Развитие общества характеризуется победой капиталистического способа производственных отношений, развитием крупного машинного производства, то есть техническим и промышленным переворотом. Резко возрастают потребности общества в энергии и как следствие получают бурное развитие физика и химия, науки, изучающие взаимное превращение форм энергии и веществ. Бурно развиваются естественно научные знания, а победа новых общественных отношений, требует осмысления перемен в обществе от представителей социальных и гуманитарных наук. Начало данного периода соответствует концу 18 века. К середине 19 века наукой накоплен большой объем фактического и теоретического материала, который требует всеобъемлющего охвата и осмысления, возникает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании и вторая треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями:
- Клеточная теория (одно из крупных биологических обобщений, утверждающее общность происхождения, а также единство принципа строения и развития растений и животных. Согласно клеточной теории их основной структурный элемент –клетка.Первые наблюдения клеток – Р.Гук, А.Левенгук, Н.Грю. К.т. впервые сформулирована Т.Шванном, который и учитывал исследования М.Шлейдена).
- Учение о превращении энергии.
- Дарвинизм (установил движущие силы эволюции органического мира, объяснил процесс развития и становления биологических видов).
которые нанесли окончательный удар по старой метафизике, затем следуют открытия, раскрывающие диалектику природы полнее:
- Создание теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, соединивших живую и неживую природу.
- Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (Элементы в ней расположены в порядке возрастания их атомного номера, равного числу протонов ядре, и в соответствии с распределением электронов вокруг ядра. Состоит из горизонтальных рядов – периодов. № периода соответствует количеству энергетических уровней в атомах элементов. Вертикальные ряды группы. № группы соответствует количеству электронов на внешнем (предвнешнем) электронном уровне, а также максимальной положительной степени окисления и валентности).
- Химическая термодинамика Я. Х. Вант-Гофф и Дж. Гиббс.
- Основы научной физиологии И. М. Сеченова (сформулировал положения о зависимости всех функций организма от окружающей среды).
- Электромагнитная теория света Дж. К. Максвела.
Основным противоречием данного периода, были метафизические взгляды первооткрывателей и диалектическими результатами их открытий, то есть разрыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания, что тормозило развитие физической картины мира, которая фактически оставалась еще Ньютоновской.
Машинное производство дало человеку новое представление о его силах и возможностях (важнейшие технические открытия и изобретения: 1814г. - паровоз Стефенсона; 1816г. – первая «карта погоды»; 1819г. – пароход Фултона; 1825г. – железная дорога Стоктон – Харлингтон; 1830г. – первый трамвай в Лондоне; 1833г. – магнитно-игольный телеграф; 1834г. – электромотор Якоби; 1835г. – револьвер Кольта и капсюльное ружье с затвором; 1860г. – телефон.
В конце 19 - начало 20 века форсируется развитие, прежде всего, физики во всех ее проявлениях (атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, оптика, квантовая физика и т. д.). Физическое познание природы играет роль трамплина по отношению к другим отраслям естествознания. Открытия и изобретения в физике, позволяют создавать не только новые приборы, но и методы исследований в других областях знаний. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию науки о космосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 века началась «… новейшая революция в естествознании…", главным образом в физике:
- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.
- Коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном.
- Радиоактивности А. Беккерелем.
- Электрона Дж. Томсоном.
- Светового давления П. Н. Лебедевым.
- Введение идеи квантования энергии М. Планком.
- Создание теории относительности А. Энштейном. а так же открытия в химии и биологии (основы генетики на базе законов Г. Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он сопровождается прежде всего нарушением прежних метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.
В результате возник ряд новых фундаментальных наук и теорий – теория относительности, квантовая механика, атомная физика, генетика и др., - в своих обобщениях вышедших далеко за пределы реальных потребностей тогдашнего материального производства.