Культура Руси в ХIII - XIV вв.
Освобождение Русской земли от монгольского владычества произошло только в 1480 г.
Куликовская битва (1380 г.)
Победа войска Александра Невского на Чудском озере спасла Русь от потери ею национальной и культурной независимости.
Борьба за свержение монгольского ига и безопасность от внешних врагов стали в последней трети XIV в. важнейшими условиями завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси. Важную роль в этой борьбе сыграла позиция московского князя Дмитрия Ивановича (1362-1389). В 1378 г. на р. Воже в Рязанской земле московские войска под предводительством князя Дмитрия наголову разгромили сильное ордынское войско мурзы Бегича. Победа московского войска поставила под сомнение власть Орды над Русью. Мамай стал готовить новый поход на Русь.
Военные силы князя Дмитрия Ивановича и Мамая были примерно равны, достигая 100—120 тыс. человек с каждой стороны. В ночь с 7 на 8 сентября русские полки переправились через Дон и заняли боевую позицию на обширном Куликовом поле между pp. Непрядвой и Доном.
О военном искусстве князя Дмитрия Ивановича свидетельствует такой тактический прием, как укрытие в дубраве, в стороне от основных сил русских войск, засадного полка. Именно этому полку было суждено решить исход битвы, которая произошла 8 сентября 1380 г. Мамай потерпел сокрушительное поражение.
За победу на Куликовом поле народ стал называть князя Дмитрия Ивановича Донским. Историк В. О. Ключевский образно сказал о значении Куликовской битвы: “ Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты".
Дмитрий Донской 1350 – 1389 гг.
Однако свергнуть татаро-монгольское иго не удалось. В 1382 г. хан Тохтамыш разгромил Москву, и она вновь вынуждена была платить дань Орде.
Татаро-монгольское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли тяжелый удар по культуре Руси. Со второй половины XIV в. в русских землях начался культурный подъем, связанный с экономическим развитием страны.
В это время возросшие хозяйственные и военные потребности способствовали распространению обработки железа, центрами которой были Новгород, Москва и др. города. В них началось развитие литейного дела, в особенности отливки колоколов и пушек из меди. Ведущую роль в русской литературе играли летописи. Центром летописания были крупные города — Тверь, Новгород, Псков, Ростов. Примерно с 1326 г. летописание началось в Москве. Устное народное творчество и русская литература развивали две важные темы — борьба с монголо-татарами и государственно-политическое объединение страны. Замечательным художником конца XIV в. был выходец из Византии Феофан Грек.
Центрами русского зодчества были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Москва. Церкви Новгорода и Пскова носили характер торговых и военных сооружений и отличались суровостью внешнего облика. Московская архитектура воспринимает лучшие образцы владимиро-суздальского зодчества. В 1367 г. в Москве был возведен единственный в XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси каменный Кремль. Крупным сооружением XIV в. был Успенский собор в Коломне.
Контрольные вопросы:
1. Возникновение Древнерусского государства
2. Киевская Русь в IX-XII вв.
3. Культура Киевской Руси.
4. Феодальная раздробленность Руси.
5. Татаро-монгольское нашествие на Русь.
6. Борьба Руси против шведских и немецких феодалов.
7. Куликовская битва (1580 г.).
8. Культура Руси в XIII в.
С XIV в. началось экономическое и политическое возвышение Москвы, которому способствовал ряд обстоятельств. Первым и главным из них было выгодное географическое положение. Москва находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне. Это сделало Московское княжество убежищем для русских людей. Второе обстоятельство заключалось в том, что Москва находилась на перекрестке важнейших торговых путей как водных, так и сухопутных.