double arrow

Школа С.Л.Рубинштейна. Главные идеи. Принцип единства сознания и деятельности


Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе, в семье адвоката. В 1908 году он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование решил получить в Европе, поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Окончил факультет философии в 1914 году. Первая мировая война вынудила его уехать обратно в Одессу, там он преподавал в гимназии. В 1919 году историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В 1921 году он был избран профессором кафедры психологии Одесского института народного образования. В 1922 году он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По его мнению, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль в деятельности формировании человека и его психики. С середины 1928 года ученый стал внештатным профессором Института народного образования. В этот период в Одессе он выпустил ряд статей «Развитие мышления у подростков». В 1930 году он переехал в Ленинград, где возглавил кафедру Ленинградского педагогического института. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Рубинштейн сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. По его мнению, основной способ существования психического – это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление, как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания.




В 1940 году Рубинштейн издал книжку «Основы общей психологии», в ней он отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Также предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка.

Во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск. Осень того же года он отправился в Москву, где начал работать в институте психологии при МГУ. В 1945 году он создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора бала организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР. В 1946 году Рубинштейн опубликовал второе, доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. Его сняли со всех постов и перестали опубликовывать его книги. Только в 1957 году опубликовали «Бытие и сознание». Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработки концепции человека. Она была издана только после его смерти в 1973 году «Человек и мир». Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 году



4. Школа А.Н.Леонтьева: главные идеи. Направления развития школы.

А.Н. Леонтьев (1903-1979) родился в Москве в семье служащего, окончил реальное училище и поступил на факультет общественных наук Московского университета, но в 1924 был отчислен и сдавал экзамены экстерном.. В университете Леонтьев слушал лекции Шпета, Преображенского, Бухарина и др. известных философов и психологов. Своим обращением в психологию он обязан Челпанову, который пригласил его в качества сотрудника в психологический институт.



Первые работы Леонтьева были в русле исследований А.Р. Лурия (аффективные комплексы, спряженная моторная методика и т.д.). Лишь после нескольких работ такого плана начинаются работы в культурно-исторической парадигме Выготского.

В конце 20-х годов ситуация в стране складывается неблагоприятно, и Леонтьеву приходится уехать в Украину в только что организованный психоневрологический институт. Там Леонтьев становится заведующим сектором психологии, и одновременно он возглавляет кафедру психологии в пединституте и отдел психологии в НИИ педагогики. Так возникает знаменитая Харьковская школа.

За всё время в школе Леонтьева разрабатывались едва ли не все проблемы психологической науки с позиций психологической теории деятельности. Сам Леонтьев в своих поздних работах затрагивает в основном теоретико-методологические проблемы психологии - «философию психологии», а также вопросы истории психологии, проблемы психологии искусства, психологии личности и др. Под руководством Леонтьева разрабатываются также проблемы эргономики и инженерной психологии, проводятся экспериментальные исследования восприятия и др. В школе А.Н.Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных его видов.

К концу 60-х гг. А.Н.Леонтьева начало беспокоить то, что разработка категориального аппарата теории деятельности остановилась, а «деятельностным подходом» называют зачастую совсем не то, что заслуживало бы такого названия. И в 1969 г. на квартире А.Р.Лурии состоялась знаменитая дискуссия о теории деятельности.







Сейчас читают про: