double arrow

Месопотамия второго тыс. до н.э


Становление амарейских государств в Месопотамии

Старовавилонское царство

Среднеассирийское царство

Государство Метания

Нашествие амареев развалило государство IIIдинастии Ура, которое было ослаблено бюрократическим коллапсом. В это время эламиты установили контроль над значительными территориями Месопотамии.

Амареи закрепляются как контроллеры торговых путей, как животноводы, занимающие интересные им земли, собирают дань с поселений. Это все ведет к развалу земледельческой системы. Впрочем, амареи не отказывают земледельцам в существовании, а лишь подчиняют классическую земледельческую структуру региона.

Амареи, как кочевники, не использовали письменность до перехода к оседлому образу жизни в качестве доминирующей группы, и применяли местную письменность. Они использовали либо язык, существовавший до вторжения -страроаккадскую клинопись -либо пытались адаптировать свой язык на клинопись. Наличие амарейских имен среди правящих кругов и отдельные слова -единственное, что мы можем говорить об амарейском наследии в письме.

В это время образуется старовавилонский аккадский диалект на большей части территории Месопотамии. Амареев из-за их меньшего числа и невысокого культурного уровня подвергали ассимиляции.

Возникали государства с амарейской верхушкой, образованные по классических лекалах городов-государств. Многие малые поселения повышают свой статус до уровня городов-государств. Ярчайший пример -Вавилон (BAB ILU -Врата Бога). Поселение находится в месте наиближайшего схождения Тигра и Евфрата.

К амарейским центрам этого периода относятся Мари, Ашшур, Сиппар и другие.

Территория при Тигре с центром в Ашшуре -центр староассирийского царства. Ашшур с очень раннего времени является торговым перевалочным пунктом. Во главе Ашшура в III тыс. до н.э. стоит градоправитель-ишшакум (перевод "градоначальник, управитель, не имеющий царских полномочий") . Ашшур -не сельскохозяйственный, но торговых город. И когда приходят амареи, они постепенно доходят до Ашшура. Амареи очень быстро договариваются с ишшакумом Ашшура, в результате чего Ашшур остается торгово-ремесленным центром, а в его главе становится правитель амарейского племенного союза, который становится таким образом градоправителем, военачальником, судьей для своих. И обеспечивает свободный проход по караванным путям. В связи с этим периодом возникает следующий штук. С одной стороны, в XIX-XVIIIвв. до н.э. наблюдается рост торгового влияния Ашшура, а при этом фактов, объясняющий это, до середины XXвека нет. Отсюда идет опровержение классической теории, говорящей, что приход диких кочевых племен приводит к падению высокой цивилизации.




Держава Шамшиадада I-выделяют либо как период староассирийского царства, либо как то, что пришло после него. Шамшиадад при этом -не столько классический владыка, а владыка амареев. Его называют "эн си" -тот, кто исполнял хозяйственную часть обязанностей классического верховного жреца. Эти полномочия у него были как у главы Ашшура, а кроме того -полномочия главы амарейского союза. Поэтому его мы можем называть царем, а с его правления староассирийское царство -царством.

Эта держава -первое крупное образование амареев в Северной Месопотамии. Он добивается того, что в его державу входят несколько независимых городов-государств, вплоть до Вавилона на среднем Евфрате. После смерти Шамшиадада держава его разваливается. И его закат в XVIII в. обозначает начало возвышения другого амарейского союза с центром в Вавилоне.

Вавилон в это время -небольшой городок. Но с приходом амарейской династии начинается резкий подъем. Фактически именно амареи превратили Вавилон в город. До них, до XIXвека говорить о городе в этих местах некорректно -лишь большая деревня, поселок городского типа.



Памятник периода №1 -законы Хаммурапи. Кроме того, существуют списки правителей периода, по именам которых можно судить об их амарейском происхождении. Также есть астрономические указания, позволяющие определить правление одного из царей династии.

Старовавилонская держава, традиционно начинающаяся с XXIвека, когда начинаются контакты амареев с Вавилоном, и кончающаяся в XVIвеке с походами хеттского царя Мурсилиса.

Старовавилонское царство идет по тем же путям, что и Саргон Аккадский-на север и на юг. Предел распространения на север -город Мари на северном Евфрате. На юге старовавилонская держава объединила своей властью весь Шумер.

Тут происходят события, приводящие к исчезновению шумеров как народа. Язык сохраняется как литературный, но нет шумерских имен, нет надписей, кроме литературных. Причины точно не установлены, хотя геноцид почти исключен.

Хаммурапи -царь, при котором старовавилонская держава достигла высочайшего расцвета.

В старовавилонский период не было попыток обожествления царя. Подобные тенденции не отмечены. Зато вавилонский царь возьмет себе титул "царь Шумера и Аккада", используемый еще Саргоном, с добавкой "царь четырех сторон света".

Падение царства связано с нашествием косситов с Иранского нагорья. Центральная власть свергается нашествием хеттского царя Мурсилиса Iсамым дальним походом в истории хеттской армии. Это происходит в кон. XVII-нач. XVIвека. В результате разгрома старовавилонской державы к власти приходят косситы и образуют средневавилонское царство, а на Северном Евфрате образуется государство Метания. Северные территории переходят под его контоль еще до окончательного разгрома Старого Вавилона.

Метания была основана хурритами. С XVIIвека существует до XIII, когда будет добито хеттами и ассирийцами. Столицей является город Вашшукани. Он был разрушен так сильно, что до сих пор не понятно, где именно он был.

Метанийцы контролировали Северный Евфрат и Сирию. Именно с ними столкнулись египтяне во времена Тутмоса I. Метанийцы были выдающимися животноводами, особо одаренными коневодами, которые привели в северную Месопотамию лошадей.

После падении Метании ее наследниками в Восточном средиземноморье будут хетты, а в Северной

I семестрСтр.16

После падении Метании ее наследниками в Восточном средиземноморье будут хетты, а в Северной Месопотамии ее мето займет среднеассирийское царство, которое является первым примером попытки обожествления царей.

В царской столице Хульгази будет построен дворец, который будет напоминать храм. Покои царя будут напоминать храмовые покои бога. В храме же будет создан зал "совета богов" во главе с Ашшуром, с которыми царь будет "совещаться" на равных.

Тукультинемурта Iпосле своего победоносного похода в Малую Азию, в Ассирии, судя по источникам, не только назывался "равным богам", но и считался таковым повсеместно среди народа, кроме ассирийских жрецов. Но потом его признали сумасшедшим после инспирированного жрецами переворота. В ходе своих походов он утащил из вавилона статую Мардука, поставив ее в "совет богов", и впервые в истории Месопотамии была сформировано описание того, как должен формально выглядеть разгром Вавилона -как желание Мардука отправиться к своему брату Ашшуру, а ассирийская армия послужила почетным эскортом.

В принципе главная разница между Ашшуром и Вавилоном в религии -во главе ассирийского пантеона стоит бог Ашшур, а во главе вавилонского стоит бог Мардук, брат Ашшура.

Среднеассирийское царство при Тукультиненурте достигнет своей вершины. Затем начнется деградация, вызванная нашествием арамеев из-за Евфрата.

Косситский же Вавилон в это время будет в очередной раз разгромлен эламитами.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: