double arrow

Культура как система


Человек, общество, культура являются системными объектами. Но несравненно более сложными, чем природные системы.

Система – взаимосвязанное множество.

Ф.Бродель и И.Валлерстайн (представители «Школы Анналов») ввели в обиход термин миросистема. Они выделили в миросистеме три арены коллективных человеческих действий:

- экономическая,

- политическая,

- социальная (социокультурная).

Культура понимается как система, и система высшего уровня сложности, благодаря своей природе.

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.




Начинается этот человекотворческий акт с того, что наш предок встал на ноги. Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт обнаруживает свою внегенетическую, человечески-самостоятельную, т.е. – культурную сущность.

Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга, а именно асимметрию полушарий.

Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению. Т.е. произошло «овнешнение» мысли. Интеллектуальная информация опредмечивалась в речи. Это послужило условием её обобществления – т.е. передачи другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.

Таким образом, первичная форма существования культуры – физическая культура. Это физическая форма культуры, фундамент всей вырастающей на нём сложнейшей духовной и художественной культуры.

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

не одномерно-биологична (позитивисты),

не одномерно-социальна (вульгарные социологи),

не одномерно-духовна (теологи и религиозные философы),

не одномерно-культурна (антропологи-рационалисты от К.Линнея, автора выражения

человек разумный, до Й.Хёйзинги),

не двухмерна – биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю,

общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна.

Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.



Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:

5. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:

6. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.

7. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.

8. превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.



Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).







Сейчас читают про: