double arrow

Тема 8. Ассоциативная психология

Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

Тема 7. Развитие психологии в XVIII веке

Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

Тема 6. Психология в эпоху Нового Времени

Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

1. Как формировался гуманистический взгляд на человека в эпоху Возрождения?

2. Как влияли становление естественно-научного знания и развитие медицины на представления о душе?

3. В чем видел Л.С. Выготский значение учения Ф. Бэкона о познании для современной психологии?

4. В чем заключается учение Ф. Бекона об идолах?

· Подготовить презентацию по теме

· Составить словарь основных терминов и понятий по теме.

1. Сознание как предмет психологии в XVII веке.

2. Зарождение и развитие эмпирических теорий в Англии XVII-XVIII в.

а) Эпифеноменализм Т. Гоббса (1588 – 1679) в его учении о сознании.

б) Ассоцианистские концепции Дж. Локка (1632 – 1704), Д. Юма (1711-1776) и Дж. Беркли (1685 – 1753). Уничтожение субстанциональности души. Полемика Локка и Лейбница и её значение для развития психологии (критика эмпиризма Локка Г. Лейбницем (1646-1716).

3. Рационализм в психологии эпохи Нового Времени.

4. Французская и нидерландская психология Нового времени:

а) Р. Декарт (1596-1650) и развитие дуализма и рационализма в рамках его учения.

б) Концепция человека в философской системе Декарта.

в) Теория рефлекса, разработанная Р. Декартом.

г) «Страсти души»: проблема эмоций в психологии Декарта.

д) Двухаспектная психология Б. Спинозы (1632 – 1677). Проблема познания, аффектов и человеческой свободы в его учении.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.

2. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII.

3. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Декарта и Спинозы.

5. Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории Лейбница.

6. Характеристика двух видов познания в работах Локка.

1. В чем состоит вклад Р. Декарта в психологию?

2. Что такое психофизическая проблема?

3. В чем заключается онтологический дуализм Декарта?

4. Каков механизм функционирования тела, по Декарту?

5. Каково конкретно-научное содержание и философский смысл учения Декарта о страстях души?

6. Какое решение проблемы Декарта получили у Спинозы?

7. В чем заключался спор между Лейбницем и Локком?

8. Кто является родоначальником эмпирического направления в психологии?

· Составление словаря основных терминов и понятий по теме.

· Подготовка презентации по теме.

1. Эмпирические идеи во французской психологии XVIII века.

а) Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780)

б) Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 – 1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808).

в) Психологические взгляды К.А. Гельвеция (1715 - I77I).

г) Психолого-педагогические воззрения Д. Дидро (1713 – 1784) и Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778).

2. Немецкая психология XVIII века.

а) Психологическая концепция Христиана Вольфа (1679 – 1754). Вольфовская школа.

б) Критика психологии в философ. И. Канта (1724–1804). Кантовская трихотомия души.

в) Психологические идеи И. Г. Фихте (1762 – 1814) о деятельности и деятельном субъекте.

1. Как происходил процесс становления эмпирической психологии во Франции в XVIII в.?

2. Кто из французских энциклопедистов XVIII в. видел счастье человека в физических удовольствиях, а страсть называл продуктом воспитания?

3. Какое влияние на развитие эмпиризма во Франции в XVIII в. оказали Ш. Бонне, Мен де Биран и Т. Рибо?

4. В чем заключается материализм К. Гельвеция?

5. В чем суть дискуссий между Гельвецием и Дидро?

6. Что критикует Радищев в сенсуализме Гельвеция?

7. В чем состоит вклад Э. Кондильяка в психологию?

8. В чем заключается суть произведения «Трактат об ощущениях» Э. Кондильяка?

9. Коков механизм образования познавательных деятельностей, по Э. Кондильяку?

10. Какой вклад внес Э. Кондильяк в развитие сенсуалистического подхода в теории познания?

Какова роль теории восприятия Э.

· Подготовка доклада. Варианты тем:

1. Человек-машина в философии Ламетри.

2. Человеческие интересы, страсти и способности в понимании Дидро.

Составление словаря основных терминов и понятий по теме

1. Общая характеристика ассоциативной психологии.

2. Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли (1705 - 1759).

3. Классические теории ассоциативной психологии.

4. Развитие ассоциативной психологии в XIX-XX веках.

а) Ассоцианизм XIX века: Т. Браун (1778 – 1820) и Дж. Милль (1773 – 1836). Ментальная химия Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе.

б) Ассоцианизм в концепции А. Бэна (1818 – 1903).

в) Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903).


Сейчас читают про: