Похороны знатного русса у восточных славян в Х веке.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Славяне относились к индоевропейской языковой семье, которая включала в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.
Во многих источниках славян упоминали под именем венедов, которые разделились на две группы — славинов и антов. Первые сведения о славянах относятся к 1—II вв. н. э. Вопрос об их прародине является спорным в исторической науке. Такие крупные историки как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже в 11—IV вв. Великое переселение народов (V—VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизовала Восточно-европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.
Восточно-славянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, северо-западнее их — древляне (“лесные люди”) и дреговичи (“болотные люди”), севернее — радимичи, северовосточнее — северяне. На Оке и Москва-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их — кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские славяне).
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие, заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
По своим верованиям славяне были язычниками. Как главные божества почитались: Перун — бог грома и молний, покровитель воинов; Белес — бог богатства, покровитель скота и купцов; Даждьбог — покровитель урожая; Стрибог — бог ветра, в широком смысле — дыхания как проявления Духа; Мокошь — богиня любви и плодородия. Распространен был и культ предков.
Славяне-язычники веровали в загробную жизнь. Поэтому родственники должны были снабдить покойного всем необходимым для такой жизни – пищей и питьем, одеждой и украшениями, оружием и конем, рабами и даже женой. Руссы очень любили своих жен и дарили им дорогие украшения. Взамен этого жены платили мужьям большой верностью и, по примеру древних скифских женщин, часто принимали смерть и торжественно сжигались вместе с ними – непременно по своему желанию.
С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавил военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовала постоянная дружина и общеплеменное ополчение, возникли города как центры племенных союзов, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия является предпосылкой образования государственности.
Образование Древнерусского государства относится к IX в. Оно стало закономерным результатом длительного процесса перехода восточных славян от родоплеменного к классовому раннефеодальному обществу и было обусловлено экономическими, социальными, политическими причинами.
Совершенствование орудий труда и производственных навыков, способствовало имущественному расслоению населения, появлению частной собственности. Имущественное неравенство приводило к формированию социальных групп раннефеодального общества: феодалов (князья, их приближенные, — дружина), зависимого крестьянства, ремесленников, торговцев и др., а это диктовало потребность в регулировании отношений между ними в защите торговых путей, важнейшим из которых был путь “из варяг в греки”. Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.
Древнейшая русская летопись “Повесть временных лет” сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в новгородскую землю варягов (норманов) во главе с Рюриком. Его преемник — Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.
Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате исторически обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю.