double arrow

Государственные и религиозные реформы Константина Великого (306-324-337)

В 306 Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку, августами провозглашены бывшие цезари Галерий (восточная часть), Констанций Хлор (западная). Новые августы избрали себе цезарей-заместителей, но вскоре появились самопровозглашенные августы и цезари, началась борьба. В 306 умер Хлор, британские легионеры провозгласили цезарем его сына Константина, август Галерий вынужден поддержать. Потом вспыхнула борьба между Галерием и вернувшимся Максимианом и его сыном Макценцием, Константин проявил осторожность, дождался истощения воюющих сил. После смерти Галерия в 311 августом слал Лициний, Константин заключил с ним союз против Макценция; в 312 решающее сражение у Красных Скал. Константин стал августом западной части, Лициний восточной, между ними разногласия по управлению Балканами, в итоге в 324г Константин стал единственным правителем всей Империи.

Государственные реформы (во всех реформах, кроме религиозных, был последовательным преемником Диоклетиана):

1. 314 –новая денежная реформа, в основу новой монеты солид было положено только золото, серебряная монета только мелкая разменная (стабилизировалась денежная система).

2. Продолжил прикрепление к месту жительства куриалов, колонов, ремесленников. Куриалы ответственны за поступление налогов, недоимки пополняли за свой счет; обязанности пожизненные и наследственные, запрещалось переселение и уклонение от муниципальных повинностей. Одновременно происходило прикрепление к профессиональным коллегиям ремесленников, коллегии наследственные (эдиктом 317 прикреплены монетчики, потом ремесленники). 332 –указ «О беглых колонах» (беглых возвращали, лица их укрывавшие платили налоги вместо них).

3. Высокие налоги и злоупотребления привели к такому социальному явлению как патроциния (крестьяне добровольно переходили под патроциний магнатов и становились их колонами, отдавали магнатам свои участки и получали их уже во временное владение).

4. Пограничные и маневренные войска оставались, но маневренные разделены на 2 категории (выделены привилегированные дворцовые части), преторианцы расформированы. Общая варваризация армии отразилась на ее структуре, численность легионов уменьшена, число начальников увеличино; варварам открылся доступ к высшим должностям.

5.Тетрархия упразднена, но деление империи на 4 части осталось, назывались префектурами. Префект претория –гражданский, командование армией передано военным магистрам. Общая тенденция разделения военных и гражданских магистратур (взаимно контролировали друг друга).

6.Консисториум –высший совещательный совет при доминусе (заменил консилиум).

Религиозные реформы: еще в 311 Галерий отменил гонения на христиан.

1. В 313г миланский эдикт (Константин и Лициний) –христианство объявлено равноправным со всеми другими религиозными системами. Конфискованное имущество церкви возвращалось или компенсировалось.

2. До издания этого эдикта Константин издал указ, по которому христианское духовенство освобождалось от повинностей в пользу государства, а в 315 гарантировал свободное проведение христианских молитвенных собраний. Церкви получили права убежища, духовенство статус юридических лиц, запрещено привлекать христиан к участию в языческих культах.

3. В христианской среде разногласия. Донатизм –движение в Африке, возглавляемое Донатом против карфагенского епископа, обвиненного в нестойкости. К донатистам примкнули бедняки (потом их назвали циркумцеллионы), которые выступали против союза христианства с Империей, разбойничали, грабили. В Египте возникло Арианство (Арий считал, что Христос не равен Богу-отцу, а является посредником между ним и людьми), противник Афанасий (его поддерживал Константин) –арианство одна из попыток осмыслить христианство с тз интеллигентного античного язычника (тк неоплатоники тоже говорили о существовании промежуточного существа, осуществляющего связь между богом и людьми). В 325г в Никее 1й Вселенский собор (Константин созвал всех епископов Запада и Востока для решения разногласий). Под давлением Константина епископы приняли ортодоксальные основы и осудили арианство и донатизм, кто так не сделал, был проклят и сослан (однако учения не исчезли). Приняли христианский календарь (распределение праздников по месяцам и числам), уточнена система христианской иерархии (епископы Рима и Александрии –патриархи и папы, епископ Антиохии –патриарх; во главе клира провинции архиепископы, в городах клир возглавляется епископом).

Еще в к3в Рим перестал быть резиденцией императора, Константин перенес свою столицу в Византий (Новый Рим, Константинополь). 328 –расширение городской территории и строительство новых зданий, в 330 освящение города и объявление его столицей.

Итог: сохранялась сложная политическая и идеологическая обстановка, но Константин исправил просчеты религиозной политики Диоклетиана. Система домината приобрела стройность и единообразие (в центре и на местах). Реформы Диоклетиана и Константина вывели империю из кризиса, возродили политическое могущество, стабилизировали обстановку на границах. Происходит и экономическое возрождение.

22. Империя и варвары в 4-5 вв. н. э.: готы, гунны, вандалы. Падение Западной Римской Империи.

В период поздней Империи происходило так называемое Великое переселение народов - совокупность этнических перемещений в Европе в 4-7 веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию.

В 3-5в в Средней и Юго-Восточной Европе возникли многочисленные военно-племенные союзы. В Северном Причерноморье сформировался готский союз. Готы — восточногерманское племя, жившее на южном побережье Балтийского моря, во 2в переселилось в Причерноморье. Готский союз включал в себя вестготов (западных готов) в низовьях Днестра и остготов (восточных готов) в низовьях Днепра (основные племенные массы). Во главе военно-племенные вожди — конунги.

На территории от Рейна на западе до Вислы на востоке, от верхнего и среднего Дуная на юге до Северного и Балтийского морей на севере тоже сложились военно-племенные союзы германцев. Северные в Скандинавии, и на Ютландском полуострове, где в 3-4вв. были известны юты и англы.

Германские племена, обитавшие в Средней Европе, принято делить на западные (от Рейна до Эльбы) и восточные (от Эльбы до Вислы). Среди западных германцев выделялись могущественные союзы франков (на среднем и нижнем Рейне) и их восточных соседей — саксов, алеманнов (в верховьях Рейна и Дуная), лангобардов (живших по левобережью средней и нижней Эльбы). Среди восточных германцев наиболее известными были племенные союзы бургундов, свевов, вандалов и маркоманнов. Бургунды обитали в низовьях Одера и по южному побережью Балтийского моря; свевы — между средней Эльбой и средним Одером; вандалы — между средним Одером и средней Вислой; в верховьях Эльбы жили маркоманны, занимая территорию до верхнего Одера на востоке и до среднего Дуная на юге.

Взаимоотношения между населением Римской империи и варварами, расселявшимися в 4-5 вв. на ее территории, зависели от конкретных условий. В одних случаях варвары предпринимали насильственные завоевания, а Империя оказывала им сопротивление. В других случаях варвары проникали на территорию империи как союзники, которым отводились земли для поселения. Тогда производился раздел земли, рабов и другого имущества. Иногда случался переход отдельных лиц или групп населения империи на сторону варваров. Иногда, напротив, наемные отряды варваров поступали на службу к римским императорам.

Из-за вторжения гуннов с востока в Южную Европу в 370х многие народвы оказались сдвинутыми с места и начали переселяться, тесня соседей. Основной поток Великого переселения народов хлынул в западном направлении — на земли Римской империи.

Гунны, многочисленная, пестрая по своему этническому составу конная орда, оказались страшным врагом для оседлых земледельческих народов. Двигаясь с востока, гунны в начале 370х перешли Волгу и напали на аланов. В 375 г. обрушились на остготов в Северном Причерноморье и разбили их.

Вестготы обратились к восточноримскому императору Валенту с просьбой разрешить им поселиться в империи в качестве федератов и получили согласие. По договоренности с правительством империи вестготы должны были получить от римлян продовольствие на первое время и земли в пограничной области. Однако римляне не выполняли условия договора, это вызвало возмущение готов, и они восстали. На их сторону перешли рабы — их соплеменники, а также рудокопы золотых приисков Фракии.

Сражение римлян с готами произошло в 378 у Адрианополя. Римское войско разбито; в бою погиб и император Валент. Затем готы рассыпались по окружающим местностям, занимаясь грабежами.

Новым императором стал известный полководец Феодосий (379—395), которому в последний раз удалось объединить под своей властью всю Римскую империю. В 382 он подавил восстание готов отчасти силой, а отчасти уступкой им земель на Балканском полуострове.

В 395 Феодосии, умирая, разделил империю между своими сыновьями: восточную половину получил старший сын Аркадий, западную — младший сын Гонорий. Этот раздел явился последним и окончательным для Римской империи: образовались два государства — латиноязычная Западная и грекоязычная Восточная Римская империи. Восточная Римская империя позже стала называться Византией.

В 402 вестготы, поощряемые Византией, совершили нашествие на Италию. Правительство Гонория, возглавляемое германцем-вандалом, Стилихоном, организовало отпор вестготам. В последующие годы в Италию стянуты римские войска из западных провинций, что стало концом римского владычества в Британии, Испании, Галлии, которые наводнили варвары.

В 408 Стилихон погиб вследствие придворных интриг. Предводитель вестготов Аларих в 410 снова вторгся в Италию. Вестготы захватили Рим и разграбили его. Покинули Италию и поселились в Юго-Западной Галлии, где в 418 образовали первое варварское королевство на территории Римской империи. В 439 в Северной Африке образовалось Алано-Вандальское королевство. В 455 г. вандалы разграбили и разрушили Рим.

В 451 Западной Римской империи и варварским королевствам пришлось отражать нашествие гуннов. Под предводительством Аттилы гунны дошли до г. Орлеана на Луаре, но не взяли. На Каталаунских полях в Северо-Восточной Галлии произошла битва гуннов с римлянами. На стороне гуннов сражались многие покоренные ими племена и народы. На стороне римлян сражались их союзники. Гунны отступили, но уже в следующем году напали на Северную Италию. В 453 г. Аттила умер, и гуннский союз, центр которого находился на среднем Дунае, распался.

В 476 г. предводитель германских наемников в Италии Одоакр сверг последнего западноримского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отослал знаки императорского достоинства (корону и пурпурную мантию) в Константинополь и принял титул короля (конунга), как было принято и в других варварских государствах. Это событие считается концом Римской империи.

23. Начало христианской церкви и распространение христианства в I-III вв. н. э.: эпоха гонений.

Уже в первых веках до нашей эры среди населения, и в особенности среди представителей высших слоёв римского общества, росло скептическое отношение к древним наивным культам и божествам. Не внесло изменений в отношение к религии и введение новых культов – почитания божественного «гения» императора и культа богини Ромы как божественной покровительницы Римской империи. Представители высших слоёв римского общества всё больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и к философскому мировоззрению – стоицизму. Среди масс городского и сельского плебса Италии и особенно жителей провинций наибольшую симпатию вызывали проповедники-киники, чьи проповеди носили ярко выраженную направленность против знати.

В середине I в. до н. э. Римская Империя пережила тяжелый политический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстания и жестокую гражданскую войну 68-69 гг. н. э. Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее и других восточных провинциях Империи. В 66 году страну охватило масштабное восстание против римлян и связанной с ними иудейской знати, и на фоне этого восстания среди иудейского народа начали распространяться учения о скором приходе Мессии, который уничтожит царство злых и установит «тысячелетнее царство Бога» в Иерусалиме.

Образ Мессии-Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I – первой половине II вв., появились жизнеописания легендарного основоположника новой религии. Эти повествования получили название Евангелий, их было более десяти, однако в IV веке главы христианских религиозных объединений объявили истинными лишь четыре из них: Евангелия по Матфею, Марку, Луке и Иоанну.

На рубеже I-II вв. существовали различные общины верующих в Христа, но зачастую их религиозные представления сильно отличались друг от друга, никакого единого общепризнанного учения о Христе ещё не существовало. Они вели между собой ожесточенную борьбу, в которой лишь постепенно получили преобладание сторонники взглядом апостола Павла и евангельских повествований. К концу II-началу III в. н. э. они стали считать себя единственными истинными, «ортодоксальными» христианами, называя представителей других течений заблуждающимися, еретиками.

Древнейшие общины, верившие в Мессию-Христа, первоначально состояли из низших слоёв городского населения – рабов, вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев. Лишь на рубеже II-III вв. обострение социально-политической обстановки в Римской империи привело к появлению среди христиан представителей высших слоёв общества. Изменилось и положение руководителей христианских общин: если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отличались от массы рядовых членов, то ко второй половине III в. епископы становятся единоличными руководителями общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов.

В древнейший период своего существования христианские общины вызывали подозрение и неприязненное отношение со стороны императоров и римской провинциальной администрации. В период правления Траяна был издан эдикт, запрещавший тайные сборища и общества. По мере роста и распространения христианских общин в западных провинциях Римской империи увеличивалось и количество расправ с отдельными их представителями. Рескрипт Траяна был юридическим основанием для процессов против христиан и при его преемниках Адриане и Антонине. Новый момент ввёл лишь рескрипт Марка Аврелия 177 г. Это была эпоха ожесточённых христианских погромов, особенно в Галлии и Малой Азии; считаясь с настроением народных масс, император приказал судить и наказывать тех, кто введением новых культов подаст повод к народным смутам; порядок процесса был розыскной, что было значительным ухудшением в сравнении с рескриптом Траяна. Гонения улеглись при Коммоде, это было также время сплочения христианской церкви. Мир продолжался около 20 лет; он был нарушен Септимием Севером, который, оставляя в силе рескрипты прежних императоров против христиан, в 201 г. издал новый, обращённый специально против перехода язычников в X. Рескрипт этот подал повод к очень сильным и жестоким гонениям, особенно в Александрии.

Одно из самых страшных гонений, какие когда-либо испытали христиане , разразилось в 251 году при императоре Деции. Риму угрожала тогда сильнейшая опасность со стороны готов; наказание безбожников должно было поднять дух оробевшего населения. Организатором гонения был, впрочем, не сам Деций, а его гражданский наместник в Риме, позднейший император Валериан; от него получили соответственные приказы правители провинций, и гонения начались. Волей императора было, чтобы все подданные отреклись от христианства или же были наказаны за своё упорство. Наказаниями были, кроме казни, заточение, конфискация имущества, тюрьма и бичевание. После небольшого перерыва гонения продолжились с новой силой с восшествием на престол Валериана, однако после его смерти они прекратились, так как власть была слишком сильно поглощена восстановлением практически развалившейся к концу правления Валериана Римской империи.

Следующая волна гонений началась при императоре Диоклетиане. Заставил всех христиан, служивших в войске или при дворе, отречься от христианства или же, в случае упорства, подать в отставку. По опыту прежних гонений Диоклетиан знал, что мученичества лишь увеличивают обаяние христианства и способствуют его распространению, поэтому его принципом было поэтому не доводить дело до казней. Суровый характер гонения приняли только на Востоке.

В 395 году императором Константином христианство было легализовано и возведено в статус государственной религии.

24. Римская литература 1в до н.э. – 1в н.э.: поэзия, ораторское искусство, философия, историография.

Первые литературные произведения были подражательными, первые римские писатели – греки, первые произведения на латыни – переводы с греческого. Первый римский поэт – Ливий Андроник, грек из Тарента (3в до н.э.). Делал вольные переводы, оказали огромное влияние на литературу Рима, тк познакомили римлян с греческой литературой. Чуть позже Гней Невий (комедии и трагедии, заимствовал сюжеты у греков), составил поэму о 1й Пунической с кратким изложением предшествующей истории Рима; и Энний (описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам, первый ввел гекзаметр). Плавт (к3-н2), комедии, подражал грекам, но много римского (греческие имена, но римские должностные лица). Публий Африканец (н2в), внимание чистоте и изяществу языка, у героев есть психологическое развитие. Пакувий (220-130) и Акций (170-85) трагики. Трагедия подражательна и слабо связана с римской действительностью. Гай Луцилий (180-102)-сатуры (объединение длинных и коротких стихов), начало реалистического направления.

1в до н.э. – Тит Кар (95-51) и Гай Катулл (87-54). Лукреций «О природе вещей», философская поэма, излагающая учение грека Эпикура. Основная цель – дать материалистическое объяснение всего сущего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия. Катулл мастер лирической поэзии. На его поэтическое творчество оказала влияние александрийская поэзия, с ее личными переживаниями автора, изысканностью языка, вниманием к мифологии.

Параллельно развивалась проза, до 2в до н.э. очень редка. Первые вещи подражательны, писались по-гречески, но в них изображалась римская история. Первая проза на латыни – Катон Старший «О сельском хозяйстве» (90ег 2в).

В 1в до н.э. Марк Теренций Варрон (116-27) и Марк Туллий Цицерон (106-43). Варрон –«Древности дел божеских и человеческих» (энциклопедия), «Портреты» (биографии), «Менипповы сатуры» (поэтическое произведение), еще при жизни поставили памятник (единственному). Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О природе богов»), юридические («О государстве»), речи («Против Катилины»), сочинения по теории ораторского искусства, письма и др.

Юлий Цезарь еще и писатель «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне». Выступая в роли писателя преследовал политические цели (оправдать завоевания и вероломные действия, взволить ответственность за гражданскую войну на противников). Салюстий Криспа (86-35) –исторические сочинения («История», «Югуртинская война»).

В 1-2в н.э. изменения и в культурной жизни –создание качественно новой средиземноморской культуры, которая развивалась на римско-италийской основе. В это время впервые возникла прослойка, которую можно называть античной интеллигенцией. Империя рассматривала формирование особой политики в области культуры как важную гос задачу. Этапы литературного творчества (условно): золой (время правления Августа -44г до н.э. -14г н.э.), серебряный (правление Юлиев-Клавдиев и Флавиев, 1в н.э.), бронзовый (2в).

Август проводил целенаправленную политику в области литературы с целью создания официальной (выражающей интересы существующего режима). Вергилий, Гораций, Овидий, Тит Ливий. Вергилий (70-19), замечен Меценатом, стал официальным поэтом рождающегося принципата. «Буколики» (показал ценности мирной жизни), «Георгики» (о земледелии, по мимо технических советов, показал красоту земледельческого труда), «Энеида». Гораций (65-8), ряд стихотворений сатирического характера, «Од» или «Песен» (лирика), «Посланий» или «Писем» (проблемы эстетики, рассчитаны на образованное население), «Песнь столетия» -написана по заказу Августа, гимн римскому господству и образу жизни. Он развенчал старую систему нравов и провозгласил новую систему моральных ценностей (связывал с новым монархическим порядком) –честная жизнь с маленькими радостями, отказ от политической активности, сосредоточение на внутреннем мире. Но он не ограничивался разработкой новых моральных норм, также показывал общечеловеческие ценности, значимость каждого человека и тд. Овидий (43г до н.э. -18г). Выражал настроения высшей знати, идеи были не совместимы с политикой, был сослан. Основная тема –любовь как наиболее важное проявление человеческих взаимоотношений. «Элегии» и «Песни любви» или «Героиды» -описание вольных нравов высшего общества, предполагавших свободную любовь. «Метомарфозы» (основы греко-римской мифологии), «Фасты» (описание всех римских праздников). «Письма с Понта», «Тристии», «Скорбные элегии» -лирические переживания опального поэта. Тит Ливий (59г до н.э. -17г) «От основания Рима» от Энея до к1в до н.э. Обосновывает провиденциальную роль Рима.

В серебренный век увеличивается количество, но ухудшается качество. Основная тема –прославление режима и императора (напрямую или через любимые темы и героев). В оппозиции много интересного: Лукан «Фарсали» (борьба Цезаря и Помпея). Марциал (42-104) «Эпиграммы»(картина нравов и быта). Ювенал «Сатиры» (целенаправленно бичует общественные пороки), в качестве мишеней или умершие, или низкого положения.

В 1-2в повышается роль прозы. Петроний «Сатирикон»(роман, время Нерона), Плиний Младший сборник писем (жизнь знати), Аппулей «Метомарфозы»(2п 2в). Плутарх -2 категории: трактаты на моральные темы и биографии. «Параллельные жизнеописания» -46 попарно объединенных биографий, привлекают внутренние качества. Лукиан (120-180), много скитался –синкретизм, в основном диалоги и памфлеты (сатирическое описание религиозных течений, суеверий). Тацит «Анналы», «История», «Диалог об ораторах», трактат «Германия» (образ жизни, обычая германцев).


Сейчас читают про: