double arrow

Западная культура XX века


Западноевропейская культура XIX века.

Кризис Просвещения. Великая французская революция. Возвышение Наполеона. Наполеоновские войны. Бонапартизм. Поражение Франции. Реакционная политика (Священный союз). Рост общественно-политической активности. Революции 1830, 1848 гг. Парижская коммуна 1870-71 гг. Освободительные движения (Греция, Балканы). Борьба за влияние (Крымская война, франко-прусская война). Рождение новых государств (Германия, Италия, США). Промышленный переворот. Укрепление капиталистических отношений. Противостояние буржуазии и пролетариата. Открытие собственной истории. История как драма. Ощущение стремительности времени. Открытие новых культур (японская, африканская). Утверждение самобытности и оригинальности каждой культуры.

Стилевое разнообразие XIX века. Ампир как отражение наполеоновской эпохи (1800-1810-е гг.). Романтизм как общекультурное направление (1800-1840-е гг.). Происхождение термина. Внимание к личностным переживаниям (субъективизм). Стремление выйти за рамки обыденности (романтическое двоемирие, романтический герой). Интерес к экзотическим мирам, царству воображения, историческому прошлому, таинственному (местный колорит). Разрушение канонов классицизма. Новая система жанров: баллада, романтическая поэма, элегия, эпитафия, новелла, роман. Уникальность творческого проявления. Динамика, незавершенность, изменчивость мира и произведения. Странные образы, передающие истинное положение вещей (гротеск, фантастика). Мировая скорбь (А. де Мюссе). Приоритет поэзии и музыки. Германия (Э. Гофман, К. Фридрих), Франция (В. Гюго, Э. Делакруа), Англия (В. Скотт, Дж. Байрон, У. Блейк, прерафаэлиты).




Бидермейер как отражение буржуазных ценностей (1830-1840-е гг.). Реализм как общекультурный стиль (1820-1880-е гг.). Значение термина. Стремление постичь законы действительности (объективизм). Анализ реальности и художественное обобщение (художественная деталь). Исторический, психологический и социальный детерминизм. Типичные образы в типичных обстоятельствах. Расцвет романа. Расцвет пейзажа. Франция (О. Бальзак, Г. Курбе, барбизонцы), Англия (Ч. Диккенс, У. Теккерей). Натурализм как кризис романтизма и реализма (Э. Золя, Г. Флобер).

Импрессионизм (1860-1870-е гг.). Происхождение термина. Влияние научных изобретений (фотография, спектральный анализ). Интерес к мгновению. Художественные искания К. Моне, О. Ренуара, О. Родена. Неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Постимпрессионизм как кризис импрессионизма (1880—1890-е гг.). Интерес к вечному. Рождение новых стилей (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген). Возникновение символизма (1860-е гг.). Работа с символами. Субъективное восприятие мира «Неклассическая эстетика». «Проклятые поэты» (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).



Место культуры XIX в. в истории культуры.

Катастрофы и достижения ХХ в. Крушение колониальной системы. Мировые войны. Фашизм и Холокост. Оружие массового уничтожения. Угроза жизни на Земле. Создание биполярного мира. Период «холодной войны» (У. Черчилль). Развал Советского Союза. Американоцентризм. Создание единой Европы. Глобализм и антиглобализм. Исламский фундаментализм. Научно-техническая революция. Изучение макромира и микромира. Освоение космоса и Луны. Неклассическая механика (А. Эйнштейн), физика (Н. Бор), философия (М. Хайдеггер), психология (З. Фрейд). Релятивизм. Разрушение веры в человека и его разум.

Новые типы искусства: кино, дигитальные искусства. Экранная культура. Массовая культура как культура постиндустриального общества. Использование кино, радио, телевидения и прессы в идеологических целях (манипуляция сознанием). «Фашизоидное общество» (Э. Фромм). Коммерциализация идей, тиражируемость, продаваемость, доступность, симуляция ценностей. Механизмы трансляции массовой культуры: мода, дизайн, реклама. Разрушение ауры уникальности произведения (В. Беньямин). Потеря интеллектуального начала. Социальная дифференциация культуры. Бэби-бум (1950-е гг.). Конфликт поколений. Возникновение молодежных субкультур. Идеи «контркультуры» (Г. Маркузе). «Сексуальная революция» (В. Райх). Ускорение жизни, «футурошок» (Э. Тоффлер).



Культура первой половины ХХ века. Модернизм как общекультурное направление. Происхождение термина. Модернизм как совокупность течений. Декаданс как мировоззрение рубежа XIX-XX вв. Модерн (1900-1910-е гг.). Стиль элитарных и доходных домов. Модерн в разных странах (А. Гауди, В. Орта, О. Бёрдсли, Ч. Макинтош, А. Муха). Развитие символизма (М. Метерлинк, Г. Климт). Фовизм (А. Матисс). Экспрессионизм (Э. Мунк, Ф. Кафка). Понятие авангарда. Кубизм (П. Пикассо). Футуризм (Ф. Маринетти, Дж. Балла). Влияние фрейдизма на искусство (метод свободных ассоциаций, автоматическое письмо). Дадаизм и сюрреализм (М. Дюшан, А. Бретон, С. Дали). Школа «потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст).

Культура второй половины ХХ века. «Невозможность» искусства (Т. Адорно). Конструктивизм (1920-е гг. – вторая половина ХХ в.). Отказ от декоративных элементов. Функционализм. Создание современных городов, современного жилья. Идеи Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта. Битники (У. Берроуз, Г. Миллер). Расцвет латиноамериканской культуры. Мифологический реализм (Х. Борхес, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес). Авангардные течения: оп-арт, поп-арт, боди-арт, кинетическое искусство, гиперреализм, концептуализм. Постмодернизм как общекультурное направление. Характерные черты: ирония, интертекстуальность, влияние науки на искусство и наоборот, внимание к иррациональному. Перформанс и хэппенинг.

Вопросы к теме:

1. Как влияет художественное творчество на развитие культуры в целом?

2. Назовите основные стили и направления в искусстве согласно эпохам?








Сейчас читают про: