double arrow

Уровни и сферы взаимоотношений культуры и природы


Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.

Уровни взаимоотношения культура/природа (согласно теории М.С. Кагана):[33]

1. практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);

2. практически-духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;

3. духовно-теоретический – отношения, которые выражаются а) в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б) в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.

Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:

1. превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;

2. противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;

3. образное пространство мифологии и искусства.




Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.

Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человека целостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.

Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.

Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры вообще не существуют отдельно друг от друга. Это – разные способы превращения природы в культуру – реальный и идеальный.

Духовно-теоретическую форму отношения культуры и природы стали изучать только в 18 веке.



Превращение природы в культуру имеет два аспектаутилитарный и эстетический.

Сущность утилитарного освоения – благоустройство той экологической ниши, которую человек отвоевывает у природы. Критерием этой деятельности является польза.

Сущность эстетического освоения – украшение среды, повышение эстетического потенциала природы.

При историческом рассмотрении отношений культуры и природы можно выделить несколько этапов/типов этих отношений:

1. органическая связь человечества и природы (первобытность);

2. дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании (весь период после первобытности до настоящего времени);

3. гармоническое взаимодействие природы и культуры, уравновешенность природных и культурных сил (возможное будущее).

Бинарные структуры существуют не только в отношении культуры и природы, но и внутри неё как системы. К примеру, к бинарным оппозициям внутри культуры можно отнести традиционную дихотомию между эстетическим и инструментальным, между традициями и новациями, между массовым и элитарным. Об этом речь пойдет в следующих разделах.







Сейчас читают про: