Научные школы в области психологии
Назвать научные школы университетской психологии в их преемственных связях и отношениях (нарисовать дерево научных школ).
Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.
Психологические сообщества - это группа ученых, объединенных вокруг крупного ученого-лидера, созданная для разработки проблем. Совокупность проблем – есть научная программа, в которой обозначены цели, методы и способы решения поставленных проблем. В школе происходит обучение науке, приходящее в процессе дискуссий, обсуждений, споров – то есть, наличествует образовательная функция. Вторая функция – исследовательская, в школе происходит возникновение научного знания, движение к прогрессу. Наука – это коллективный труд, но в науке важна деятельность каждого отдельного ученого и исследователя.
· Школа Г.И. Челпанова
· Школа Л.В. Выготского
· Психологофизилогическая школа Соколова
· Школа социальной психологии
· Школа А.Н. Леонтьева
· Школа Б.В.Зейгарник
Георгий Иванович Челпанов родился 16 апреля 1862 года в городе Мариуполе Екатеринбургской губернии. Начальное образование получил в местном приходском училище, затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую он окончил в 1883 году. Именно там он впервые заинтересовался психологией. Его колебания, кого избрать своим руководителем склонилось в пользу Н.Я. Грота, и в 1883 году Челпанов поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, где в то время преподавал Н.Я.Грот. В 1887 году Челпанов закончил его с золотой медалью, позже сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в 1891 году стал приват-доцентом Московского университета, а в 1892 году был зачислен в приват-доценты Киевского университета. С 1897 года Челпанов работал в Киеве, вел и редактировал труды организованного психологического семинара. В это время он активно занимался проблемами педагогики.
Челпанов не был противником экспериментальной психологии, но был против использования ее в педагогики. Он доказывал, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука, а ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые столь же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Этим позиция Челпанова резко отличалась от взглядов других ведущих ученых того времени, считавших необходимым объединение психологии с другими науками, главным образом физиологией или философией. Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений между психическим и физическим он считал психофизический параллелизм.
В 1907 году Челпанов был избран профессором философии и психологии Московского университета, где он впоследствии организовал лабораторию и психологический семинар. В 1909 году он выпустил книгу, в которую входило 16 лекций ученого «Об исторических законах», там он указывает 2 подхода: идеалистический и материалистический. Отстаивал позицию о высокой значимости человека и его психики, то есть признавал значение духовного фактора в истории. В своей психологической концепции Челпанов последовательно отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии, продолжая традиции западноевропейской психологии, и прежде всего Вундта и вюрцбургской школы. На Втором Всероссийском съезде по задачам психологии, состоявшемся в июле 1909 года, Челпанов выступил с докладом в котором показал приведенный им анализ задач развития современной психологии. В следующем году на заседании Психологического общества он обратил внимание на индивидуальную психологию. В 1914 году на базе лаборатории психологических исследований и психологического семинара возник Психологический институт, организованный Г.И. Челпановым. С 1914 года и до 1923 года Челпанов был директором этого института, но ему было предложено передать руководство К.Н.Корнилову. Уйдя из института, ученый практически был лишен возможности продолжать научную деятельность. В 1926 году он подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Челпанов стал заниматься научным творчеством в Государственной академии художественных наук, где исследовал проблемы восприятия пространства и художественного творчества.