Значение истории Месопотамии
Главное достижение Месопотамии для мира -изобретение клинописи, которая выйдет из употребления только к началу нашей эры под напором арамейского письма. Клинопись на сегодня является длительнейшей по времени существования письменной системой. Еще одно представление -зиккураты, которые сохранились до сих пор, и внесли правило непереносимости и неразрушаемости, а также крупнейших размеров культового сооружения. Семидневная месопотамская неделя -та самая неделя, которой мы пользуемся сегодня. Отметим месопотамскую астрологию с ее лунным календарем и ролью планет в разных домах -большинство современных астрологических школ опирается на месопотамскую традицию.
Возникла и развивалась алгебра -сюда восходят древнейшие алгебраические традиции счисления.
•
Становление производящего хоз-ва
•
ВС в IV-III тыс. до н.э.
•
ВС в IIтыс до н.э.
•
Израильское царство и его распад
•
Древняя Финикия
Восточное С. -один из центров возникновения производящего хозяйства. Следы есть уже в IXтыс. до н.э. -всего на 400-500 лет позже Малой Азии. На юге плодородного полумесяца есть т.н. Иерихонский оазис, названный по имени поселения Иерихон -первого оседлого поселения, возникшего в конце IXвека и просуществовавшего почти 1000 лет. Назвать его поселением производящего хозяйства нельзя -живет за счет дикого выпаса и дикорастущих злаков. И тут момент -в IIXвеке появляется стена высотой в 4 метра и шириной в 3 метра. Появляется и башня высотой в 9 метров. Кому и зачем понадобилась подобная стена -непонятно. Имела эта стена оборонительное значение, но от кого оборонялись -непонятно. В это время иерихонцы уже занимались примитивным оазисным земледелием -башня возможно зернохранилище.
Здесь появляется еще два поселения -Мюрибид и Гуанжджаре, однотипных с Иерихоном. Орудия труда местные делали из анатолийского обсидиана, что говорит о устойчивой связи регионов плодородного полумесяца. На границе VIII-VIIтыс. город покидается на 300-400 лет, когда жители возвращаются, они уже знакомы с медной рудой. В VIIтыс. появляются первые свидетельства орошения -если это так, то здесь древнейшее орошение в мире. Население по прежнему занимается примитивным земледелием, а в середине VIтыс. покидает город и переходит к кочевому животноводству с разведением мелкого рогатого скота -козопасы.
Земледельцы вернутся в Иерихон только в конце VIтыс., но это не приведет к дальнейшему развитию
I семестрСтр.20
Земледельцы вернутся в Иерихон только в конце VIтыс., но это не приведет к дальнейшему развитию поселения. Городов тут так и не возникнет ни в VI, ни в Vтыс. Нечто, похожее на город, тут появляется только в сер. IVтыс. до н.э.
Регион делят на сервер и юг -север это современная Сирия, все остальное -юг. На юге поселения Иерихон, Мегиддо, Хеврон, Салем. Север -Эбла, Угарит, Халаб, Дамаск, Алалах. Существует условный мост между севером и югом -приморские города северного Ханаана (IIIтыс. др н.э.) -Библ, Тир и Сидон. В IIIтыс. все эти поселения являются городами-государствами. Во главе каждого города стоит царь, есть совет старейшин и народное собрание (люди, имеющие и умеющие держать оружие). В городах есть уже ремесло.
Южная часть восточного средиземноморья -Ханаан, а ее жители -хананеи. Именно эти названия известны в Библии. Очень быстро появляется специализация хозяйственная этих территорий, основанная на торговле. Причина очевидна -из-за ограниченности ресурсов развиваться за счет производящего хозяйства эти города больше не могли. Библ уже в IIIтыс. имеет постоянно действующее египетское торговое представительство. С этого времени все, кроме торговли, для хананеев вторично.
Богатство: тут кедр, соль, битум. Это становится основой местного экспорта
Начиная с 4тыс и далее всякое заметное развитие городов-государств Средиземноморья будет связано с торговлей. Торговля будет способствовать появлению новых городов-государств, особенно на побережьях. Это связано с развитием морской торговли -новые города первоначально возникали как перевалочные пункты, где осуществлялась перегрузка товаров с моря на сушу и наоборот. Основной торговый партнер -Египет, который создал свою колонию в Библе. Основной предмет вывоза -кедр, который использовался ввиду отсутствия дерева в Египте.
Городами города Ханаана можно называть лишь с 3тыс, причем дальше г-г дело не пошло, что связано с отсутствием территориальных интересов. Основной источник знаний по региону -Библия. Однако Библия весьма ограничена -3тыс представлено в форме, в которой понять, что есть как, нельзя. А 2тыс -уверенно лишь с втпол, после расселения колен израилевых.
Поэтому вплоть до изучения клинописи и развития археологии, данные по региону базировались в первую очередь на легендарных сведениях. Раскопки в отношении древних поселений региона крайне затруднены, поскольку на месте большинства из них стоят современные города. Хорошее исключение -Эбла, найденная итальянцами в 70-е XXвека. Эбла -покинутый город, на месте которого так и не было построено новых поселений.
До раскопки Эблы наши данные были основаны на Угаритских таблицах. Одним из приметных явлений, связанных с местными древними, есть их клинопись -слоговая с небольшим (50 знаков) количеством знаков, причем есть мнение, что часть из них были факультативными, а универсальных было только 27 штук. Именно из этого письма скорее всего возникло алфавитное письмо, но несколько позже (500 лет) и южнее. Угаритское письмо -первая ласточка. Таблицы содержат в себе хозяйственные сведения, а также угаритский эпос.
Еще один прорыв -работы египтологов в Амарнском архиве. Послания -в основном от египетских сателлитов, а также дипломатическая переписка с митанийцами и хеттами. Амарнский архив -важнейший источник по Ханаану, тогда как Угарит -по Сирии.
В сер2тыс, как следует из этого и прочитанного в Митании, эта территория была политически разделена на юг и север. Юг взяли под прямой контроль египтяне. Север сначала оказался под властью митанийцев, а затем за него шла борьба между египтянами, митанийцами и хеттами. Отметим, что от этого противостояния понесли значительный ущерб местные города-государства. Все эти побоища стоили местным городам очень дорого -достаточно вспомнить поход Тутмоса на город Мегидо и разгром его. Мегидо -ключ к среднему Ханаану -а его правители стремились вести самостоятельную политику.
Особое место начиная с сер2тыс занимают приморские города Ханаана. Они не стояли на караванных путях, и поэтому контроль над теми для них был не столь важен. Поэтому пока великие ходили по этим дорогам с севера на юг, эти города выигрывали. Они тоже старались не влезать в борьбу, но ориентировались скорее на Египет, поскольку мощь египетского флота позволяла запереть Восточное Средиземноморье. Египет был и основным их торговым партнером.
Со временем эти города при их небольшой роли в политике, станут очень богатыми и влиятельными. Их влияние будет расти на протяжении втпол2тыс, а в 1тыс их могущество приведет к массовой колонизации средиземноморского побережья. Начиная с сер2тыс тут начинает распространяться новое население, в основном из Аравии -протоарамеи (ахламеи), большой племенной союз северной Аравии, куда вступили и кочевые племена Восточного Средиземноморья.
Амурру -государство средиземноморского побережья Сирии, складывающееся во втпол2тыс, собирающееся по принципу мусорной свалки. Здесь собирались все те, кто не был ко двору где-либо еще (аналог: формирование Запорожской сечи). Этот сброд объединился, бандиты и разбойники, прохиндеи и мошенники основали свое государство. Там был царь -что-то вроде главного атамана.
В то время, когда восточное средиземноморье оказывалось полем битвы между кем-то, количество государств падало. В иное время их государства не поддаются исчислению.
В 13веке появляется новая напасть -фараон Мерниптах начинает долговременную войну с народами моря. Сюда начинают вторгаться народы моря. Это племенной союз жителей средиземноморских островов (Эгида), фракийцы и фригийцы, этруски, иные палеобалканцы, греки (ахейцы и иные). Восточное средиземноморье -в фокусе удара. То что, там происходит, называется Апокалипсис-1200. Нашествие стирает все, что было до этого. С нашествием связано появление финикийского алфавита, нашествие ликвидирует старые бандитские образования, изменяет государственную структуру, появляется новое население. От народов моря отбился только Египет.
В южном Ханаане закрепляется племя филистимлян, где ставят свой опорный центр -город Газу, которая становится центром напряженности для всех соседей. В это же время из Египта возвращаются еврейские племена, покинувшие т.н. "египетский плен". Попадание евреев в Египет объясняется их неспособностью сопротивляться ахламейскому нашествию, когда они, спасая себя, отошли под руку египетского фараона. В Египте они постепенно ассимилировались.
Потомки Авраама выходят из Египта и начинаю распространяться на территории Восточного Средиземноморья, Земли Обетованной. Они стали жить в оазисах, разводя мелкий рогатый скот. Но за оазисы сначала нужно побороться, поэтому евреи расселяются по всему Ханаану, по берегам реки Иордан.
Колена израилевы описаны достаточно подробно описаны именно с момента их расселения по территории Ханаана.
Первым из крупных городов, павших под натиском евреев, стал город Иерихон. В результате дальнейших событий сыны Израилевы под командой Иисуса Навина разрушили Иерихон. К городской жизни евреи не переходили и не стремились. Колена израилевы пытались получать доходы от караванных путей, что чуть не привело их к катастрофе. В это время существовало одно образование, жившее только за счет грабежа караванных путей -филистимляне Газы. Начинается долгая борьба. Евреи не могут нанести решающее поражение, поскольку не имеют умения сражаться в едином строю, а также рассеяны по большой территории. В результате значительная часть еврейских племен попадает под власть филистимлян. Повоевав сто лет и став на грань исчезновения, евреи приходят к выводу о необходимости хотя бы единого военного командования. А здесь религиозное запрещение -заповеди прямо запрещали ставить одного человека выше иных. Поэтому даже слово "царь" не воспринималась евреями, как вариант для правителя. Поэтому нужно было создать систему, с одной стороны эффективную, а с другой -не имеющие общества с богофараоном Египта и объединяющего светские и духовные функции царем Тира.
I семестрСтр.21
Египта и объединяющего светские и духовные функции царем Тира.
Прижатые евреи все таки избрали царя, который в военное время во имя защиты еврейских колен имел право распоряжаться жизнями иных. Избран был Саул (Шауль), который был представителем самого маленького израильского колена -колена Беньямина. Саулу удалось создать мощное войско. Сыны Израиля смогли остановить филистимлян, но равновесие было крайне неустойчивым. То, что произошло дальше, было предсказуемо. Саул, разбив в ряде сражений филистимлян, тронулся рассудком, поскольку он очень мало стал считаться с решением совета колен. Все шло к тому, что царем должен будет стать кто-то из сыновей Саула по образцу соседних государств. Из действий Саула отметим два очень странных -увидев, что Саул сходит с ума, еврейские религиозные деятели обращаются в небо за советом, откуда узнают, что следующим царем должен стать некто Давид -малолетний пастух из колена Иуды -наиболее крупного и могучего колена Израиля. Давид был тайно помазан в цари при живом Сауле. Затем нужны были знамения. Так, построив войско против филистимлян, Саулу был предложен поединок двух избранных воинов. Евреи выставили добровольно вызвавшегося Давида, который в войске был пращником, а филистимляне -Голиафа, профессионального военного. Исход сражения решается быстро -Давид попадает камнем в лоб под шлем, убивая Голиафа насмерть. Филистимляне приняли условия врага и отступили, а победителям остались трофеи. Доспех и оружие Голифа отнесли в шатер Саула, который предложил выбрать что-то из этого обмундирования для себя. Давид выбрал себе щит Голиафа, украшенный шестиконечной звездой, ныне известной как звезда Давида. Щит этот в Библии получил название Маген-Давид, Щит Давида, а сам Давид стал щитом для народа Израиля.
Понятно, что два царя быть не может -такой знак обозначает царя. В одном кровопролитном сражении погибли все сыновья Саула, а он сам, убитый горем, бросился на меч. Считается, что Саул пришел к власти в 11веке, а Давид взошел на престол в кон11в -нач10в. С этого момента начинается устойчивое развитие государства евреев. По приказу Давида старое поселение Салем было перестроено в город -Ур Салем (Иерусалим), где была построена резиденция Давида, царский дворец и одновременно -дворец проведения государственного совета. Затем начинаются разногласия между тем, чем должен заниматься царь вне войны и чем он сам хотел заниматься. Брак для Давида -тоже непросто. Выбор жены из какого-то колена автоматически усиливало влияние соответствующего колена на царя. В результате у него были жены из всех колен. Из-за семейных конфликтов возникло нарушение Давидом заповедей. В результате один из его сыновей, согрешил с своей сводной сестрой, но отказался жениться на ней. Прелюбодеяние. Сына нужно казнить -Давид против.
Системы престолонаследия у евреев не было. Прецедент Саула -царь, нарушивший заповеди, должен быть отторгнут. В результате Давид был вынужден оставить Иерусалим, куда вступил, приняв царство, Абушалем. Давид, бродя по стране, сохранял значительное влияние. И поскольку Абушалем не чувствовал за собой никаких нарушений заповедей, но победил Давид, убив Абушалема. Колена покорились ему.
Царь Давид, хотя и учел свои предыдущие ошибки, умудрился еще раз наступить на те же грабли. Как-то по случаю обратил внимание на одну из женщин на улице. Он позвал собственных сотрудников специального дознания, с тем, чтобы узнать, кто она. Она оказалась женой военачальника-хетта в войске Давида. Давид послал к ней эмиссара с предложением прибыть к нему, но она отказала. После чего Давид призвал ее мужа к себе и отправил его на опасную границу, с тем чтобы не мешал. Советники предупреждали Давида о нарушении заповедей, но он не послушал. Военачальник умер в бою, а его жена стала женой Соломона и матерью его последнего сына -Соломона.
В конце своей жизни Давид начал строить Храм в Иерусалиме, но не успел. Перед смертью он успел назначить наследником младшего сына Соломона при регентстве его матери. Примерно в 960 году это произошло.
Соломон правил 38 лет.Правление царя Соломона является вершиной истории Израиля, был построен Храм, куда были помещены заповеди, дарованные Моисею Ds. Место хранения заповедей назвалось Святая Святых, и туда могли входить только первосвященники.
Соломон проводил внешнюю политику через брак. В результате число его жен достигло 300. В его правление вошла вся Земля Обетованная. Из всего Ханаана в состав державы не вошли только города Финикии и Газа. Главным стратегическим партнером Соломона был царь Тира Херам. Именно по образцу храма в Тире был построен Храм в Иерусалиме.
Система управления при Соломоне не претерпела значительных изменений. Во главе державы стоял царь, возглавлявший верховный совет (синедрион), состоявший из высшего чиновничества и первосвященников (каганим (мн.ч.)). Затем шли царские чиновники, которые хранили правила Завета и следили за их исполнением на местах. Существовало народное собрание, объединявшее всех сынов Израиля, но собиралось оно не часто. Помимо этого в державе были чужие -неевреи и рабы. Рабов было не много, но присутствовали в классическом виде. Еще один вид -кабальники, евреи, которые попали в долговую кабалу.
После смерти царство разваливается на южную Иудею (колена Иуды и Беньямина) и Израиль (10 колен). Столицей нового царя северного царства стала Самария. Это разделение было весьма специфическим -религиозно сохранялось единство, и Самария была только политическим центром, религиозный центр сохранялся в Иерусалиме.
В 721 году Саргон IIАссирийский уничтожил Израиль, рассеяв 10 колен Израился. В 586 году Навуходоносор уничтожил Иудею и Храм, начав "пленение" евреев. Затем персы позволяют евреям вернуться и восстановить Храм, чем начинается история второй период Израиля.