double arrow

Тема 9. Бихевиоризм


Тема 8. Психоанализ и его дериваты

Истоки психоанализа. Проблема бессознательного в психологии и психиатрии. Влияние французской психиатрии на становление психоанализа. Общий очерк развития психоанализа как направления.

Классический психоанализ как практика и теория. З.Фрейд, очерк жизни и творчества. Представление о функциях, структуре и динамике психики. Представление об этиологии неврозов и механизмах их формирования. Развитие психики в онтогенезе. Представление о внутреннем конфликте и психологических защитах. Варианты патологического развития личности. Общие принципы психотерапии.

«Индивидуальная психология» А.Адлера. Очерк жизни и творчества А.Адлера. Эволюция его представлений. Понимание человека как социального существа. Неполноценность и стремление к превосходству. Креативное Я. Семейные отношения как детерминанта развития личности. Способы компенсации. Представление о жизненном стиле. Основные принципы психотерапии. А.Адлер и «социально-психологический психоанализ». Влияние А.Адлера на идеи американской «гуманистической психологии». Проблемы воспитания ребенка в семье в работах А.Адлера.

«Аналитическая психология» К.Г.Юнга. Очерк жизни и деятельности К.Г.Юнга. Соотношение «аналитической психологии» и позиций З.Фрейда и А. Адлера с точки зрения К.Г.Юнга. Структура души. Комплексы и архетипы. Представление о коллективном бессознательном. Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Представление об индивидуации. Основные принципы психотерапии. Проблемы типологии личности в работах К.Г.Юнга. Специфика переживания кризиса середины жизни.

Дальнейшее развитие психоанализа. Неофрейдизм (неопсихоанализ) в широком и узком смысле слова.

«Социально-психологический психоанализ»: общая характеристика.

К.Хорни, очерк жизни и творчества. Культура как детерминанта психического развития. Базисная тревога, ее генезис и последствия. Основные проблемы детства: «базальное зло» во внутрисемейных взаимодействиях. Основные типы «движения» человека. Самосознание и его структура с точки зрения К.Хорни. Основные принципы психотерапии.

Э.Фромм, очерк жизни и творчества. «Гуманистический психоанализ». Проблема «здорового общества». Синдром распада и синдром роста. Проблема ценностей. Проблема свободы. Типы характеров.




Г.С.Салливан, очерк жизни и творчества. «Межличностная психиатрия». Представление о динамизме. Способы переработки опыта. Проблемы возрастного развития. Анализ взаимодействий матери и младенца. Исследования психотических отклонений.

«Эго-психология»: общий очерк развития. А.Фрейд, ее роль в развитии психоанализа в целом и детского психоанализа в частности. Специфика детского психоанализа. Взгляды А.Фрейд на проблемы детского развития и психотерапевтической работы в соотношении со взглядами М.Клейн. Э.Эриксон как ведущий представитель эго-психологии. Очерк жизни и творчества. Эпигенетическая теория развития психики. Понятие «идентичность». Кризисы психического развития. Психоистория.

В.Райх, очерк жизни и творчества. Принцип холизма. Создание телесно-ориентированной терапии.

Особенности французского психоанализа. Ж.Лакан и представление о структуре бессознательного. Герменевтические аспекты лакановского анализа.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 8.

1. Основные направления неофрейдизма в соотнесении с классическим психоанализом.

2. «Социально-психологический психоанализ»

3. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма.

4. «Эго-психология»

Основная литература: 1, 2, 4

Дополнительная литература: 5, 15, 16

Истоки бихевиоризма. Исследования Ллойд-Моргана как один из источников бихевиоризма. Проблемы научения у человека и животных в исследованиях Э.Торндайка. Основные принципы классического бихевиоризма Д.Уотсона. Основные линии влияния на бихевиоризм Д.Уотсона в прагматизме У.Джеймса, взглядах и исследованиях ведущих представителей русской физиологической школы (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов). Представление о стимуле и реакции. Классическое обусловливание. Представление о дифференциации и генерализации.



Необихевиоризм и представление о промежуточных переменных. Э.Толмен и представление о поведении как молярном феномене. Когнитивные карты у животных и человека. Психологические представления К.Халла. Инструментальное и оперантное обусловливание. Очерк жизни и творчества Б.Ф.Скиннера. Представление об операнте и оперантном научении. Принципы программированного научения. Оперантное научение в психотерапии.

Социобихевиоризм и его основные принципы. Общий очерк направления. Принцип реципрокного детерминизма. Обзервационное научение. Теория А.Бандуры: исследование социализации; изучение агрессии. Психолого-педагогические аспекты теории социального научения. Теория «Усвоенной беспомощности» Селигмана. проблемы соединения бихевиоральных и психоаналитических идей относительно психологии развития в теории Р.Сирса.

Нейролингвистическое программирование как психотерапевтическое направление необихевиористической ориентации. Когнитивная психотерапия и необихевиоризм. Использование бихевиоральных идей и техник в педагогике.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 9.

1. Необихевиоризм в сопоставлении с классическим бихевиоризмом.

2. Основные виды обусловливания.

Основная литература: 1, 2, 4

Дополнительная литература: 15

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: