double arrow

После 1917 года

Тема 14. Развитие отечественной психологической науки

Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

1. Что является источником индивидуального ума, по мнению А.Н. Радищева?

2. Основоположник материалистической русской психологии?

3.

4. Какое влияние на развитие русской психологической мысли в XIX в. оказали возникшие в это время философские направления?

5. Как достижения отечественного естествознания в XIX в. могли повлиять на развитие психологических идей?

6. Кто из отечественных ученых впервые посмотрел на человека как на существо социальное?

7. Отразилась ли высказанная Н.И. Пироговым мысль о примате задачи воспитания личности перед обучением на психолого-педагогических воззрениях К.Д. Ушинского? Каким образом?

8. Какие психологические знания дало отечественной науке XIX в. прогрессирующее языкознание?

9. Сформулируйте особенности развития русской психологической мысли XIX в.

· Подготовка доклада (тема выбирается студентом). Варианты тем:

1. Бессмертие души в трудах А.Н. Радищева.

2. Основы материалистической русской психологии М.В. Ломоносова.

3. Трехкомпонентная теория цветового зрения К. Юнга.

4. Роль Русской православной церкви в развитии отечественной психологической науки.

· Составление словаря основных терминов и понятий по теме.

· Подготовка кроссворда.

1. Важнейшие направления развития психологии в России:

а) Естественно-научное направление (В.М. Бехтерев (1857 – 1927), А. Вагнер (1849 – 1934), А.А. Ухтомский (1875 – 1942), И. П. Павлов (1849 – 1936).

б) Роль Г.К. Челпанова (1862 – 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова

2. Пути развития отечественной психологии в 20-50-е гг. XX столетия:

а) Реактология.

б) Психология социального бытия Г.Г. Шпета.

в) Разгром педологии.

г) Система культурно-исторической психологии Л.С. Выготского (1896 – 1934).

2. Принцип деятельности в психологии:

а) Психологические взгляды М.Я. Басова (1892 – 1931).

б) Становление психологической концепции С.Л. Рубинштейна.

в) Развитие теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин).

5. Системный подход к изучению личности, разработанный Б.Г. Ананьевым.

6. Отечественная психология 90-х гг.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй половине XIX в.

2. Марксистская психология, существует ли она?

3. Русская интеллигенция – творец и произведение отечественной психологии.

4. Становление культурно-исторической психологии в России.

5. Российская и советская психология - общее и различия.

6. Специфика становления психологии в России.

7. Наука о поведении – русский путь.

Тема 15. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей.

1. Экспериментальная психология.

2. Дифференциальная психология.

3. Психология развития.

4. Зоопсихология.

5. Социальная и культурно-историческая психология.

6. Психотехника.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX-XX вв.

3. Особенности подхода Болдуина к исследованию психики детей.

4. Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями личности.

5. Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в теориях Штерна и Бюлера.

6. Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета).

7. Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию в релятивизме, абсолютизме и универсализме.

8. Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.

9. Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.

10. Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к проблеме личности и общества.

11. Особенности развития социальной психологии в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: