Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
Тема 7. Развитие психологии в XVIII веке
Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
Тема 6. Психология в эпоху Нового Времени
Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
1. Как формировался гуманистический взгляд на человека в эпоху Возрождения?
2. Как влияли становление естественно-научного знания и развитие медицины на представления о душе?
3. В чем видел Л.С. Выготский значение учения Ф. Бэкона о познании для современной психологии?
4. В чем заключается учение Ф. Бекона об идолах?
· Подготовить презентацию по теме
· Составить словарь основных терминов и понятий по теме.
1. Сознание как предмет психологии в XVII веке.
2. Зарождение и развитие эмпирических теорий в Англии XVII-XVIII в.
а) Эпифеноменализм Т. Гоббса (1588 – 1679) в его учении о сознании.
б) Ассоцианистские концепции Дж. Локка (1632 – 1704), Д. Юма (1711-1776) и Дж. Беркли (1685 – 1753). Уничтожение субстанциональности души. Полемика Локка и Лейбница и её значение для развития психологии (критика эмпиризма Локка Г. Лейбницем (1646-1716).
3. Рационализм в психологии эпохи Нового Времени.
4. Французская и нидерландская психология Нового времени:
а) Р. Декарт (1596-1650) и развитие дуализма и рационализма в рамках его учения.
б) Концепция человека в философской системе Декарта.
в) Теория рефлекса, разработанная Р. Декартом.
г) «Страсти души»: проблема эмоций в психологии Декарта.
д) Двухаспектная психология Б. Спинозы (1632 – 1677). Проблема познания, аффектов и человеческой свободы в его учении.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.
2. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII.
3. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Декарта и Спинозы.
5. Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории Лейбница.
6. Характеристика двух видов познания в работах Локка.
1. В чем состоит вклад Р. Декарта в психологию?
2. Что такое психофизическая проблема?
3. В чем заключается онтологический дуализм Декарта?
4. Каков механизм функционирования тела, по Декарту?
5. Каково конкретно-научное содержание и философский смысл учения Декарта о страстях души?
6. Какое решение проблемы Декарта получили у Спинозы?
7. В чем заключался спор между Лейбницем и Локком?
8. Кто является родоначальником эмпирического направления в психологии?
· Составление словаря основных терминов и понятий по теме.
· Подготовка презентации по теме.
1. Эмпирические идеи во французской психологии XVIII века.
а) Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780)
б) Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 – 1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808).
в) Психологические взгляды К.А. Гельвеция (1715 - I77I).
г) Психолого-педагогические воззрения Д. Дидро (1713 – 1784) и Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778).
2. Немецкая психология XVIII века.
а) Психологическая концепция Христиана Вольфа (1679 – 1754). Вольфовская школа.
б) Критика психологии в философ. И. Канта (1724–1804). Кантовская трихотомия души.
в) Психологические идеи И. Г. Фихте (1762 – 1814) о деятельности и деятельном субъекте.
1. Как происходил процесс становления эмпирической психологии во Франции в XVIII в.?
2. Кто из французских энциклопедистов XVIII в. видел счастье человека в физических удовольствиях, а страсть называл продуктом воспитания?
3. Какое влияние на развитие эмпиризма во Франции в XVIII в. оказали Ш. Бонне, Мен де Биран и Т. Рибо?
4. В чем заключается материализм К. Гельвеция?
5. В чем суть дискуссий между Гельвецием и Дидро?
6. Что критикует Радищев в сенсуализме Гельвеция?
7. В чем состоит вклад Э. Кондильяка в психологию?
8. В чем заключается суть произведения «Трактат об ощущениях» Э. Кондильяка?
9. Коков механизм образования познавательных деятельностей, по Э. Кондильяку?
10. Какой вклад внес Э. Кондильяк в развитие сенсуалистического подхода в теории познания?
Какова роль теории восприятия Э.
· Подготовка доклада. Варианты тем:
1. Человек-машина в философии Ламетри.
2. Человеческие интересы, страсти и способности в понимании Дидро.
Составление словаря основных терминов и понятий по теме
1. Общая характеристика ассоциативной психологии.
2. Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли (1705 - 1759).
3. Классические теории ассоциативной психологии.
4. Развитие ассоциативной психологии в XIX-XX веках.
а) Ассоцианизм XIX века: Т. Браун (1778 – 1820) и Дж. Милль (1773 – 1836). Ментальная химия Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе.
б) Ассоцианизм в концепции А. Бэна (1818 – 1903).
в) Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903).