Заключение. Стилю модерн была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Стремление к «культуре деталей» от

Стилю модерн была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Стремление к «культуре деталей» от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет всюду это свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора. Такой орнамент всегда склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью. Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира.

При всей определенности своих художественных тенденций искусство модерна вовсе не было монолитным, лишенным внутренних противоречий. Поиски шли во многих направлениях, имеющим поразительные различия. Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную экспрессию времени в динамике абстрактных линий, появлялись узоры из натурально и точно воспроизведенных растений, насекомых, животных.

В начале XX века модерн достиг апогея в проявлении характерных для этого периода элементов декоративизма, как и во всём декоративно - прикладном творчестве, усиливаются тенденции к упрощению форм изделий, а волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом.

Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость, поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение кованой меди, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды и женских украшений, изощренные силуэты дамских нарядов, словно повторяющих текучие контуры драпировок и их орнаментику, - все это придавало совершенно особый характер интерьерам модерна. Стремление к «культуре деталей» от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

«Нет сомнения, что «путь в XX в.» был противоречив. Модерн частично принадлежал и прошлому и будущему. То, что он дал будущему, неоднократно «переживалось» и использовалось»[13].

В России стиль модерн наиболее ярко проявился в архитектуре. Закат модерна как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910-е года. Обусловлено это несколькими причинами. Во - первых стиль носил очень ярко выраженный декоративно - прикладной характер, что как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников. Кроме того, технически изготовление предметов интерьера в стиле модерн было сложным и дорогим. А в свете нарастающей мощи промышленных предприятий это было важно. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

К концу XIX века заканчивается формирование единого европейского костюма, но каждому присуще свое национальное своеобразие. Расширяется сфера влияния моды, она возникает в высших слоях общества, а затем спускается в средние слои. Изменения моды сопровождаются сменой идеалов красоты, форм костюма, его силуэт, аксессуаров, а также всего ассортимента тканей. На изменения моды также влияло развитие техники и лёгкой промышленности. Мода в основном проявляла себя в женском костюме, в мужском менее уловимо. Типичным для конца XIX века является сам характер взаимосвязи мужского и женского костюма. Эмансипация женщин приводит к проникновению мужских черт в женские костюмы, например, галстуки, костюмы английского стиля, шляпы канотье, цилиндры, позднее брюки.

Костюм буржуазного общества имел престижную функцию, был показателем материального достатка. Костюм той эпохи имел психологическую характеристику, показывая вкусы человека, индивидуальность, привычки, характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: