Тема 22. И.П. Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию
Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна
Тема 20. Л.С.Выготский и его школа
Очерк жизни и творчества Л.С.Выготского. Л.С.Выготский как методолог. Проблема построения «общей психологии». Л.С.Выготский как теоретик психологии; «культурно-историческая» теория развития психики. Проблема опосредствования. Представление о знаке. Интериоризация в понимании Л.С.Выготского. История развития высших психических функций как предмет психологии. Общая характеристика высших психических функций. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С.Выготского. Представление о социальной ситуации развития. Понятие «зона ближайшего развития».Вклад Л.С.Выготского в дефектологию.
А.Р.Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных процессов на материале различных культур. Исследование словесной регуляции поведения. Исследование умственной отсталости. Исследование афазий. Проблема локализации психических функций. Нейропсихология в ее историческом развитии.
А.Н.Леонтьев, очерк жизни и творчества. Исследование памяти. Проблемы развития психики. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет психологии. Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Представление о ведущей деятельности. Деятельность, сознание, личность.
Д.Б.Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. История детства. Исследование игры. Разработка экспериментальной системы обучения.
П.Я.Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Разработка и развитие идей Л.С.Выготского другими учениками и последователями. применительно к возрастной и педагогической психологии (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов и др.).
Вопросы для самостоятельной работы по теме 20.
1. Методологические проблемы психологии в творчестве Л.С.Выготского.
2. Соотнесение культурно-исторической теории и теории деятельности.
3. Становление и развитие школы Л.С.Выготского: основные этапы.
Основная литература: 2, 3, 5
Дополнительная литература: 2, 9, 10
Очерк жизни и творчества С.Л.Рубинштейна. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки. Принцип творческой самодеятельности и анализ специфики гуманитарного знания. Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма. Идея субъектности. Представление о субъект-субъектном взаимодействии. Психическое как процесс и как деятельность. Исследования мышления. Развитие идей С.Л.Рубинштейна учениками и последователями.(К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский).
Вопросы для самостоятельной работы по теме 21.
1. Методологические проблемы психологии в трудах С.Л.Рубинштейна.
2. Сравнительный анализ теорий деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.
Основная литература: 3, 5
Дополнительная литература: 13, 14
Очерк жизни и творчества И.П.Павлова. Проблема поведения целостного организма. Проблема сигнала. Рефлекс как единица анализа поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. «Павловская сессия» АН СССР и АМН, ее роль в судьбах психологии и психологов.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 22.
1. Сравнительный анализ «науки о поведении» в бихевиоризме и в учении И.П.Павлова.
Основная литература: 2, 3, 5
Дополнительная литература: 13
Очерк жизни и творчества Б.М.Теплова. Основные направления исследований. Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий. Проблема индивидуальных различий с точки зрения синтетического и аналитического подхода. Проблема диагностики индивидуальных различий. Соотношение свойств. Проблема их универсальности. Свойства ВНД и свойства личности.. Исследование способностей. Исследования практического мышления.
Очерк жизни и творчества В.Д.Небылицына.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 23.
1. Основные проблемы психофизиологии индивидуальных различий в творчестве Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына.
Основная литература: 2, 3, 5