double arrow

Формирование сословно-представительских монархий в Западной Европе XIII - XIV вв. (Англия, Франция)

Ср-век. город: осн. черты, генезис, ист. роль.

Г-д- одно из универс. ист. явл-й, кот. сущ-т на разн. этапах. Это форма поселения. Г-д отлич-ся от деревни, т.к. г-д- вторичн. явл-е. У дер-ни аграрн. ф-ции, у г-да- неаграрн.(торгово-пром., соц., торгово-производств.), т.е. г-д многофункц.

Ср-век. г-д. 1.Особ-ти феод. общ-ва - оно аграрн., т.е. доминир.с/х; г-д здесь- особ. уникал. явл-е. 2.Феод. общ-во в силу св. аграр-ти самодостат-но. Эк. ф-ции г-да не явл-ся определяющ..3.Соц. инст-ты не м. не влиять на то, в как. формах возник. и развив-ся г-д. 4.Двоесущ-ть ср-век. г-да: феод. и нефеод. черты. Феод. черты: 1.Г-д- особ. корпорация, внутри него тоже корпоративн. стр-ра; 2.Г-д сродни феод. сеньории- феод. соб-к св. земли и округи, м. получ. опред. права, близк. к иммунит-м; 3.Преоблад-е мелк. пр-ва в основе городск. хоз-ва; 4.Отн-я госп-ва и подчин-я: *городск. патрициат(арист-я), *средн. торгово-ремесл. слой, *плебс- люди неимущие, не облад-е правами бюргеров, т.е. они неполноправны. Нефеод. черты: 1.Рожд-ся как эк. центр, баз-ся на товарн. пр-ве; 2.Центр относ-ной своб.(гр-не- лично своб. люди). Ср-век. г-д- специф. посел-е с отн-но значит. и плотн. насел., обычно укреплён., им-щее особ. права и привилегии, концентр-ее неаграр., соц. и производств. ф-ции, связ-ное с мелко-товарн. пр-вом и р-ком. Это несомненно >высок. ступ. в разв-ии г-дов >ран. врем.(ант-ти), т.к. ср-век. г-д >выделен из аграрн. сферы, б-ше обособл. от дер-ни. Предпос-ки и генезис. Эк.: 1.Прог-с с/х>пр-во так. об-ма пр-тов, кот. м. прокорм. всех(XI-XIIIв.в.). 2.Демограф. разв-е. 3.Утвержд-е феод. строя, возник-е и разв-е феод. сеньории- сист. >интенсивн. орг-ции тр., порожд-е некоего протеста>покид. сеньорию. 4.Оформл-е ср-век. сосл-й, в роли потреб-лей пр-ции г-да. 5.Разв-е гос-ва тесно связ. с разв-м г-да, тоже в кач-ве потреб-ля Г-да формир. ден. базу. Г-да-крепости. Г-д как соц. сила в борьбе за укрепл-е вл..6.Особ. место заним. разв-е ремесла и торг-ли>реальн. мат. основа г-да. Наиб. знач. им. некот. виды ремесла, >востреб.- металлообраб-ка, пр-во тканей, гончарн. пр-во, плотницк., столярн., камен., обраб-ка кожи. Бол. знач. приобрет. м/ун. торг..Купеч-во >организовано, чем ремесло. Г-да рожд-ся из разн. ядер. Основа либо ант., либо варв..Больш. знач. эк. ф-ра. Г-д на торг. путях, местах п.и., водн. артерий. Наиб. массов. возн-е в промежут. зоне, а наиб. ран. г-да на юге(ант-ть). Стр-ся тов.-ден. хоз-во, благопр. эк. среда. Типология и топография. Г-да условно дел-ся на 3 осн. типа: 1.Малые- 1-2тыс.чел., небол. местн. р-к, ремесло неорганиз-но или слабо, огранич. формы самоупр-я(сеньориальн.), Центр., Вост. и Сев. Евр.(варв.); 2.Средн.- 3-5тыс.чел., центры регион. р-ков, ремесло и торг. организ-ны, разв-е мун. орг-ции(органы самоупр-я), не явл-ся абсол. своб., Фр., Англ.(сильн. центр. вл.); 3.Крупн.- 10-100тыс.чел., ориент-я на экспорт, т.е. центры м/ун. торг., развит. цехов. и гильдейск. сист., м.б. г-да-гос-ва, Ит., Нидерл., Сев. Герм.. Соц. стр-ра. Тяга к унификации. Бол. часть насел.- рем-ки и купцы. Важна сфера обслуж-я: влад-цы гостиниц, трактирщики, цирюльники. слой городск. интел-ции(торгов. св. знаниями): врачи, адвокаты. Чин-ки, предст-ли адм-ции, судьи. Господ. сосл-я. Ц-ви, мон-ри. предст-ли докторов-магистров и школяров-студентов. Т.е. сложн., динамич. соц. стр-ра. Топография. Полифункц-ть и полицентр-ть: замок, р-к, ц-вь; замок, собор, ратуша. Борьба за доминир-е. Борьба за к-ль за врем.(канонич. часы на соборе и на ратуше в г-де). 4 ворот и 4 улицы. Г-д- объед-е ремесл. и купеч. корпораций. Цех- не производств., а соц. объед-е. Корпорация- защита от внеш. и внутр. конкур-ции. Защищ-ся все члены цеха. Этапы разв-я. 1. Возникн-е>2.Борьба за конституирование(коммуникальн. движ-е за самоупр-е). 3.Самоорг-ция сист. городск. хоз-ва. Ист. место. 1. Эк. роль: мощн. стимул для эк. прог-са Зап. Евр.. 2.Соц. план: пример сущ-ния сист. отсут-я полн. личн. завис-ти. 3. Полит. отн-я: союз-ки монарх. вл., не вседа нос-ли тенд-й к центр-ции. 4.К-ра: университетск. центры, антицерк. центры.

Франция: Верденский дог-р→обособление (из Каролингской империи) →к 10 веку королевская власть номинальна→власть у вассалов (50 герцогств). Король мог призвать вассалов только при внешней угрозе.

До конца 12в. фр-ие короли решали проблему усиления собственной власти в пределе домена.

Процесс централизации с 12 в. – Людовик VI→тенденция распространения власти. Сначало – укрепление на своей территории (в своём домене – Иль де Франс) + поддержка церкви.

Затруднение: внешнеполитический фактор (Англия: Людовик XII (благодаря браку с Эленорой Аквитанской он распространил своё влияние на юг страны); затем последовал их развод и новое замужество наследницы богатой Аквитании с графом Анжуйским, вассалом фр-ого короля, который в 1154 г. Стал английским королём Генрихом II. Это событие существенно осложнило в будущем взаимоотношения Франции и Англии. Национальный характер борьбы корни Столетней войны→стимул для объединеия национальных сил→победа над англ-ми. (к. 12 – нач. 13 вв.)- наибольшие успехи централизации.

  • Начало 13 в. – король укрепляет внутренние позиции – сетка управления («бальи»- полномочные представители).
  • Филипп II судебная реформа: королев-ий суд высшая апеля-нная инстанция, третейский суд – пополнение казны
  • Людовик IX Святой (1226-1270) – судебная реф-ма: Парижский парламент – апелляц-ый суд, рассматри-ет соответствие корол-их законов нормам; денеж-ая реф-ма – королевская монета («золотой Луи») – укрепление финансовой власти. К концу правления юг под влиянием короля
  • Сословия формируются на уровне герцогств и графств→собираются штаты – эффективны. Нач. XIVв. ФилиппIV Красивый впервые созывает Генеральные штаты, сначала как реакция на конкретные вопросы: например – поддержка короля в борьбе с папством – 1-ый собор 1302 г.; позднее право збола экстроординарных налогов). В состав Г.штатов входили 3 палаты: духовенство – иерархи церкви, горожане – представители муниципалитетов рыцарство (дворянство) – единст-е избирались: нач. 14 в. – неподатное сословие (союз с горожанами невозможен) → трехпалатная система. Генер-ый штаты собирались только по инициативе короля, который не был им подотчетен.

Англия: конгломерат из 8ми королевств, но 1066 – норм-ое завоевание Вильгельмом Завоевателем, который создал централизованное государство

1) свой домен – 1/7 тер-ии – мощная основа королевской власти;

2) система прямого вассалитета (приносили все присягу).

3) Конфискация част-ых земель местной знати→норманом, барон просто управленец, нет лич-ого интереса.

4) Использование приемуществ англо-саксонских обычаев труда, избрание короля.

5) Нет заинтер-сти в ополчении – рыцарство не замкнуто (финансовый интерес короля) →20 ф.ст./год→титул рыцаря – нет грани между городской верхушкой и рыц-ом.

После Вильгельма недовольство баронов. При Генрихе II 1ая Хартия вольностей; Генрих II: 1) суд-ая реф-ма: разъезжие королевские суды – формирование прецедентного права; 2) военная реф-ма – щитовые деньги – откуп от службы, военный налог→укрепление автономии короля; 3) попытка ограничения судебных полномочий церкви→конфликт с Томасом Беккетом, глава англ. церкви.

