Письменность. Письменность шумеров называется клинопись. Комбинация клиньев составляет знаки, которые составляют слова и выражения. Каждый знак может быть словом, слогом

Письменность шумеров называется клинопись. Комбинация клиньев составляет знаки, которые составляют слова и выражения. Каждый знак может быть словом, слогом или определителем (принадлежности к чему-

I семестрСтр.13

Адамс -американский археолог, предложивший первую классификацию месопотамских поселений, по которой городом считается только то поселение, площадь которого больше 50 га.

слова и выражения. Каждый знак может быть словом, слогом или определителем (принадлежности к чему-либо). Такой вид письма называется словесно-слоговым.

Клинопись возникает в первую голову для хозяйственного отчета. Не менее 80-90% написанного клинописью составляют хозяйственные записи. Появление клинописи является признаком становления территориального государства, когда в разных частях страны уже нет общей устной речи.

Особенность клинописи в том, что хотя знаки имеют звучание, оно может меняться в зависимости от конкретного диалекта. Клинопись отнюдь не проста. Письменность Урука по времени своего возникновения должна считаться первой, т.к. она возникла раньше египетской.

Еще один момент в том, что мы не знаем языковой принадлежности шумеров -их язык не имеет родственных, являясь изолятом. Вообще для всех умерших языков, использующих не чисто фонетическое письмо, определение звучания, а как следствие -родственных связей, крайне затруднено. Шумерский язык вышел из письменного употребления во IIтыс. до н.э.

Период становления клинописи зачастую называют ранним письменным периодом или протописьменным периодом. Нет унификации, знаки используются как попало, не регулярно, имеются разночтения. Поэтому ранние шумерские надписи читаются с высокой долей догадок.

В керамике этого периода видны мотивы Западного Ирана, что связывается с существованием за Тигром на широтах Шумера, возникает самостоятельное образование -Элам. Некоторые ученые считают его даже отдельной цивилизацией. Отношения Элама с Шумером зачастую сравнивают отношениями Нубии с Египтом, т.е. существует значительное сходство, но обе народности твердо отличали себя одна от другой.

Таким образом заметим, что в начале IIIтыс. складывается то, что затем будет называться шумерской цивилизацией, но и ее основные векторы развития.

Север Месопотамии в это время остается вне шумерского влияния -сюда не проникает шумерская письменность, она почти не подвергается традициям гончарнокружной керамики, тут вследствие иных природных условий не складываются города шумерского типа.

За пределами хозяйства мы о Шумере знаем немного. Сложность заключатся в том, что нижние уровни культурного слоя шумерских городов затоплены грунтовыми водами.

Устойчивые знания начинаются с XXVII-XVIIIвв. до н.э. Это связано с некоторыми твердо датируемыми событиями, такими как вторжения эламитов в Шумер.

Про процесс вторжений и их причины мы не знаем, но известно, что Элам контролировал Шумер, держа во многих городах своих царей-марионеток и контролируя их своими гарнизонами.

Руководителем шумерского города мог быть человек, занимавший две разные должности. Первый -"эн" -главный жрец центрального храма. Второй -"лугаль" (большой человек) -племенной вождь господствующего племенного союза. Традиция получения царских имен (если была) нам не понятна. Этот период, характеризуемым отдельными правителями в каждых городах, характеризуется окончанием с приходом аккадской династии в XXIVв.

Раннединастический период характеризуются борьбой всех против всех, с тем, что при выходе отдельного города на позиции гегемона образуется антигегемониальная коалиция. Имен правителей раннего периода мы знаем немного. Царских списков тут много, причем зачастую отрицают друг друга. Точно исторически существовали: Эн Менкар, Лугаль Банда, Думузи, Гильгамеш. Все они правили в Уруке.

В Эбле был найден значительный клинописный архив, написанный языком эблаитом, в котором был найден договор, в котором как правитель Урука был назван Эн Менкар.

Царские списки указывают на одновременное существование в Шумере нескольких территориальных государств, которые ведут друг с другом с переменным успехом борьбу за гегемонию. Гегемонами в разное время были Киш, Урук, Ур и Лагаш. Они безусловно добивались гегемонии над другими. Политической столицей в момент считается город-гегемон, религиозной -Ниппур, священный город шумеров.

Рассмотрим последний период борьбы за гегемонию, когда Лагаш выдвигался на первую роль. Это характерный пример, для которого больше источников, чем для других.

XXVв. В середине века Лагаш наносит поражение войскам города Умма, его главного соперника, после чего вме остальные медленно но верно начинают признавать гегемонию Лагаша. В середине XXIVвека при Эн Метене, который правил около 20 лет, гегемония Лагаша достигает пика. Но сопротивление нарастает. Во-первых военные действия приводят к власти военных. Город постепенно превращается в большую казарму, живущую под лозунгом "все для фронта, все для победы". Ясное дело, что когда город стал гегемоном, горожане ожидали ослабления режима, чего не происходит. Несоответствие между результатами борьбы за гегемонию и внутренней ситуацией. Народное восстание свергло наследника Эн Метене, и к власти пришел Уруинимгина, знатный горожанин. Во главе государства теперь стоит лугаль, глава восставших. Полномочия его совершенно военные, что вызвано 200 годами борьбы за гегемонию. Восставших бесило:

Жрецы храмов были обложены поборами, храмовое хозяйство выполняло обязательство перед армией.

Введена государственная подать (военная).

Вводились особые, повышенные налоги на ремесленников и торговцев на содержание армии.

Существовал ряд мероприятий по мобилизации населения, временной и постоянной.

Существовал особый налог на земледельцев.

Существовали прожиточные максимумы, в первую очередь для храмов.

Уруинимгина, имея колоссальные положения, начал с идеологической работы, объявив девиз правления "пусть сильный не обижает вдов и сирот". Реформы Уруинимгины:

Храмы были освобождены от всех налогов и повинностей. Плата за обряды снижена.

Отменен ряд налогов с ремесленников

Значительно сократился налог с земледельцев

Из всех мобилизационных мероприятий сохранились мероприятия по поддержанию оросительных систем.

Была запрещена продажа в рабство за долги.

В общинах были восстановлены местные суды.

Законодательно отменено многомужество

Эти преобразования были объявлены волей Ненгирсу, бога-покровителя Лагаша, который внушил эти мысли Уруинимгине. В результате этого у Лагаша не стало военных средств для поддержания своей гегемонии. Поэтому сразу с распадом военного могущества Лагаша, возрождается коалиция во главе с лугалем Загиси, правителем Уммы. Он собирает крупную коалицию, куда вступает и Урук, крупнейший город Шумера. Объединенные войска берут Лагаш. Загиси первым делом отменяет реформы Уруинимгины, затем инспирирует переворот в Уруке, сам становясь в его главе. Затем при помощи пятой колонны провозглашает себя правителем Эриду. После этого уже он -гегемон.

Столицу он переносит в Урук, как в самый большой город. Гегемония долго не продлилась, и так и не была установлена окончательно, т.к. в том же XXIVвеке появляется опасный соперник не-шумерского происхождения. Недовольные подчиненные города согласны принять даже иностранца, но не Загиси. Таким иностранцем стал царь Аккада Саргон (Аккадский), который реализовал желание шумеров по равноудаленности от центра.

Аккад сам по себе находится на среднем течении Евфрата, был основан в середине III тыс. до н.э., население говорило на семитском языке. Во главе Аккада стоял царь, которого называли или "шар", или "шарри", или "шарру". Царь в Аккаде не имел божественных полномочий.

Имя Саргон происходи от "Сар-рум-кен", что есть "царь божественный". Саргон был царем еще в первой

I семестрСтр.14

Леонард Вулли -ученый, в 30-е активно раскапывающий Шумер

Имя Саргон происходи от "Сар-рум-кен", что есть "царь божественный". Саргон был царем еще в первой половине XXIV века. В истории его поэтому именуют Саргон Древний или Саргон I. После того, как он крепко утвердился у себя, он двинул на Шумер. Многие шумерские политики считали, что правление Саргона поможет ограничить всевластие аристократов. Не все города сдавались без боя, но в целом он очень быстро подчинил Аккаду Шумер.

Дальше Саргон провел ряд реформ:

Ввел единую систему мер и весов

Начал создание государственной системы ирригации

Принял несколько решений в защиту караванной торговли

Ввел единую армию в 5400 человек на государственном содержании, которая занималась дальними походами, например в Эблу, в Северную Сирию.

Считают, что именно эблаиты подсказали Саргону его реформы, а также помогли переложить на клинопись аккадский язык.

Наибольшее могущества династия обрела при четвертом царе, внуке Саргона Нарамсуэне.

Шумерские города имели при аккадской династии значительную автономию. Аккадская династия равноудалила шумерские города от центра. При этом попыток унификации державы не наблюдалось. Нарамсуэн, правивший в конце XXIII в. до н.э., правил 36 лет. Именно при нем была разгромлена Эбла, которая так и не смогла оправиться от поражения. Нарамсуэн сделал попытку установить собственное господство на более прочной основе, для чего объявил себя богом и создал свой культ. Это было сделано для того, чтобы шумеры полностью признавали его власть. Фактически он пытался сделать то, что до него сделали египетские фараоны. Он пытался подчинить богатый город Мари, что на Верхнем Евфрате в Сирии. Это все дало возможность считать его державу мощным территориальным объединением с жесткой вертикалью управления -империей.

Его преемник Шаркалишари (царь всех царей) правил 24 года. Судя по его достижениям, талантами предшественника он не обладал. При нем начался распад Аккада, слабела центральная власть. Также есть и внешняя причина -нашествие кочевников из-за Евфрата и из Сирии несколькими волнами без перерыва. Амареи -крупное племенное объединение семитской группы, совершившее поход на Аккад. Их относят к первой средиземноморской волне переселения. Они явились первым фактором, влиявшим на распад державы в ее северной части. Другая угроза с северо-запада. Из-за Тигра приходят кочевые племена кутиев, которые не установлены как конкретное этническое объединение. Это привело к тому, что в конце первой трети XXIIвека аккадская династия пала и в истории больше не упоминается.

Месопотамия оказалась под властью кутиев. Они не установили своей единой династии, хотя и владели во многих городах, собирая дань. Месопотамия вернулась в состояние "лоскутного одеяла".

Северная Месопотамия испытывает сильное влияние амареев, кутиям же эти земли не были интересны, что вызвало отход СМ от объединительного начала.

Кутии правили около 100 лет. В это время постепенно усиливались города-государства, особенно Лагаш. От аккадского периода остались лишь отдельные надписи. Существует достаточно много, непропорционально много находок этого периода. К концу 22 века происходит подъем всех шумеров против внешнего владычества, во главе которого встал Утухенгаль, правитель Урука. Он изгнал кутийских кочевников из пределов Шумера. Затем он попытался установить свое правление над всем Шумером. Утухенгаль был разбит коалицией во главе с Уром, где в этот период была третья историческая династия. Правитель Ура Ур-Наму как глава коалиции сосредоточил в своих руках большую власть и поэтому, разбив Урук, сам установил свою гегемонию. Он оказался главой всего Шумера. Была установлена Урская гегемония, которую часто называют правлениемIIIурской династии, что стало итогом шумерских объединительных процессов. Ур-Наму принимает титул царя Шумера и Аккада.

Эта династия правила последние сто лет 3 тысячелетия. Ур-Наму был верховным судьей для всех шумеров и аккадцев, верховным светским правителем, которому подчинялись все государственные институты нерелигиозного толка; имел право объявления войны и мира. Вместе с тем урцы попытались избежать ошибок аккадской династии, власть которой базировалась на военной силе и личном авторитете правителя, т.е. IIIдинастия пыталась создать мощный фундамент единства. Возник общий государственный аппарат, чиновники получили значительные делегированные полномочия. Была восстановлена единая система мер и весов. Была создана единая коммуникационная система. Ур-Наму в конце своей жизни попытался ввести единые законы, что при его жизни сделать не удалось. Свод законов был введен позже, и называется "законы Шульги".

