Корё и Корея

Церковь Трёх Патриархов - северо-восточная церковь из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом.

13.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, перечислите сооружения, входящие в комплекс. Назовите стиль, в котором построен комплекс. Опишите стилистические особенности, характерные для данного региона. Отличается ли данный комплекс от аналогичных построек Франции и Германии?

Ответ:

На иллюстрации изображен Соборный комплекс в Пизе. В него входят: кафедральный собор, баптистерий, колокольня "Падающая башня" и кладбище.

Кафедральный собор или Пизанский собор создавался с XI по XIII века, архитектором Бускето ди Джованни Джудиче, Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами композиция. строительство продолжил Райнальдо. Он удлинил главный неф и возвел фасады. Ему обязано главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного камня.

Пизанский баптистерий. В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр 39м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом. Шестигранная мраморная кафедра выполнена Пизано из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Строительство звонницы в Пизе было начато в начале 12в.Подобно собору и баптистерию, кампанила имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый мотив ансамбля, объединивший все три здания. Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора. У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху - люнета со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская кампанила наклонилась еще в период строительства.

Кладбище Кампосанто расположено рядом с пизанским собором. Строительство крытого кладбища было начато архитектором Джиованни ди Симоне. Это сооружение в строгом готическом стиле, представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором. Внешняя стена состоит из 43 слепых арок.

«Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем) составляют исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль.

14.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, тип сооружения. Проанализируйте архитектурно-конструктивные особенности данного сооружения. Назовите памятники относящиеся к данной типологической группе.

Ответ:

На иллюстрации изображена церковь Вознесения в Коломенском. Время строительства – 16в. Находится на высоком берегу Москвы-реки. Столпообразный шатровый тип сооружения. Представляет собой центричную 62-метровую композицию. Здание возводилось из кирпича с белокаменными деталями, которые отразили как характерные черты раннемосковского зодчества, так и ордерные формы. Килевидные арочки, треугольные стрелы сочитались со своеобразными капителями, на которых распологалась часть трехчастного антаблимента с классическими обломами.

отдельные объемы храма не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев — закомар и кокошников.

Композиция церкви близка к формам русского деревянного зодчества. План в форме равноконечного креста был выработан в русском деревянном зодчестве, так называемый "крестчатый" сруб хорошо подходил по прочностным характеристикам для установки каменного шатра.

Вертикальный объем расчленен по высоте на три основных части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане. Переход от четверика к восьмерику конструктивно устроен следующим образом: в углах четверика расположены разгрузочные арки, переброшенные с опоры на опору и стянутые кольцом железных связей. Шатер выложен из кирпича с незначительным выступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. Устройство светового шатра, восьмерика и двойных угловых оконных проемов в четверике создает равномерную освещенность внутреннего пространства церкви. Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен, занимающих около 2/3 площади застройки, составляет немногим более 100 квадратных метров. Внутри каменный шатер примерно на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом.

Другие памятники: Собор Василия Блаженного, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском, Троицкая (Покровская) церковь в Александровой слободе, церковь Преображения в селе Остров под Москвой, церковь Никиты в селе Елизарово, церковь Покрова в Медведкове, церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, церковь Покрова в Медведкове.

15.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, стиль и тип сооружения. Назовите автора. Проанализируйте объемно-планировочное решение и градостроительную роль данного сооружения.

Ответ:

На иллюстрации изображен Петропавловский собор — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, высота которого составляет 122,5 м. увенчан золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой в панораме Невы и символом города

Этот собор был для России новаторским. Возведён в нач. 17в. архитектором Доменико Трезини..Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание зального типа, внутри разделенное пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; увенчан куполом на высоком барабане.

В середине 18в. рядом с Петропавловским собором архитектором А.Ф.Вистом был построен Ботный дом во времена появления классицизма. Он был предназначен для сбережения исторической реликвии. Два строгих четырехколонных портика тосканского ордера и того же ордера пилястры тактично сочетаются с фигурным обрамлением окон, ступенчатым подиумом барочной конфигурации и крышей с переломом, увенчанной аллегорической статуей – символом Навигации.

16.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение. Проанализируйте его объемно-планировочное решение и градостроительную роль. Выделите стилистические особенности, характерные для данного периода. Благодаря каким композиционным приемам здание не выглядит монотонным и однообразным.

Ответ:

На иллюстрации изображено Адмиралтейство - один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов города.

В сер. 18в. годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Он придал сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгель. Пространство вокруг Адмиралтейства было упорядочено архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

В начале19в. архитектор А. Д. Захаров перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи разбит бульвар. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое сооружение (протяжённость главного фасада 407 м), придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов — внешнего и внутреннего. В центре здания — монументальная башня со шпилем, окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов. Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы.

17.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение. Проанализируйте его объемно-планировочное решение и градостроительную роль. Выявите стилистические особенности. Какая постройка стала прототипом данного сооружения, какие композиционные приёмы указывают на наличие прототипа?

Ответ:

На иллюстрации изображен Казанский собор в Санкт-Петербурге. Имеет большое градостроительное значение для Петербурга. Построено архитектором А.Н.Воронихиным во время высокого классицизма в начале 19в. на Невском проспекте. Здание олицетворяет идею здания ансамбля, в котором ведущее значение приобрела полукруглая колоннада коринфского ордера высотой около 15м., образующая одну из торжественных площадей на главной магистрали города – Невском проспекте. Прототипом Казанского собора является храм св. Петра в Риме с колоннадой. Храм выходит на проспект боковым фасадом, который удачно «замаскирован» полукружием торжественной колоннады с акцентом на главной оси композиции в виде глубокого шестиколонного портика с фронтоном. Над портиком вздымается световой барабан, окруженный полуколоннами коринфского ордера и завершенный крутым куполом с люкарнами у основания. Его внутреннее пространство разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита и перекрыто целиндрическим сводом и куполом на средокрестии. Купол представляет собой тройную оболочку: нижняя имеет световое отверстие (диаметром 6.7м) в зените, сквозь которое видна живопись на втором куполе, освещаемом сквозь люкарны. Структура верхней оболочки, которая формирует силуэт храма, является первым в истории строительной техники примером инженерного новаторства. Медное листовое покрытие этого купола покоится не на деревянной конструкции, а на радиально расходящихся дугах из кованного железа, опирающихся на опорное кольцо, а верхние концы дуг собраны в пучок, закрепленный в декоративном «фонарике» под крестом.

Казанский собор не похож на православные пятикупольные церкви с колокольнями – у него лишь один купол, а колокола скрываются в крыльях колоннады. Храм, построенный из отечественных материалов русскими зодчими и украшенный русскими скульпторами.

18.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Какая постройка стала прототипом данного сооружения, выделите композиционные приёмы и специфические черты региональной школы прототипа. Что нового было привнесено автором в объёмно-планировочном и конструктивном решении, в построении интерьера?

Ответ:

На иллюстрации изображен Успенский собор - главный кафедральный храм. Время строительства - сер. 15в. Архитектор – Аристотель Фиорованти. Представляет собой шестистолпный храм с пятью главами, все пространство собора делится на 12 равных ячеек, не выделяя средокрестия.

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. Вместо привычной крестово-купольной системы здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест). Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Колонны имеют базы и капители. Зодчий сделал апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы.

Пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте.

Центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава.

Внешний вид храма более традиционен. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный. Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему.

19.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение. Объясните, как данное сооружение и теоретические труды автора повлияли на дальнейшее развитие европейской архитектуры. Основоположником какого стиля считается автор данного сооружения?

Ответ:

На иллюстрации изображена Вилла «Ла Ратонда» близ Веченце - загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио в середине 16в.- первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. Зданию присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. У виллы четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к которым ведёт по балюстраде со статуями античных богов. План здания, включая портики, по очертаниям напоминает греческий крест.

Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был изливаться в круглую гостиную в центре здания. Её стены покрыты искусными фресками-обманками. Все прочие комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них в течение дня тоже равномерно заглядывало солнце

В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности. Андреа Палладио является основоположником стиля «паладианства» и классицизма.

Архитектурное и литературное наследие Палладио - «Римские древности» —путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио; комментарии с рисунками к Витрувию; «Четыре книги об архитектуре» и др. - сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.). Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства, обращение к которому актуально в архитектуре до настоящего времени.

20.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

Ответ:

На иллюстрации изображен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Находмится на Исаакиевской площади. Архитектор О.Р.Монферран. Время строительста – середина 19в. Является сооружением периода распада классицизма, это выражалось отступлением от традиций и строгих правил стиля, сухости и измельчённости форм деталей, иногда в перегрузке и утрате масштабности. Для украшения фасадов прибегали к эклектике.

Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. Отличается чрезмерными основными элементами: многоколонные портики коринфского ордера, мощный 3ёх ступенчатый стереобат, огромные бронзовые двери и полуциркульные окна, кольцо колонн 12 метров и их высота 13 метров. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн., высота колонн 18 метров. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

Само здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком. Купол диаметром 22м. образован тремя металлическими структурами: чугунными дугообразными ребрами в виде плоских литых форм, формирующих два внутренних купола (полусферический и конический) и внешний, составленный из 42 дугообразных кружал из кованого железа.

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы. Их завершают легкие позолоченные главки. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху.

В наружной отделке использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид. Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храм

21.

Что изображено на иллюстрации? Определите место и время строительства. Перечислите последовательно архитекторов принимавших участие в строительстве данного сооружения и их вклад в формирование облика собора. Как видоизменялся план сооружения в ходе проектирования и строительства?

Ответ:

На иллюстрации изображен собор Святого Петра - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В начале 16в. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в середине 16в. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

В начале 17в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали.

Джованни Лоренцо Бернини создал в середине 17в. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Общая длина базилики 211,6 м. В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

22.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Охарактеризуйте архитектурно-конструктивное решение данного сооружения. Могло ли подобное сооружение быть построено ранее? Ответ аргументируйте.

Ответ:

На иллюстрации изображен Хрустальный дворец в лондонском Гайд-парке был построен в середине 19в. из железа и стекла к Всемирной выставке. Стиль рационализм.

Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м., построен под руководством Джозефа Пекстона. Вместе со своими сотрудниками и инженером по строительству железных дорог Пекстон за восемь дней спроектировал здание принципиально новой конструкции.

Возведение этого грандиозного здания в кратчайшие сроки (за 16 недель) стало возможным благодаря строительству его из стандартных металлических элементов каркаса со стеклянным заполнением. Выстроенное по революционной технологии здание из стекла и металла, имело длину 480 метров, при этом главный купол достигал 53 метров в высоту. Центральный продольный неф, или "главный проспект", имел ширину 22 и высоту 20 м, а сводчатый трансепт (поперечный неф) - соответственно 22 и 32,9 м. Сооружение украшало порядка 3500 изящных колонн.

Внутреннее помещение дворца было лишено перегородок. Основными элементами конструкции служили пустотелые чугунные колонны, соединенные связующими сквозными фермами, на которых держалась плоская крыша из застекленных панелей, образующих складчатый профиль. Единственными сложными элементами этой простой каркасной конструкции были сводчатое перекрытие трансепта и диагональные стержни из ковкого железа, служившие для повышения жесткости всего сооружения. Эти стержни закреплялись между колоннами на наружных стенах и между основными арочными ребрами свода трансепта. В середине стержни стягивались железными кольцами, и благодаря этому они придавали жесткость каркасу всего здания, не имевшего внутренних перегородок.

Хрустальный дворец стал первым в мире большим металлокаркасным зданием и первым зданием со стеклянными стенами. В его конструкции применена не виданная ранее система портальных связей для компенсации возникающих при ветре боковых усилий, и кроме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей.

По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл. Конструкция Хрустального дворца выходила за рамки традиционной для того времени строительной практики, что породило в архитектуре новые формы и эстетические принципы. Остеклённые элементы и рамы положили начало ажурной архитектуре. Архитектурно конструктивная особенность заключалось в том, что здание было выполнено из одинаковых элементов. Хрустальный дворец не мог быть построен до 1845 г., тогда парламент отменил акцизный сбор на стекло.

 

23.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

Ответ:

На иллюстрации изображен собор Святого Иосифа (архит. Н. А. Львов) - красивейший храм в Могилеве и один из первых в архитектуре классицизма на Беларуси (уничтожен в середине 19в.).

Строительство его началось в память о встрече в Могилеве русской императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Во 2 пол.18в. в городе в торжественной обстановке Екатерина и Иосиф заложили первый камень фундамента собора.

Архитектура Иосифского собора была решена в простых монументальных формах. К квадратному в плане зданию с востока присоединялась полуцилиндрическая апсида, а с запада располагался вход — выступающий притвор в виде шестиколонного дорического портика с фронтоном. Боковые фасады имели такие же, только четырехколонные портики. Наиболее интересной, отличительной особенностью здания был двойной купол. Внутреннюю его часть прорезали 12 арочных проемов по периметру и круглый проем в центре. Через них просматривалась живопись на внешнем куполе. Для подсветки он имел 12 окон - люкарнов, через которые дневной свет падал на живописные картины.

Широкий, с низким куполом, с многочисленными элементами классической архитектуры, собор напоминал ранние византийские храмы, в которых было много от архитектурного наследия классической Греции. Колонны с античными капителями, хоры над входом, крестообразная форма основного объема и чудесный двойной купол.

Зодчий мастерски вписал его в городскую среду, сделав центром крупной площади губернского города. Здесь типично львовский двойной купол, создающий в интерьере "мистическое" освещение через проемы наружной оболочки. Оригинально решена трапезная в виде базиликального трехнефного пространства, запрятанного в кубический объем собора.

Интерьер имел богатую роспись, ниши со скульптурами, рельефные медальоны. Стены, украшенные спаренными ионическими колоннами, были облицованы искусственным мрамором.

Собор оказал значительное влияние на архитектуру, конструктивно-планировочное решение и декоративное оформление ряда культовых зданий белорусских городов.

24.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ данного сооружения.

Ответ:

На иллюстрации изображен Оперный театр в Сиднее, Австралия, середина 20в.

Архитектор Й.Утцон. Выполнено в стиле неоэкспрессионизма. Место для строительства было выбрано на полуострове и должно было восприниматься и со стороны моря, и со стороны города. В плане оно имеет простую форму с доминирующими объемами двух зрительных залов на 3000 и 1200 чел. Здание перекрыто рядом высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60м. Автор стремился воссоздать образ парусных судов. Сложнейшие расчеты конструкций производились под руководством О.Арупа.

Кровлю театра образует серия «раковин», их обычно называют «скорлупками» или «парусами». Эти скорлупки созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на сборные нервюры, из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала и Театра Оперы. В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. В здании оперного театра около 1000 комнат, включая 5 тетральных залов, 2 главных холла, 4 ресторана, несколько баров и сувенирных магазинов.

25.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

Ответ:

На иллюстрации изображен дом Пашкова в Москве. Архитектор В.И.Баженов. Построен во 2пол. 18в. Стиль - строгий классицизм.

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке.

Главный корпус жилого дома имеет три этажа с бельведером; двухэтажные симметричные флигели связаны с ним одноэтажными галереями. Такая трехчастная структура является своеобразным композиционным отголоском петербургской архитектуры первой четверти 18в. Архитектура дома – блестящая интерпретация французского классицизма. Баженов использовал композиционную схему парижских отелей с замкнутыми курдонерами и французскую трактовку ордера - ионические капители имеют дополнительную декоративную деталь.

Главные, наиболее парадные помещения дворца расположены в центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль расположен также по оси главного здания. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, парадная лестница на второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер. В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер. По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

26.

Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора и тип сооружения. Проанализируйте стилевую характеристику здания. Выделите черты, характеризующие творческий почерк автора.

Ответ:

На иллюстрации изображен дом П.Мила в Барселоне. Архитектор А.Гауди. Построено в начале 20в. Стиль – испанский модерн.

Дом П.Мила - расположенный на угловом участке шестиэтажный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами (сложный криволинейный план). Поэтому и получил название «каменоломня» или «каменная пещера». Фасады дома имеют волнистые очертания стен, мягкие скругления окон, фантастические скульптурные надстройки на крыше (дымовые, вентиляционные трубы и лестницы). Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный» план.

Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку.

На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящих из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В декоративном решении дома - тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры модерна.

Своеобразие поисков А.Гауди заключается в том, что новый строительный материал – железобетон – он использовал для создания органических форм природы в своих сооружениях, подражая скалам, деревьям, морским раковинам и т.д. Он создавал в своих произведениях разнообразные формы растительного и животного мира, виртуозно использовал возможности новых строительных материалов, придавая им необычные формы.

27.

Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Охарактеризуйте объемно-планировочное решение данного сооружения. Выделите черты, указывающие на новаторский подход в проектировании данного типа сооружений.

Ответ:

На иллюстрации изображен Дом над водопадом – шедевр органической архитектуры - разработанный американским архитектором Фрэнком Райтом в 1пол.20в. Сооружение высится над водопадом, в сотне километров от Питтсбурга, штат Пенсильвания, США.

Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный ландшафт. Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой. Спроектирован по принципу «изнутри наружу».

Оригинальный дом содержит простые комнаты, оформленные Райтом: открытая гостиная и кухня на первом этаже, три небольшие спальни расположены на втором этаже. Третий этаж занят кабинетом и спальней сына. Все комнаты визуально связаны с окружающей природой, гостиная имеет ступеньки, ведущие прямо к воде. Связывают комнаты узкие коридоры, задуманные создавать эффект расширения пространства при выходе в открытые светлые комнаты. Потолки крайне низкие, в некоторых местах всего 2.4 м.

Террасы образуют комплекс параллельных земле плоскостей. К традиционному кирпичу характерному для Райта, добавился армированый железобетон.

Сильные горизонтальные и вертикальные линии — отличительная особенность «Дома над водопадом»

Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в светлых тонах. В светлые цвета выкрашены нижние поверхности выступов крыши, что позволило сделать верхние комнаты уютными и лёгкими. Во многих местах дома были применены так называемые «прозрачные ширмы», установленные вместо глухих стен. Благодаря этому решению, из любой точки помещения открывается прекрасный вид на окружающую природу. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка.

На склоне холма (чуть выше главного дома) располагаются четырёхместный гараж, домик для прислуги и гостевой дом. Все эти постройки были созданы спустя два года, после завершения основного строительства. Одной из особенностей гостевого дома является бассейн, вода из которого, при его переполнении, стекает прямо в реку.

28.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ и градостроительную роль данного сооружения.

Ответ:

На иллюстрации изображена Арка Тет-Дефанс в Париже. Архитектор О.Спрекельсен. Время строительства – 2пол.20в. Стиль - неоавангард.

Арка полностью покрыта пластинами из стекла, специально разработанных, чтобы предотвращать оптическую деформацию и противостоять мощной силе ветра. Каждая пластина сделана из белого каррарского мрамора и серого гранита. С боковых фасадов арка облицована зеркальным стеклом, и с определенных точек они становятся невидимыми, отражая окружение. Внутренняя поверхность боковых граней решается перфорированной кессонами стены.

К проему арки ведет широкая парадная лестница. В центре сквозного пространства над площадкой подиума парит в воздухе натянутый на стальных тросах тент, напоминающий летящее облако. Сквозь него по стальным направляющим металлических тросов движутся вниз четыре прозрачных капсулы скоростных лифтов, поднимающие посетителей на верхний этаж, где расположен выставочный зал, а выше – видовая площадка.

Внутренние помещения верхней части Арки Дефанс расположено на "скромных" 115 квадратных метрах.

Это новое сооружение было призвано завершить важнейшую архитектурную ось Парижа. Она построена на исторической оси французской столицы – на той самой линии, которая начинается от Лувра, вдоль которой вытянулись Елисейские поля, и на которой расположена Триумфальная арка. Арка Дефанс как бы венчает эту прямую, обозначая собой переход к пригородам Парижа. Сама идея создания исторической оси стала основной концепцией регулярной планировки города.

29.

Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ данного сооружения. Выделите черты, характеризующие творческий почерк автора.


Ответ:

На иллюстрации изображен Павильон Квадраччи - Музей искусств в Милуоки – первая постройка а рхитектора Сантьяго Калатрава. Построен в 2001г.

Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27,4 метра, на опорном контуре которой установлена солнцезащитная структура в форме крыльев. Она состоит из 27 стальных регулируемых по высоте ребер. Максимальный размах этих крыльев составляет 66 метров, а вес этой парящей птицы – 90 тонн. Легкую и динамичную конструкцию из стекла венчает архитектоническое сооружение в форме крыльев, названное «Бриз Солей». Эта конструкция оборудована внутренним механизмом, позволяющим ей двигаться вверх и вниз, защищая, таким образом, музейный зал от прямых солнечных лучей. От Павильона тянется подвесной мост, который поддерживается при помощи металлических тросов, закрепленных на наклонном стволе высотой 61м. Он соединяет музей с одной из главных улиц города – Висконсин Авеню.

Интерьер музея подобен современному художественному центру,

Здание поражает разнообразием использованных материалов – от прозрачного стекла до каррарского мрамора, от древесины клена до бетона – прекрасно гармонирует с великолепными пейзажами озера и с красивейшей панорамой города, становясь самостоятельным произведением искусства.

С.Калатрава – автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". Сложное и новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток профессии Калатравы - скульптора. Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны.

30.Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения. Охарактеризуйте архитектурно-конструктивное решение данного сооружения.

Ответ:

На иллюстрации изображена Эйфелева башня в Париже. Построена архитектором Г.Эйфелем в конце 19в. Стиль – рационализм.

Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение - башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки. Ее конструкция была результатом точных математических расчетов. Все элементы изготавливались на заводе, а затем монтировались на месте. Выполнена из сборных металлических элементов. Эйфелева башня отличается довольно высокой степенью устойчивости.

Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат. На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится вторая платформа. Фундамент выведен из бетонных массивов. Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну, несущую на себе третью платформу, также квадратной формы; на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка. На башню ведут лестницы и лифты. Высота башни составляет 300м.

31.

Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора сооружения, стиль. Проанализируйте внешний облик данного сооружения. Выделите черты, подтверждающие стилевую принадлежность данного здания.

Ответ:

На иллюстрации изображена Башня Эйнштейна - астрофизическая обсерватория для ученого Альберта Эйнштейна в Потсдаме. Архитектор - Э.Мендельзона.

Построена в середине 20в. в стиле модерн: экспрессионизм.

Э.Мендельсон создал необычный образ сооружения, отличающийся от «земных» сооружений. Его пластичные, скульптурные формы были задуманы в железобетоне, но из-за отсутствия этого нового материала его пришлось заменить на кирпич и оштукатурить. Здание отличается отсутствием прямых углов, большой толщиной стен, странной формы окнами.

Здание состоит из двух взаимосвязанных объемов: башни и цоколя. Основное рабочее помещение находилось под землей, на поверхность выходит лишь его верхняя двухэтажная часть. Внутреннее помещения башни также лишено прямых линий и углов.

Форма продиктована образными ассоциациями. По сути, это не просто здание, а огромная оболочка для гигантского телескопа. Телескоп и другие аппараты устанавливаются на вершине башни, внутри вращающегося купола. Сферическая поверхность купола не является сплошной и прерывается в одном месте. Поэтому купол оборудован специальной раздвижной конструкцией, которая во время работы ученых приоткрывает пространство над зданием.

Фантастическая причудливость композиции, скульптурность, динамичность форм, неуравновешенность – черты, подтверждающие принадлежность данного сооружения к экспрессионизму.

Правителем, основавшим Коре (918-1392), стал Ван Гон, бывший полководец армии мятежного принца из Силла. Он сделал столицей свой родной город Сондо, ныне Кэсон (расположен в 60-ти км к северу от Сеула), и объявил о своем намерении вернуть потерянные территории Когуре в Манчжурии. Ван Гон дал своему государству новое название Коре, от которого позже и произошло современное название Корея.

Королевский двор Коре сразу провозгласил буддизм государственной религией и тем самым обеспечил его процветание. Строились храмы, вырезались деревянные, каменные скульптуры Будды, развивалась буддийская живопись. Однако вскоре храмы и монастыри приобрели слишком большую власть. В поздний период своего существования государство Коре было ослаблено конфликтами между учеными-чиновниками и воинами, а также между конфуцианцами и буддистами. Монгольские нашествия, начавшиеся в 1231 г., привели к почти вековой оккупации Коре.

Конфуцианство пришло в Корею в начале христианской эры, примерно в одно время с проникновением на полуостров самых ранних памятников китайской письменности. Однако доминирующие позиции учение Конфуция заняло только с приходом к власти династии Чосон (1392-1910).

Основатель династии Чосон Ли Сон Ге (впоследствии известный как король Тхэчжо) использовал влияние последователей конфуцианства для свержения династии Коре. В 1394 г. он перенес столицу из Кэсона, где все еще сильно было влияние буддизма, в Сеул, и теперь этот город является одной из старейших столиц в мире. Впоследствии конфуцианство проникло во все сферы жизни государства.

Правители Чосона создали сбалансированную и развитую политическую систему, основанную на конфуцианских принципах управления государством. Для того чтобы стать государственным чиновником, необходимо было сдать экзамен государственной гражданской службы на знание китайских классических произведений. Конфуцианство также определяло жесткую социальную структуру. Общество высоко ценило научные знания, но пренебрежительно относилось к занятиям торговлей и производством. На вершине социальной пирамиды находились ученые-аристократы янбан, занимающие ключевые позиции не только в обществе, но также в правительстве и армии. Следом шли чунин, «средний класс», состоявший из служащих, в число которых входили государственные чиновники, врачи, адвокаты и художники. Еще ниже находились санин, простолюдины, составлявшие большинство населения. В основном это были крестьяне, которым давали для обработки земельные наделы, а также торговцы и ремесленники. Самый низший слой общества чонин составляли рабы, слуги и крепостные, которых считали людьми низкого происхождения.

Периодом расцвета династии Чосон принято считать годы правления четвертого короля Сечжона (г. пр. 1418-1450), Небывалого расцвета достигли культура и искусство, был создан корейский алфавит хангыдь. В этот же период получили развитие многие прогрессивные идеи в области государственного управления, экономики, естественных и гуманитарных наук, музыки и медицины. Однако в конце шестнадцатого столетия полчища японских захватчиков под предводительством Тоетоми Хидэеси, разорили Чосон, совершая поход на Китай, Большая часть полуострова лежала в руинах, произведения культуры и искусства были разграблены. Многие корейские ремесленники, особенно гончары, были насильственно вывезены в Японию, что в значительной степени способствовало бурному развитию японского гончарного производства.

Корейские патриоты оказывали захватчикам серьезное сопротивление. Благодаря таким героям, как адмирал Ли Сун Син, им удалось перерезать каналы, по которым осуществлялось снабжение японцев. После смерти Хидэеси японские войска начали терпеть поражения и в 1598 г, война закончилась, оставив Корею разрушенной и опустошенной.

В 1627 и 1636 гг. Корея вновь пережила вторжения, на этот раз манчжур, которые постепенно захватили минский Китай и основали династию Цин (1644-1911). В это время в среде либерально настроенных ученых-чиновников стало набирать силу движение, известное как Школа Сирхак или Шола реальных наук, ставившее своей целью создание современного национального государства. Его сторонники выступали за развитие сельского

хозяйства и промышленности; а также призывали провести коренную реформу системы распределения земли. К сожалению, они не обладали реальной властью, а консервативное правительство не постаралось воспользоваться их идеями.

Таким образом Корея оставалась «государством-отшельником», стойко сопротивлявшимся Западу и не принимавшим его идеи, технологии, дипломатию и торговлю. Позже, в конце века, когда Япония одержала победу над Китаем, покровителем Кореи, стране пришлось спешно перестраиваться под давлением стремительно меняющихся обстоятельств. Япония, ставшая новой индустриальной державой, аннексировала Корею и в 1910 г. превратила ее в колонию, эти события положили конец династии Чосон.

Деятельность японского генерал-губернаторства в Сеуле была сосредоточена на экономической эксплуатации страны. Японские фермеры и рыбаки получали в пользование корейские земли бесплатно или за символическую плату. Огромное количество риса экспортировалось в Японию, в то время как корейцы серьезно страдали от нехватки продовольствия. Уровень жизни в стране угрожающе снизился. Сотни тысяч корейских крестьян вынуждены были переселяться в Манчжурию и Японию в тщетном поиске более легкой жизни.

Колониальное правление вызвало рост националистических настроений среди корейцев. 33 корейских патриота, собравшиеся 1 марта 1919 г. в сеульском Пагода-парке, провозгласили Декларацию независимости. Развернувшееся общенациональное движение против японского колониального режима было безжалостно подавлено войсками: тысячи людей были убиты, более десяти тысяч - ранены. Эти события, известные как Первомартовское движение за независимость (Самиль ундон), стали важной вехой в борьбе за свободу Кореи. Движению не удалось добиться независимости, но оно укрепило в корейском народе дух национального единства и патриотизма, привело к созданию Временного правительства в Шанхае и вдохновило народ на вооруженные восстания против японского колониального режима в Манчжурии.

Япония проводила политику ассимиляции корейцев с японской культурой. Преподавание в корейских школах велось на японском языке, корейцев заставляли принимать японские имена. И все же корейцам удалось сохранить свою культурную самобытность. В этот период множество национальных сокровищ и памятников корейской материальной культуры были вывезены в Японию; вопрос об их возвращениине решен.

15 августа 1945 г. вскоре после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Япония безоговорочно капитулировала перед силами союзников. В результате Корея наконец была освобождена и после 35-ти лет колониального режима обрела независимость. Однако радость корейского народа была недолгой. Возникло идеологическое противостояние из-за вопроса о том, кто должен управлять государством. Советские войска спешно оккупировали северную часть полуострова, а войска США заняли его южную часть в соответствии с решениями Потсдамской конференции 1945 г.

10 мая 1948 г, на юге прошли всеобщие выборы, и 15 августа была официально создана Тэхан Мингук, или Республика Корея со столицей в Сеуле. Ее первым президентом стал Ли Сын Ман. Практически в то же время на севере был установлен коммунистический режим во главе с Ким Ир Сеном, который был облечен практически абсолютной властью. 9 сентября 1948 г. была официально основана Чосон Минчжучжуый Инмин Конхвагук, или Корейская Народно-демократическая Республика со столицей в Пхеньяне.

25 июня 1950 г. Северная Корея начала неспровоцированное широкомасштабное вторжение в Южную Корею. Поначалу северокорейским войскам сопутствовал успех, но затем они были отбиты объединенными войсками ООН я отброшены назад к реке Амноккан, После этого в войну вмешалась Китайская Народная Республика, и вскоре линия фронта стабилизировалась в районе 38-ой параллели. Конец военным действиям положило соглашение о перемирии, подписанное 27 июля 1953 г.

Три года войны разорили страну, ее экономика была серьезно подорвана. Миллионы людей оказались разлученными со своими семьями и остались без крыши над головой. Но эта братоубийственная война оставила и другой страшный след - усугубила разобщенность Севера и Юга и нанесла раны, которые не зажили по сей день.

После войны Южная Корея столкнулась с множеством проблем. Ли Сын Ман постепенно превращался в диктатора и к концу 50-х годов единолично определял политику страны. Начались демонстрации протеста. 19 апреля 1960 г. поднялось студенческое восстание, позже названное Революцией Саиль-гу (19 апреля). Ли Сын Ман был вынужден уйти в отставку.

Были приняты поправки к Конституции, и к августе 1960 г. президентом Второй Республики стал Юн Бо Сон,а премьер-министром - Чан Мен. Однако президент и это правительство недолго оставались у власти: 16 мая 1961г. группа военных во главе с генералом Пак Чжон Хи захватила власть. Позже Пак Чжон Хи был избран президентом страны. Под его руководством началось бурное экономическое развитие Республики Корея.

В 1972 г. президент Пак добился принятия поправок в Конституцию в соответствии с системой Юсин (Реформы обновления). Была провозглашена Четвертая Республика. Система Юсин наделяла президента Пака еще большими полномочиями и обеспечивала ему сохранение власти на неограниченный срок. Однако недовольство политическими репрессиями и экономической и социальной несправедливостью привело к смене власти. Пак Чжон Хи был убит и премьер-министр Чхве Гю Ха стал действующим президентом. Его правление было чрезвычайно коротким: 12 декабря 1979 г. в результате военного переворота к власти пришел генерал Чон Ду Хван. 27 авуста 1980 г. он был избран президентом.

В мае 1980 г. в южном городе Кванчжу началось восстание в защиту демократии, позже названное «Демократическое движение Кванчжу». Восстание было жестоко подавлено войсками, многие борцы за демократию, выступавшие против диктатуры Чон Ду Хвана, были убиты. Однако общество не смирилось с насилием и жестокостью. К середине 80-х г. развернулось массовое движение студентов, рабочих, политиков из рядов оппозиции, домохозяек и других граждан, объединившихся против правительства Чона. Их настоятельные призывы к демократии и прямым президентским выборам не могли остаться незамеченными. В 1987 г, Ро Тхэ У, лидер правящей Демократической партии справедливости, обнародовал «Декларацию 29 июня за политические реформы», в результате чего в стране состоялись первые за 16 лет прямые президентские выборы. Разногласия между лидерами оппозиции не позволили никому из них одержать победу. Президентом Шестой Республики был избран Ро Тхэ У.

Были приняты меры, не допускающие осуществления авторитарной формы правления. Вскоре с 17 сентября по 2 октября 1988 г. в Сеуле прошли Олимпийские игры. Успешная организация крупнейших за предыдущую историю олимпийского движения Игр показала, что Республика Корея стала заметной силой на международной арене.

25 февраля 1993 г. была сформирована администрация Ким Ен Сама. В первый раз за 30 лет в Республике Корея к власти пришел президент, за спиной которого не стояли военные.

Ким Дэ Чжун был избран президентом страны в декабре 1997 г. Церемония инаугурации состоялась 25 февраля 1998 г. Президент Ким Дэ Чжун назвал свою администрацию «правительством народа». Впервые за 50 лет современной политической истории Республики Корея, которая начала отсчет после освобождения Кореи от японского колониального режима, власть перешла от правящей к оппозиционной партии мирным путем.

Воссоединение остается для всех корейцев желанной, но труднодостижимой целью. В последние годы был достигнут заметный прогресс, однако на этом пути все еще немало препятствий, и объединение Южной и Северной Кореи остается делом будущего.

Традиционный уклад и повседневная жизнь в Корее определили и появление соответствующих ремесел. Многие из ремесел появились сотни или тысячи лет назад и существуют до сих пор в почти неизменном виде, хотя их изделия и рассчитаны теперь на других покупателей. Благодаря искусному исполнению и благородству формы изделия современных корейских мастеров не залеживаются на прилавках. Что касается предметов, появившихся в более ранние времена, они отличаются тонкостью и изяществом.

Произведения корейских столяров-краснодеревцев, а также мастеров, изготавливающих лаковые изделия (это, пожалуй, наиболее популярные ремесла), обязаны многими своими достоинствами традиционной организации пространства в корейских жилищах. Корейцы всегда спали и сидели прямо на полу (большинство и сейчас обходятся без кроватей и стульев; почти все чувствуют себя вполне комфортно, часами сидя на полу, при этом у них не затекают ноги). Дизайн деревянных предметов обстановки был подчинен необходимости экономить место; они отличались строгой простотой конструкции, а их замысловатая отделка также носила функциональную нагрузку. Даже для невидимых элементов использовались только самые лучшие сорта дерева. Клеем и гвоздями мастера старались по возможности не пользоваться, изобретая оригинальные способы соединения деталей. Стараясь подчеркнуть красоту и фактуру древесины, краснодеревцы редко пользовались непрозрачной краской. Как правило, дерево натирали растительными маслами или покрывали прозрачным лаком. До наших дней сохранились предметы деревянной мебели, изготовленные в период династии Чосон (1392-1910), включая платяные шкафы, комоды, полки, столы и столики, шкафы для книг и посуды, а также другие предметы повседневного обихода. Трудно поверить, что они пришли к нам из 18 века, настолько строги и изящны их пропорции.

Металлические части, такие как дверные петли и замки, делались из белой бронзы (сплава меди с большим количеством жести), обыкновенной бронзы, меди и особенно часто из железа, обработанного маслом. Но особое восхищение вызывают деревянные изделия, инкрустированные перламутром, это искусство восходит к периоду королевства Силла (57 г. до н. Э.-668 г. н. э.). Крошечным фрагментам перламутра не толще яичной скорлупы вручную придается определенная форма, после

чего они наклеиваются на необработанное дерево. Затем вокруг замысловатого узора из переливающегося перламутра густо наносится блестящий темный лак, как правило черного или темно-красного цветов. Техника достигла расцвета в период Коре (935-1392). Позже, во время династии Чосон, изысканные арабески сменяются более простыми и реалистичными узорами.

Другое ремесло, история которого насчитывает не одну тысячу лет - обработка металла. Поражают высоким уровнем мастерства золотые, серебрянные бронзовые и железные изделия периода Трех государств. Мастерство изготовления ювелирных изделий достигает совершенства в период Объединенного Силла (668-935) становится менее интересным в более поздние времена. Изысканные золотые ожерелья, серьги и браслеты отделаны зернью или сканью, а пояса, целиком сделанные из золота, украшены подвесками из яшмы в форме запятых, которые покачиваются при малейшем движении.

История печатного дела в Корее - одна из самых давних и интересных в мире. Уже в 1234 г. в Корее использовался наборный шрифт, более чем на 200 лет раньше, чем в Европе (шрифт Гутенберга в Германии). Самый ранний документ, подтверждающий применение наборного шрифта, - сборник сон(дзэн)-буддийских проповедей, напечатанный в 1377 г. в период династии Коре. Экземпляр этого издания хранится во французской Национальной библиотеке в Париже.

С распространением буддизма в период Силла стало быстро развиваться и изготовление из бронзы культовых вещей: курильниц, светильников, гонгов и особенно ковчегов и рак для хранения сарира - праха монахов, кремированных после смерти. Эти ковчеги, хранящие «духовное тело», часто имели форму пагоды.

В большом количестве изготовлялись также бронзовые храмовые колокола. Самые маленькие были размером не более 30 см, а самые большие достигали нескольких метров в высоту. «Звонят» в колокол, ударяя по нему толстой деревянной палкой, свисающей на цепи с его вершины. При этом колокол издает долгий протяжный звук. Уникальные по форме, дизайну и богатству звука эти колокола прекрасно иллюстрируют корейское искусство обработки металла. Легенда говорит, что более чем трехметровый колокол эмилле, отлитый в 771 г., чей «голос» в ясные тихие ночи разносится на более чем 60 км, обязан своим прекрасным звуком плачущему голосу младенца, принесенного в жертву во время переливки колокола.

Многие корейские художественные промыслы и ремесла живы до сих пор. Ими овладевают все новые поколения, главным образом благодаря мастерам декоративно-прикладного искусства, получившим титул «человек - сокровище культуры». Государство считает искусство этих людей частью национального культурного наследия, и за это они пользуются его покровительством и поддержкой. И хотя для рядового корейца изделия многих ремесел уже не являются жизненно необходимыми, большинство из них по-прежнему доступны и продолжают оказывать определенное влияние на стиль жизни в стране.

Гончарное ремесло со временем превратилось в Корее в один из самых высокоразвитых видов декоративно-прикладного искусства и уже давно снискало себе мировую известность.

Похоже, что корейцы делали глиняную посуду с доисторических времен: до нас дошли изделия, относящиеся к 3000 г. до н. э. В период Объединенного Силла корейские гончары начали покрывать свои изделия глазурью, как правило желтого или зеленого цветов. Ремесленники делали урны (тип вазы), миски, чашки и кувшины, иногда декоративно оформляя их штампованными узорами, гравировкой или нанося ажур. В этот период изготавливали черепицу, которую также оформляли рельефами. Именно в этот период стало развиваться искусство селадона, которым знаменита Корея.

Селадон - это прозрачная изысканная глазурь, как правило, голубовато-зеленого цвета. Производство фарфора с селадоновой глазурью достигло расцвета в период Коре. Блюда, чашки, вазы, миски, кувшины и капельницы для воды (их использовали, чтобы разбавлять чернила водой при письме) - вот самые распространенные предметы, большинство из которых отличаются изяществом и удивительно теплой, мягкой линией.

Широко распространяется техника нанесения декора гравировкой или резьбой. Дальнейшее развитие получила техника нанесения подглазурного узора инкрустацией, которая впервые начала применяться в 12 в. При этой технике на поверхность заготовки наносили узор в виде бороздок, которые заполнялись белой пастой. После этого изделие покрывалось седадоновой глазурью и подвергалось обжигу.

Стала использоваться подглазурная роспись селадонов: узоры наносились глинистым красителем, а также окислами железа и меди, которые после обжига давали черный, красный, коричневый или зеленый цвета. Селадон, который пользовался такой популярностью в период Коре, постепенно уступил место пунчхону и белому фарфору, это произошло во время династии Чосон. В отличие от изящных, покрытых тонкими узорами селадонов, пунчхон (его характерная черта - мягкие мазки жидкой белой глиной) очаровывает свободой и непосредственностью. Изделия пунчхон украшали, нанося штампованный или резной рисунок или узор, сделанные окислом железа, на поверхность заготовки, предварительно покрытой

белой пастой. Японцам так нравились изделия пунчхон, что в 16 в. они похищали корейских гончаров и увозили их в свою страну.

Впоследствии корейские гончары начали оформлять белый фарфор подглазурной росписью, выполненной окислами железа и меди. Большим успехом в 17-18 вв. пользовался фарфоровые изделия с синим подглазурным узором, выполненным с применением синего кобальта, которые впервые появились в 15 в. Рисунки и орнаменты на этих сине-белых кувшинах, мисках, блюдах, подставках для кистей и капельницах для воды отличаются свежестью и четкостью.

Искусс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: