double arrow

Человек как творение культуры


Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры. Своеобразие культуры каждого человека определяется конкретным соотношением в нём знаний, ценностей, идеалов, мерой его общительности и качеством его художественного вкуса.

Хроноструктура онтогенеза, определяющая динамику вхождения человека в культуру, может быть представлена следующим образом:

1. Первый его этап – младенчество (примерно первые три года). В этот период единственно доступная ребёнку форма деятельности – общение. Оно начинается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками («гуление», «лепет») и развивается дальше по мере овладение речью, способностью ходить, пользоваться руками и т.д. Первые звуковые, мимические и жестовые обращения являются ещё в сущности природными средствами общения, но словесная речь и формы поведения, которым взрослые учат ребёнка, – уже продукты культуры. Процесс культурации на этом этапе только начинается.

2. Второй этап онтогенеза – детство (примерно от 3 до 6-7 лет, т.е. до поступления в школу). Психологи полагают, что на этом этапе ведущим видом деятельности является ролевая игра (художественно-образное воссоздание поведения и действий взрослых), т.е. можно сказать, что основная сила, формирующая ребёнка в это время, – художественное общение. Оно дополняется влиянием результатами художественного творчества взрослых, создаваемыми специально для детей (сказки, картинки, песни и др.). Хотя в эти годы можно уже учить ребёнка читать, писать и считать, но развитие воображения и способности к общению значительно опережают процесс обретения знаний, и роль знаний и умений несравнимо меньше, чем роль искусства.

3. Третий этап начинается с переломного для ребёнка события – прихода в школу, т.е. перехода от «возраста игр» к «возрасту учения», и завершается другим переломным периодом – половым созреванием (от 6-7 до 13-14 лет). На этом этапе у ребёнка происходит зарождение самосознания. Деятельностная доминанта – познание мира, которое ребёнок осуществляет с помощью учителей. Это приводит к активному развитию абстрактного мышления, опережающего все другие психические процессы.

4. Четвёртый этап начинается периодом превращения ребёнка во взрослого человека и заканчивается завершением учения в средней или высшей школе, т.е. выходом в самостоятельную жизнь. Это начало самостоятельной предметно-созидательной деятельности, профессионального труда. В этот период активно развивается потребность в мировоззренческой рефлексии, в обдумывании системы ценностей и обретении их в собственном опыте. Получение знаний становится средством для обоснования мировоззрения и самосознания.

Роль искусства в этот период опять очень высока, так как оно расширяет и обогащает представления о жизни. Преодолевается неравномерность развития сознания молодого человека: формирование духовных чувств (нравственных, политических, эстетических, религиозных) «догоняет» уровень абстрактного мышления, а потребность в идеалах развивает воображение. Возможность участия в общественной жизни повышает роль социализации и побуждает участвовать в различных социальных движениях.

5. Пятый период – от начала самостоятельной трудовой жизни до «заслуженного отдыха».

В этом периоде перед человеком две возможности:

1) сохранять обретённые в процессе образования знания и ценности или

2) продолжать овладевать богатствами культуры с помощью самообразования и самовоспитания.

Выбор зависит от того, удалось ли в процессе образования воспитать у человека потребность в непрерывном расширении своего культурного багажа. Современная педагогика утверждает, что воспитание есть, прежде всего, формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность культурного обогащения и возвышения.

Эти периоды – так называемые возрастные типы культуры. Когда личность сформировалась, мы сталкиваемся уже не с возрастным типом культуры, с целым типологическим набором – типологией индивидуальных вариантов культуры:

1.«Культура эрудита». В этом типе индивидуальной культуры доминирует познавательная деятельность. Личность постоянно накапливает знания. В зависимости от знаний, в этом типе можно выделить две подгруппы: социально-гуманитарный и естественно-технический типы. В некоторых эпохах это могут культуры-антагонисты (анализ драматических отношений этих культур описан Ч. Сноу в книге «Две культуры»).

2.«Культура практика». В том типе доминирует преобразовательная деятельность. Этот тип тоже имеет две модификации: социально-организационную и производственно-техническую (все формы практической деятельности, в которых высокая степень владения собственной техникой и технологией определяет уровень культуры труда).

3.«Культура моралиста». Доминирующая форма деятельности – ценностно-ориентационная. Моральные ценности являются центром всех иных ценностных ориентаций (политических, религиозных, эстетических). Для этого типа индивидуальной культуры характерно обострённое внимание к всем мировоззренческим проблемам.

4.«Культура общительного человека». Доминирующая форма деятельности – общение. Системообразующий фактор этого типа – стремление к совершенным человеческим отношениям как высшей ценности жизни.

5. «Культура художника». Доминирующая форма деятельности – художественная. Однако роль художественной доминанты определяется не формально (профессией), а тем, какой ценностью обладает для личности художественное творчество.

В культуре сложились два основных института формирования человека:

1. Семья. Как определённая структура совместного существования, семья возникает уже у животных, так как она создаёт оптимальные условия для выращивания потомства. Семья у людей изначально складывается на той же основе и для тех же целей, но потом видоизменяется: семья становится долговременной, прочной системой, и её задачей является не только физическое делопроизводство, но и процесс его очеловечивания. Семья – модель общества, микромир социального макромира.

Семья имеет два измерения: социально-структурное и историческое.

- С одной стороны, семья объединяет представителей обеих сосуществующих представителей человечества – мужчину и женщину; с другой – семья объединяет представителей сменяющих друг друга поколений – родителей и детей.

- Кроме того, в семье реализуются две формы связи человека с человеком – коммуникация и общение, так как семья передаёт информацию, но и делает отправителя и получателя одновременно равными партнёрами, которые свободно, на основе любви и уважения участвуют в диалоге, общении.

- Семья – идеальная модель организации человеческого общежития, так как это «единство в многообразии».

- Семья соединяет две главные функции общества: она стремится сохранить свою стабильность и одновременно – видоизменить своё бытие, обогащая его новыми качествами.

Таким образом, семья формирует человека как существо индивидуальное и социальное. Семья является источником, созидательной основой, исходной человекотворческой силой культуры.

2. Школа. В отличие от семьи возможности школы в процессе формирования человеческой индивидуальности ограничены.

Причин этому несколько:

- в школу приходят дети с уже сложившимися основами личности, она имеет дело с уже в некоторой степени очеловеченным человеком. Всё, что ребёнок получает в школе, он неизбежно сравнивает с тем, что он получил и получает в семье.

- Основная задача школы – обучающая.

- Учитель не может работать индивидуально с каждым учеником.

Таким образом, принципиальное отличие семьи и школы состоит в том, семья в большей степени индивидуализирует человека, а школа его социализирует.

Жизнь человека складывается на скрещении трёх детерминант – природной, социальной и культурной. Поэтому биография каждого человека уникальна, и уникальность обеспечивается не только природой, как иногда полагают, а главным образом – культурой.

Наиболее существенным является само превращение человека из творения культуры в её творца. В этом превращении – сущность функционирования культуры. Культура движется по спирали, постепенно расширяя своё пространство, а значит – играя всё большую роль в жизни человека.


Сейчас читают про: