Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники, историография
Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.
Периодизация, согласно учебнику Аманжолова "Ист. Каз.-на" выглядит следующим образом: Доисторич. период (3 млн. – 8 век до н.э.) Протоисторич. (древний) пер. (8 век до н.э. – 5 век н.э.) Средневековый период (5 – 16 века н.э.) Новое время (с начала 17 века – 1868) Колониальный период (1868 – 1991) Суверенный К.-н (с 1991 года)
В др. варианте (Очерки) эта периодизация имеет следующую схему: Каз в древности (2,5 млн. – 5 век н.э.)Каз в средневековье (5 век – 17 век)Каз в составе Рос Имп (18 век – 1917 год)Каз в условиях тоталитарной системы (1917 – 1991)Каз.-н в современности (1991 - 2000)
Глубокие расхождения в небольших различиях в периодизации, свидетельствуют о том, что мы имеем дело с одной из сложных проблем науки. В целом ИК состоит из трех больших периодов:
Древнейший и древний период (2,5 млн. – появление первых орудий труда): А. Эпоха камня Б. Эпоха бронзы В. скифо-сакская эпоха
Средневековый период (великое переселение народов): А. Эпоха гуннов Б. Древнетюркская эпоха В. Зол. Орда
Новое время (Образование Казахского Ханства): А. Каз. ханство 15-18 века Б. Каз.-н в 19 веке В. Каз.-н в 20 веке
Бронзовый век на территории Казахстана(2 3 воп.)
Ист. чел.-ва делится на 4 большие эпохи: камня, бронзы, железа, средневековья. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Первый ч.-к собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды и охотился на животных. Палеолит(2,5 млн. лет назад – 12 тыс. лет назад.) делится на 3 категории, а именно: 1) Нижний или ранний(2.5 млн. лет назад – 140 тыс лет. Назад.
1-м человеком называли человека умелого(1,75 млн лет назад). “человек прямоходящий” это питекантроп(1891- Ява) и синантроп(Найдет в Китае). Древний человек делал орудия труда, это его отличало от животных. В каз-не чел-к появился 1 млн. лет назад в Каратау. На юге найдены и самые ранние орудия труда и самые древние стоянки. Первое каменное орудие рубило. Чоппер-галька, заточ. С одной стороны, чоппинг-с двух. Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей в стадо.
2)Средний палеолит(мустье)-140-40 тыс. лет назад. Здесь жил неандерталец найден в Германии. 100 тыс. лет назад было резкое похолодание. Типичное орудие труда мустье — скребло — имеет многолезвенные формы. Мустьерские орудия труда многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для стругания, резания и даже сверления
3)Верхний, поздний палеолит(40-12 тыс. лет назад), 35-40тыс. лет назад появился “хомосапиенс”(разумный) – кроманьонец(найден во франции). Наскальные, пещерные рисунки. Художники использовали хну, уголь, индиго, охру. Возникла родовая община. Религия. Прячась от зверей человек стал обживать пещеры(1-е жилища людей). 1-е занятие древних людей – собирательство и охота. 13 тыс. лет назад ледник начал таять.
Мезолит или среднекаменный век.(12-5 тыс. лет д.н.э) Делают микролиты, лук и стрелы. Человек передвигался за стадами животных. Окрепла родовая община. Приручена собака. Одамашнивание животных и окультуривание растений началось в конце мезолита. Под влиянием солнца формируются современные растения и животные.
Неолит (5 тыс.) Это время рассвета техники обработки камня. Происходит все большая спец.-я в изготовл. орудий труда. Появились новые технологии обработки камня: сверление, шлифование. Долото превратилось в топор. Освоение труднообрабатываемой породы камня. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образование племен, племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.