В основе кодекса лежит родовое право. Кодекс должен был стать основой центральной власти, значительно ослабляя влияние местных храмов на жизнь подданных. Этот кодекс есть первая доказанная попытка создания централизации через создание обязательных первичных писанных законов, которые оттесняют традиционное неписанное родовое право.

Шульги, сын Ур-Наму, правил 47 лет. Он добился своего прижизненного обожествления. Он фактически закрепил право собственности законодательно, лишив храмы возможности вмешиваться в процесс передела собственности подданных.

Третьей династии Ура оказалось не под силу остановить амареев. Их власть никогда не распространялась севернее Аккада. Также они не смогли совместить тотальный контроль чиновников с механизмом оперативной реакции. В конце концов бюрократический монстр, пораженный безынициативностью и клановостью, заглох. Центральный аппарат утонул в огромном количестве рапортов с мест. Связи нарушились. Управление страной пришло в хаос уже со смертью Шульги.

Спад в Шумере наступает в конце 3 тыс. Оканчивается климатический оптимум. Приходит новая волна кочевников из-за Евфрата. В этот период существуют перебои со снабжением армией. Активизируется Элам, который ставит своей целью обложение данью Шумера. До этого Элам не мог вмешиваться напрямую до ослабления царской власти. Теперь мог. Вообще, общее положение между двумя странами можно охарактеризовать как постоянная "тихая война", экономическая война. В конце 21 века до н.э. правители IIIдинастии Ура были свергнуты в результате восстания, совпавшего с вторжением Элама. Свергнутого царя увели в плен в Элам, в Уре утвердился эламский гарнизон для сбора дани.

В результате и средний Евфрат оказался под влиянием амареев. Только юг, непосредственно Шумер, остается вне их сферы, прикрытый эламскими гарнизонами. Надо сказать, что амарейские правители здесь проявят значительные способности к самообразованию и интеграции в существовавшую культуру.

История IIIтыс. в Месопотамии есть:

Появление первого правления на писанном праве

Появление центрального государственного аппарата без опоры на традиционные институты

Создание держав имперского типа

Многое из сделанного Шумером переживет их. После падение IIIдинастии шумеры не придут снова к власти в Месопотамии, а в середине 2 тыс. их язык станет мертвым, сохранившись лишь в качестве литературного письменного языка.

Вообще, достижение Месопотамии в том, что они дали региону письменность -клинопись, на которой основывались аккадские и эблаитские диалекты. Во 2 тыс. клинопись и ее возможности в адаптации покажут, что она пригодна для любых языков, попадающих в контакт с Месопотамией. Клинопись попадет в Малую Азию, где она станет официальной для хеттов. На Кавказ. Она окажется первой письменной традицией

I семестрСтр.15

Азию, где она станет официальной для хеттов. На Кавказ. Она окажется первой письменной традицией народов Ирана. Когда С.Крамер написал "История начинается в Шумере", он имел в виду именно то, что именно шумер дал миру первую письменную традицию, которая легла в основу языков многих народов.

Шумеры уйдут из истории во 2 тыс. и больше их не будет. Шумеры задали все основные параметры развития Месопотамских цивилизаций.

Шумер дал нам огромное количество письменных источников. Это объясняется тем, что надписи на глине, в отличии от надписей на дереве или папирусе, не боятся времени, а количественно их изначально намного больше, чем надписей на камнях.

1835 год считается отправной точкой прочтения шумерских клинописных текстов. Роулинс, находясь в Иране, увидел высоко на скале некую надпись. Он принимает решение скопировать надпись и решает, что это не одна надпись, а три разных, об одном и том же на разных языках. Затем он предполагает, что одна из них сделана на древнеперсидском. Используя опубликованный немецким учителем Гроттефендом ключом, он, дополняя его, определяет, какая надпись древнеперсидская, и расшифровывает ее. Затем он читает два других текста и за свою жизнь сумел прочитать одну из надписей -древнеаккадскую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: