Феодальная раздробленность Руси

Огромную роль в развитии культуры играло устное народное творчество — былины о богатырях, охранявших русскую землю, новгородском купце Садко, а также сказы, обрядовые песни и т. д.

Культура Киевской Руси

Крещение киевлян. 988 г.

Киевская Русь в IХ-ХII вв.

После смерти Рюрика (предположительно в 879 г.) правителем Древнерусского государства стал опекун его малолетнего сына Игоря варяжский конунг Олег. Он объединил под властью Киева древлян, северян, радимичей. Киевский князь Игорь (912—945) подчинил своей власти уличей и тиверцев. Сын Игоря князь-воин Святослав (964—972) подчинил вятичей, нанес поражение печенегам, разгромил Хазарский каганат, воевал с ясами и касогами на Кавказе, вел борьбу с Византией. Важнейшим событием во время княжения Владимира (980—1015) — стало принятие Русью христианства в качестве государственной религии (988 г.).

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) -время расцвета Киевского государства, его широкого международного признания. Выдающийся государственный деятель Владимир Мономах (1113-1125) преодолел княжеские междоусобицы, разбил половцев, пытался проводить активную внутреннюю политику, направленную на укрепление великокняжеской власти, совершенствовал законодательство. После смерти его сына Мстислава Киевская Русь распалась на ряд отдельных княжеств.

Важнейшим источником по истории феодальных отношений Киевской Руси является свод законов “Русская правда”. Этот документ показывает, что Древнерусское государство было многоукладным. Его основой были взаимоотношения между князем, его двором, и зависимым населением, крестьянской общиной.

Суд во время “Русской правды”

Ведущими отраслями производства Киевского государства являлись земледелие, оседлое скотоводство. Развивалось ремесло, насчитывавшее десятки видов: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и т.д.

Киевская Русь была мощным государством средневековой Европы. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточнославянской языческой и византийско-христианской культур. Принятие христианства (988) и появление славянской письменности, составителями которой были болгарские монахи Кирилл и Мефодий, стали мощным катализатором развития древнерусской культуры.

После крещения Руси началось строительство каменных церковных храмов, сначала византийскими мастерами, а позже и русскими зодчими. Выдающимися памятниками древнерусской архитектуры явились киевская Десятинная церковь (996), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке (XI в.). В XI в. появились на Руси и первые библиотеки при княжеском дворе и монастырях. Самая известная из них — библиотека Ярослава Мудрого, хранившаяся в Софийском соборе.

Принятие христианства оказало огромное влияние на духовную жизнь русичей. Изменились их представления о жизни и смерти, добре и зле, прекратились кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие, обычаи умерщвления многочисленных слуг князя при его кончине. Влияние христианской религии, примеры нравственного величия, подвижничества некоторых религиозных деятелей способствовали смягчению суровых нравов эпохи. Русская культура стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы.

Древнерусский язык, культура Киевской Руси явились общим базисом для белорусского, русского, украинского национальных языковых культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает вторую треть XII — середину XV в. Важнейшей экономической причиной феодальной раздробленности стало развитие производительных сил. Во всех княжествах и отдельных землях распространялось пашенное земледелие, совершенствовались орудия труда. Росла численность населения. Другой экономической причиной раздробленности было натуральное хозяйство, дававшее возможность каждому княжеству или земле существовать независимо от единого государственного центра. Рост городов вел к появлению новых культурных центров. К политическим причинам относятся родовые конфликты. Усиление местной власти происходило за счет раздела наследства великого князя между его родственниками. Усложнение структуры общества, социальные конфликты требовали роста и усиления государственного аппарата.

В результате этих причин единое государство Киевская Русь распалось на полтора десятка самостоятельных государственных образований. Наиболее крупным среди русских земель и княжеств было: Владимиро-Суздальское княжество. В конце XII — начале XIII века шел бурный расцвет городов: Владимира, Переяславля, Дмитрова, Галича, Костромы, Твери, Нижнего Новгорода. В летописи под 1147 г. впервые упоминается Москва. Для правления Юрия Долгорукого, была характерна сильная власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская феодальная республика занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Здесь сложился особый политический строй — боярская республика. Высшая власть принадлежала вече, выбиравшему главу управления — посадника. Князь приглашался новгородцами для выполнения военных и судебных функций. Небывалого расцвета достигла в Новгороде торговля, в том числе со странами Западной Европы.

На пристани в Новгороде

В период феодальной раздробленности произошло ослабление военной мощи, оказавшееся роковым перед угрозой монгольского нашествия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: