double arrow

Тема 23. Б.М. Теплов, его роль в отечественной психологии


Тема 22. И.П. Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию

Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна

Тема 20. Л.С.Выготский и его школа

Очерк жизни и творчества Л.С.Выготского. Л.С.Выготский как методолог. Проблема построения «общей психологии». Л.С.Выготский как теоретик психологии; «культурно-историческая» теория развития психики. Проблема опосредствования. Представление о знаке. Интериоризация в понимании Л.С.Выготского. История развития высших психических функций как предмет психологии. Общая характеристика высших психических функций. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С.Выготского. Представление о социальной ситуации развития. Понятие «зона ближайшего развития».Вклад Л.С.Выготского в дефектологию.

А.Р.Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных процессов на материале различных культур. Исследование словесной регуляции поведения. Исследование умственной отсталости. Исследование афазий. Проблема локализации психических функций. Нейропсихология в ее историческом развитии.

А.Н.Леонтьев, очерк жизни и творчества. Исследование памяти. Проблемы развития психики. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет психологии. Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Представление о ведущей деятельности. Деятельность, сознание, личность.

Д.Б.Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. История детства. Исследование игры. Разработка экспериментальной системы обучения.

П.Я.Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Разработка и развитие идей Л.С.Выготского другими учениками и последователями. применительно к возрастной и педагогической психологии (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов и др.).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 20.

1. Методологические проблемы психологии в творчестве Л.С.Выготского.

2. Соотнесение культурно-исторической теории и теории деятельности.

3. Становление и развитие школы Л.С.Выготского: основные этапы.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 2, 9, 10

Очерк жизни и творчества С.Л.Рубинштейна. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки. Принцип творческой самодеятельности и анализ специфики гуманитарного знания. Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма. Идея субъектности. Представление о субъект-субъектном взаимодействии. Психическое как процесс и как деятельность. Исследования мышления. Развитие идей С.Л.Рубинштейна учениками и последователями .(К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 21.

1. Методологические проблемы психологии в трудах С.Л.Рубинштейна.

2. Сравнительный анализ теорий деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Основная литература: 3, 5

Дополнительная литература: 13, 14

Очерк жизни и творчества И.П.Павлова. Проблема поведения целостного организма. Проблема сигнала. Рефлекс как единица анализа поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. «Павловская сессия» АН СССР и АМН, ее роль в судьбах психологии и психологов.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 22.

1. Сравнительный анализ «науки о поведении» в бихевиоризме и в учении И.П.Павлова.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 13

Очерк жизни и творчества Б.М.Теплова. Основные направления исследований. Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий. Проблема индивидуальных различий с точки зрения синтетического и аналитического подхода. Проблема диагностики индивидуальных различий. Соотношение свойств. Проблема их универсальности. Свойства ВНД и свойства личности.. Исследование способностей. Исследования практического мышления.

Очерк жизни и творчества В.Д.Небылицына.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 23.

1. Основные проблемы психофизиологии индивидуальных различий в творчестве Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына.

Основная литература: 2, 3, 5


Сейчас читают про: