double arrow

ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Http://www.magister.msk.ru/library/history

Федоров, В.А. История России XIX- начало XX в.: учебник для истфаков университетов / В.А. Федоров, В.А. Георгиев, Н.Д. Ерофеев – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.

Кузнецов, И.Н. Отечественная история. Учебник. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К., 2009. – 816 с.

Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева , Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – 304 с.

Боханов, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Боханов, А.Н. Сахаров, В.А. Шестаков – М.: Проспект, 2009. – 720 с.

Шестаков, В.А. Новейшая история России: учебник для вузов / В.А. Шестаков. – М.: АСТ, 2008. – 479 с.

Исаев, И.А. История государства и права России / И.А.Исаев. М.: Проспект, 2008. – 336 с.

Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

Дворниченко, А.Ю. История России / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – М.: Проспект, 2008. – 472 с.




Герасимов, Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы / Г.И. Герасимов.– М.: Институт общественного проектирования, 2008. – 408 с.

Барсенков, А.С. История России 1917- 2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 832 с.

Воронкова, С.В. История России. 1801-1917: учебное пособие для студентов вузов / С.В.Воронкова, Н.И. Цимбаев. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 559 с.

Георгиев, В.А. История России: учебник / В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, А.С. Орлов, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2007. – 528 с.

Милов, Л.В. История России ХVIII - ХIХ веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В. Милова, – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.

Барсенков, А.С. История России. XX – до начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с.

Отечественная история: учебник / под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2005. — 400 с.

Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. – М.: Современный литератор, 2005. – 479 с.

Киселев, А.Ф. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2 т. / А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин, В.Г. Тюкавкин. – 2-е, испр., доп. – М.: Владос, 2002. – 496 с.

22. http://rushistory.stsland.ru/

23. http://www.hrono.ru/

24. http://rusimper.narod.ru/

25. http://www.istorya.ru/

ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧ. ХII вв.)

План

1. Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманская теория».

2. Христианизация Руси. Православие как духовная основа древнерусской цивилизации.



3. Экономика и социальные отношения в Древней Руси.

Уясните содержание следующих понятий: боярство, вассальные отношения (вассалитет), вече, вотчина, генезис, государство, дружина, каноническое право, единобожие, община, патриархальное рабство, рабство, раннефеодальная монархия, феодализм, этнос, язычество.

Бояре -высшеесословие феодалов в Русском государстве в IX – XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Древней Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. Первоначально звание боярин было жалованное, а позднее наследственное. Влияние боярства падает с отменой местничества в 1682г. В начале XVIII в. Петр I отменил боярское звание. На бытовом уровне «боярин» трансформировалось в понятие «барин».

Вассалитет - феодальная зависимость, имеющая форму феодальной лестницы: феодал зависел от более крупного феодала (сеньора), который, в свою очередь, подчинялся еще более могущественному, стоящему над ним (сюзерену). Характерна для западной цивилизации. На Руси выражалась в том, что великому князю подчинялись удельные князья, а им – бояре.



Вече -народное собрание у восточных славян, а также в средневековой Руси в IX-XV вв. Возникло из славянского племенного собрания. С образованием государства использовалось знатью для ограничения власти князя. В XII –XIII вв. было формой управления во многих городах – центрах отдельных земель. Расцвет связан с усилением роли горожан в политической жизни. Ведению вече принадлежали вопросы войны, мира, призвания и изгнания князей, выборы, смещение представителей управления, наделение землей, привилегиями, принятие законов, заключение договоров. В XIII – XIV вв. усилилась борьба великокняжеской власти против вече. Дольше всех оно сохранилось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV– нач. XVI в.

Вотчина - древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое, наследственное имение. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская). В XIII –XV вв.- господствовавшая форма землевладения. Состояла из господского хозяйства и крестьянского держания, где собственник имел административную и судебную власть, право взымать налоги. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI – XVII вв. В начале XVIII в. слилась в один вид – имение, которым владели дворяне.

Государство - основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая взаимоотношения внутреннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Генезис (греч. – происхождение) - момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, явлению.

Дружина - социальная группа, близкая к князю и служившая опорой княжеской власти. Начальный этап формирования древнерусской дружины приходится на VI-VII вв. Контингент дружины формировался из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, отличавшихся воинской доблестью. По отношению к собственному племенному союзу дружина выполняла работу по обеспечению внутреннего и внешнего мира. Средствами содержания дружины были первоначально добровольные пожертвования, а затем - военная добыча. Военно-служилая знать, сильная своей сплоченностью быстро выдвинулась на ведущие позиции в обществе, оттеснив знать родоплеменную. Из дружинников начинает складываться новый аппарат власти. Дружина делилась на «старшую» (знатные и близкие князю лица – «княжие мужи», на юге - «бояре», на севере - «огнищане») и «молодшую» (на юге - «отроки», на севере - «гриди»).

Каноническое право- церковное право.

Монотеизм (греч.- единобожие) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге ( иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

Община - объединение людей, возникшее в первобытнообщинном строе. Основана на общей собственности на средства производства, всеобщем труде, самоуправлении. Сначала родовая, семейная, а затем соседская, территориальная. Община крестьянская (сельская) - территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины с XVI-XVII вв. были характерны регулярные переделы земли (« по справедливости»), круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Раннефеодальная монархия- государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своем развитии эпоху рабовладельческого строя. В сложившихся княжествах в VIII-XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при сохранившихся остатках первобытнообщинного строя: вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи.

Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной общности, представленной племенем, народностью, нацией, группой народов.

Язычество - религия, возникшая на стадии родовых отношений. Основана на многобожии ( политеизме ), поклонении силам природы и предкам, идолопоклонстве.







Сейчас читают про: