Тема 12. Развитие зарубежной психологии во второй половине ХХ в.
Тема 11. Зарубежная психология периода открытого кризиса
1. Характеристика открытого кризиса в психологии.
2. Бихевиоризм:
а) Общая характеристика бихевиоризма.
б) Теория Торндайка.
в) Теория Уотсона.
г) Возникновение и развитие необихевиоризма: когнитивный бихевиоризм Н. Толмена (1886 – 1959), гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К. Халла (1884 – 1952), субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама.
д) Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (1904 – 1990).
е) Теория социального научения А. Бандуры.
3. Гештальтпсихология:
а) Общая характеристика гештальтпсихологии.
б) Исследование процесса познания.
в) Динамическая теория личности и группы К. Левина.
4. Глубинная психология (психоанализ):
а) Общая характеристика глубинной психологии.
б) Теория З. Фрейда (1856 – 1939).
в) Аналитическая психология К. Юнга (1875 – 1961).
г) Индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937).
д) Эго-психология (Анна Фрейд, 1895 – 1982).
е) Гормическая психология Мак-Дауголла (1930).
ж) Концепция К. Хорни (1885 – 1952).
з) Межличностная теория психиатрии Г.С. Салливана (1892 – 1949).
и) Гуманистический психоанализ Э. Фромма (1900 – 1980).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.
2. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
3. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция Бандуры).
4. Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.
5. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
6. Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности.
7. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.
8. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.
9. Оппонентный круг А. Адлера.
10. Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в формировании новых методов исследования.
11. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.
12. Проблема идентичности и ее место в современной психологии.
1. Гуманистическая психология:
а) Общая характеристика гуманистической психологии.
б) Первые теории гуманистической психологии.
в) Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.
2. Генетическая психология:
а) Общая характеристика генетической психологии.
б) Теория Ж. Пиаже (1896-1980).
в) Теория развития нравственности Л. Кольберга (1927-1987).
г) Открытие новых закономерностей познавательного развития детей Д.С. Брунером (р. 1915).
д) Концепция А. Валлона (1879-1962).
е) Эпигенетическая концепция Э. Эриксона (1902-1994).
ж) Культурно-исторический подход в психологии развития (М. Коул).
3. Когнитивная психология:
а) Общая характеристика когнитивной психологии.
б) Д. Миллер (р. 1920) и У. Найссер (р. 1928).
в) теории личностных конструктов Г. Келли (1905-1967).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.
2. Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.
3. Сравнительный анализ подхода к проблеме психологический защиты в глубинной и гуманистической психологии.
4. Роль интеллекта в развитии психики – позиции Фрейда и Пиаже.
5. Проблема обучения в теории Пиаже – достоинства и недостатки.
6. Современные технологии и их роль в развитии психологии.
7. Исследования познания – традиционный и когнитивный подходы.
1. Русская дореволюционная психология:
а) Экспериментальная, эмпирическая и религиозно-философская программы построения психологии.
б) Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765), Б.Н. Татищева (1686–1750), Н.И. Новикова (1747 – 1818).
в) Психологические учения М.В. Ломоносова об ощущениях, о речи, о страстях, о труде и трудящихся.
г) Психологические взгляды А. Н. Радищева (1749 – 1802).
д) Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно-научного подходов к изучению и трактовке психических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М. А. Антонович, П.Д. Юркевич, К.Д. Кавелин).
е) Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Проблемы психологии человека в «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского (1824 - 1870).
ж) Учение о языке и соотношении языка и сознания в трудах А.А. Потебни (1825 – 1891) и его школы (Н.Д. Овсянико-Куликовский).
з)Развитие идей Ушинского в трудах П.Ф. Каптерева (1849 – 1922).
2. Господство субъективно-идеалистических взглядов на природу психического в дореволюционной России.
3. Объективная психология. Рефлексология.
4. Материалистические воззрения К.Н. Корнилова. Реактология.