Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
Тема 4. Учение о душе в феодальном обществе
Контрольные вопросы
Тема 3. Античная психология
1. Экономические и культурные особенности развития древнегреческой цивилизации как основания развития психологии.
2. Эпоха натурфилософских представлений о душе: милетская школа, эфеская школа, античная атомистика.
3. Ведущие психологические теории античности (классический период).
4.Социально-психологические взгляды Платона. Возникновение дуализма в рамках учения Платона.
5.Учение Аристотеля о душе.
6. Психологические концепции эллинизма.
7. Развитие представлений о природе человека древнеримскими учёными.
8. Итоги развития психологии античного периода и его значение для будущего психологии.
1. Как возникли представления о душе?
2. Как развивались представления о душе в натурфилософских учениях Древней Греции?
3. Какие психологические идеи возникли в системе античного атомистического материализма Демокрита?
4. Как влияли общественно-политические события и процессы античного мира на развитие психологических представлений о душе?
5. Чему учил Сократ и за что он был осужден? Что такое сократическая беседа? Каковы правила ее проведения?
6. Как отразились общефилософские взгляды Платона на его учении о душе?
7. В чем состоит преемственность и различие между учением о душе и ее способностях у Аристотеля и Платона?
8. Что такое аристотелевский способ мышления в психологии?
9. Какой вклад в познание о душе внесли античные врачи?
10. Какие новые направления развития получило учение о душе в поздней античности?
11. Как используются идеи античных мыслителей в современной психологии?
Темы рефератов:
1. Возникновение и развитие анимизма.
2. Гилозоизм Гераклита.
3. Взгляды Демокрита.
4. Идеи Гиппократа и Анаксагора.
5. Учение софистов: Протагор.
6. Идеализм Платона.
7. Развитие психологической мысли в эпоху эллинизма.
8. Учение Лукреция.
9. Развитие психологических знаний в трудах Герофила, Эрасистрата, Филона, Галена.
10. Психологические взгляды Александра Афродисийского.
11. Возникновение неоплатонизма.
12. Основные направления в объяснении психики в трудах древнегреческих мыслителей.
1. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.
2. Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
3. Арабская психология.
4. Психология в период позднего Средневековья (XII-XV века).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт, ХШ-ХIV вв.).
2. Зарождение сакрального подхода к проблеме души.
3. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.
4. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.
5. Общая характеристика достижений духовной психологии.
6. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.
1. Какие факторы влияли на развитие психологических воззрений в Средние века?
2. Какие направления получила психологическая мысль в арабоязычной философии? в мистицизме? в схоластике?
3. Как складывалось понятие о личности? в чем заключается специфическое содержание понятии личности в Средние века?
· Подготовить кроссворд на тему: «Развитие психологических знаний в рамках учения о душе».
Составить словарь основных терминов и понятий по теме.
1. Отход от догматизма и восстановление античных ценностей в эпоху Возрождения. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин).
2. Психология в эпоху итальянского Возрождения.
3. Развитие эмпирико-психологического познания в Испании.
4. Психологические идеи Френсиса Бэкона.