double arrow

Города и поселения в 11-13 вв. Памятники кочевников К.-на

Великий шелковый путь в истории Казахстана.

Направления и трассы Великого Шелкового пути.

Древняя культура на территории К-на (к-ра саков, усуней, кангюй).

В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета , пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца.

Казахстанский участок Шелкового пути если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Саррьям), Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через город Шараб и Будухкет. Из Тараза на восток путь шел к Кулану. В 10-12 вв. одно от ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Каз-н и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Цетрального и Восточного Каз-на в степь Дешт-и Кыпчак, позднее известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.

Последствия арабских завоеваний сказались на городской культуре области. В предгорной полосе Таласского Алатау появились города Джумишлагу и Манкент; на средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе – города Кедер, Весидж и Бурук. В юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. В Таласской долине – это Джикиль, Балу, Шельджи. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун. Города также появились в Восточном К.-не, наиболее крупным был город Имакия – ставка кимаков. Горда-ставки возникают и в Западном К.-не.

Новым элементом в застройке городов стали мечети. В 11-нач.13вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной оси. В домах появляются очаги нового типа – круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом

Высокого уровня достигла в это время торговля. Крупными торговыми центрами оставлись Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. Для этого времени характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.

В тесной связи с городской культурой развивалась кочевническая культура. Тюркские погребения в К.-не изучены слабо – это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-Койтас в Центр. К.-не. Внешне это высокие курганные насыпи из камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы. В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были положены в одну яму. К периоду 6-8 вв. относятся курганные погребения Борижарского могильника на Арыси и Шага В Ттттуркестанском оазисе. Это – захоронение тюрок, перешедших к оседлости.

Памятники кыпчаков на территории К.-на пока не многочисленны, они известны в Ц.К.-не, Семиречье. Покойников укладывают в деревянные колоды, дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных колчанах, остатки луков.


Сейчас читают про: