double arrow

Эволюция художественной культуры


Художественная культура – относительно самостоятельный слой культуры; это внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и, одновременно, исторически меняющуюся структуру и определённые социальные функции; это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Художественная культура охватывает:

· все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.);

· все процессы, протекающие «вокруг» искусства (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений);

· все процессы, обеспечивающие функционирование художественной культуры (воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и др.).

Художественная культура отличается от эстетической культуры. Эстетическая культура выражает универсальность проявления эстетической активности человека. Она не имеет границ. Это не область культуры, а её аспект. Этот аспект обнаруживается и в художественной культуре, и в других областях культуры: в культуре быта, в физической культуре, политической, юридической и т.п.




Эстетическое (от греч. чувствующий, чувственный, чувственно воспринимаемый) – «замкнутая и самодовлеющая» (М.С. Каган), бинарная коммуникативная система, представленная «отправителем» эстетической информации и её «получателем» (объектом и субъектом).

Художественное – «открытая, несамодовлеющая» (М.С. Каган), сложная коммуникативная система, предполагающая наличие четырёх компонентов:

1) воспринимаемого (объекта),

2) воспринимающего (субъекта),

3) произведения искусства (нового объекта),

4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.

Эстетическое восприятие не заключает в себе внутренней необходимости реализационного импульса.

В художественном сознании реализационный импульс – внутренний.

Эстетическое сознание активизируется прежде всего вследствие недостаточности красоты объекта, что провоцирует вспышку эстетического чувства и создание эстетической установки. Эстетическая «достаточность» «паралитична» (М.С. Каган), это условие эстетической недееспособности.

Художественное в этом смысле – перевёрнутое эстетическое. Красота заразительна, степень эстетического совершенства прямо пропорциональна творческой энергии. В этом – диффузная зона контакта создающих и воспринимающих художественные произведения людей, единое лоно творческого, центр креативности, «рассеивающийся» не только среди творцов художественных произведений, но и в среде «вторичного» творчества (критиков, исполнителей), в среде художественно одарённых слушателей, читателей, зрителей.



Эстетическое и художественное – взаимосвязаны, и связь эта исторически изменчива.

Духовное и материальное в художественной культуре органически сливаются, взаимно отождествляются и порождают нечто новое, качественно своеобразное и особенное – духовно-материальную целостность. Это и есть художественность.

Художественность – сложный комплекс внутренних структурных характеристик, определяющих принадлежность созданного предмета к сфере искусства, особое качество произведения, отличающее его от явлений жизни и культурного творчества, степень эстетического совершенства произведения, «способность писать хорошо» (Ф.М. Достоевский).

Выявление специфических черт художественности – одна из самых сложных в искусствознании. Тем не менее, существует длинный ряд произведений, которые традиционно определяются как художественные. В современном искусствознании определение художественный часто используется как элемент сравнительной конструкции, в связи с чем появилось понятие «как-художественного текста» (имеется в виду текст в широком смысле слова: словесный, изобразительный, музыкальный и др.).



В «хорошо» (художественно) созданном тексте приёмы перерождаются в художественный эффект, в силу чего, как правило, ускользает понимание того, как это сделано, что именно производит впечатление, т.е. «поражённый» читатель (зритель, слушатель и т.п.) не всегда способен «раскрутить» образ в обратную сторону и обнаружить приёмы, которые привели к художественному эффекту. Важнейшие элементы художественности непредсказуемы.Художественность – всегда некая таинственность, загадочность, «невыразимость», «нереферентность» (Ц. Тодоров) по отношению к внешнему миру. Художественный текст отличается особой слитностью всех элементов (когерентностью), отчего он становится автотеличным, т.е. имеющим цель в самом себе. Поэтому художественное произведение не может быть описано извне, оно само себя описывает и иначе никак быть описано не может. Художественное творчество – это не простое материальное воплощение результатов работы мышления, а особое «мышление «в материале» (в цветовых, пластических, звуковых формах).

Художественная культура имеет трёхмерное строение:

4. информационный (духовно-содержательный) уровень. Это – специфический для искусства тип (строй) художественного сознания. Художественная культура «начинается» с выработки определённой образной картины мира и места человека в мире. В отличие от философии (которая имеет цель – быть теоретическим мировоззрением общества), художественная информация вырабатывает не воззрение на мир, а образ мира. Она воплощает в системе образов целостное представление о мире и о человеке в их взаимосвязи.

5. институциональный (организационно-функциональный) уровень. Художественное сознание – идеальное образование. Оно становится реальным феноменом культуры благодаря его опредмечиванию в процессах производства художественных ценностей и их потребления. Организация этих процессов осуществляется в различных институциональных формах (институт – от лат. – установление – совокупность норм права, регулирующих несколько отношений, связанных друг с другом, например, институт семьи, институт брака и др.). Процесс производства художественных ценностей включает в себя следующие процессы:

· художественная деятельность начинается с процесса созидания произведений искусства (деятельность писателей, композиторов, художников – «первичное» производство; деятельность исполнительская, режиссёрская и т.п. – «вторичное» производство);

· чрезвычайно показательны и важны процессы воспроизводства самих творцов (средневековая мастерская или современный художественный институт);

· организация хранения художественного наследия (кунсткамеры, библиотеки, архивы, музеи т.п.);

· художественное потребление, т.е. система восприятия художественных творений. Две стороны этого процесса – 1)акт общения человека с искусством; 2)формирование публики. Есть два типа художественного потребления: индивидуальный и коллективный. На этом уровне встаёт проблема тиражирования художественных произведений (книгопечатание, грамзаписи и пр.).

· функционирование эстетической и художественной критики, искусствознания.

6. морфологический (видовой) уровень. Художественная культура – это совокупное функционирование и развитие всех областей искусства – литературы, музыки, живописи, театра и др. Важно учитывать их динамику, место и роль в культуре (например, греческая культура, представленная, прежде всего, скульптурными произведениями; средневековый синтез искусств; особая «востребованность» живописи в Возрождении, музыки – в Романтизме, литературы – в 19 веке и т.п.).







Сейчас читают про: