Структура души по Аристотелю

Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

. Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир-пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства иощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2.Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым про-шлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить по-сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

18.Основные конфликты в развитии научной мысли Средневековья: разум и вера, разум и практика, разум и опыт.

В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.

В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.

Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.

Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля. Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.

В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкон и У. Оккам.

Ф. Бэкон выступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.

У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.

Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.

Период Возрождения охватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.

Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.

Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: