям, завещая им отказаться от междоусобиц. Признав за каждым сыном право владеть определённым уделом, фактически заложил основы для начала политической раздробленности.
Выберите по последней цифре шифра зачетной книжки один термин. Оформите ответ в виде таблицы или схемы, в которой раскройте следующие вопросы:
1) определение общественно-политического движения, организации, партии;
2) время создания и существования;
3) лидеры;
4) названия и время принятия программных документов, основные программные положения по вопросам:
а) конечные цели;
б) политические требования;
в) аграрный;
г) рабочий;
д) национальный;
е) тактика (средства и методы борьбы).