· Король Джон→территор-ые потери, узурпатор→1215г. Великая хартия вольностей (контроль со стороны баронов за королём)

· Сер 13 в. – новая баронская война→появление англ-ого парламента→при Эдуарде I в к. 13 в.: палата общин (рыцарство, горожане), палата лордов (высшая знать). Формируются в борьбе, власть больше чем у Генер-ых штатов. 1297 – билль о неподдержании налога (Эдуарда I) →законы не принимаются без согласования с Парламентом (законодат-ый орган)+высш-ый судебный институт. 1445-1485 – война алой и белой розы→укрепление новой знати джентри→поддержка королевской власти.

22. Крестоносное движение: предпосылки, основные этапы, формы и результаты.

Крестовые походы представляли собой захватнические войны заподноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолхавшиеся почти 2 столетия – с 1096 по 1270. их организатором была католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн – борьбы христианства и мусульманства. Кр-ые пох-ды – яркое проявление системы международных отношений. Они воплотили основные элементы и черты м.н.отношений:

Феодальная экспансияРоль церкви – координатор

Активное включение итальянских городов

Участие всех сословий

Массовое движение

8 походов – за отвоевание и удержание святынь в Палестине.

Каждое сословие преследовало свои интересы и возможности: знать – возможность особо отличиться как привелег-ое сословие; завоевание новых тер-ий – новые качества (власть); мелкое рыцарство – материальный интерес, земли; походы – благоугодное дело; беднота – земля, свобода, дух сподвижничества; города – материальные интересы (торговля, экспансия, сфера влияния); католическая церковь – вышла из под власти герм-их импер-ов – подъем авторитета, экспансия →организатор и инициатор.

Повод (искусственный) - захват христианских святынь турками (были веротерпимы); - обращение визан-ого императора за помощью; - турки не создали единого государства

Идеолог – Григорий 8 – Урбан 2 реализовал: Собор 1095 г. – призыв.

Перед 1-ым Кр.пох. – движение бедноты (Центр. Евр. и Балканы) – всех разбили.

1ый Кр.пох. – во главе крупная знать (Готфрид Бульонский, граф Тулузский, Боэмунд Тарентский). Импер-ор Вост-ой Рим-ой империи Алексей2-ой добился от большинства сеньоров и рыц-рей вассальной присяги: они обязались вернуть империи её земли, которые будут отвоёваны у турок – без результата. Папа пытается создать теократическое гос-во на востоке. С начала похода – соперничество. Итог: 4 гос-ва крестоносцев: 1). Эдесса(ю-в М.Азии; граф Фландрии); 2). Антиохийское кн-во (князь Торенский); 3) корол-во Иерусалим (1099) Готфрид Бульонский 4) графство Триполи (граф Тулузский). Поход – завоевание, остальные – отвоевание. «Иерусалимские оссизы» (юридическое основание феодальной лестницы) – судебник, предс-йй собой запись феодальных обычаев Иерусал-го королевства. В осизах детально перечислялись права сеньоров и обязанности вассалов; федерация потипу государства франков. Создаются дух.- рыцарские ордена (матер. привелегии от папы: освобождение от податей, др.льготы.

1ая пол.12в. – визир Салах-ад-Дин в 1144г. Захва-ет Эдессу, что послужило началу 2-ого Кр.пох. Монархи: Людовик7 Фр., Кондрод3 Нем. Неудача. 1187г. Салах-ад-Дин взял Иерусалим – цель для послед-их походов.

3-ий Кр.пох. ( 1189 - 1192) (Филипп2, Ричард Львиное С., Фридрих1 Барбаросса+ итал-ие города, отделилось крестьянство) – противоречия м/д монархами: Ричард соглаш-ся с Салад – Иерусалим Египту, остальные тер-ии крест-ам.

4-ый пох. 1202 – 1204 – Иннокентий 3: - цель Иерусалим, а взяли Константинополь. Активное участие Венеции, опальной феодальной знати; + захват Задара.

Обращение к папе Рим. свергн-го виз-ого императора – до 1204г. – штурм Конст-ля – создание латинской империи(отвоевон в 1261) - спад крестон. движения.

1212г. – детский поход (из Фр.,Гр.,Ит.) – продали в рабство. Походы в Прибалтику; войны на юге Фр-ии (альбигойцы). Остальные пох. Носили локальный характер: 5-ый – 1215г.; 6 – Фридрих2 1228 – 1229 – воспользовался внутренними противоречиями в Египте – возв-ие Иерусалима (до 1244); 7 -8-ой – Людовик 9 Святой – закрепление в западной части Средиземноморья. – в результате потеряли все завое-ые тер-ии

Итоги: 1) вознесли католическую церковь; 2)отношение м/д Зап.Европ и Востоком; 3) укрепление власти королей – напр. Людовик 9 Святой;4) усиление роли итал-их городов(расширение торговли, сферы влияния).5) ослабление позиций Византии и арабов в торговле Восточ. Средиз-я и усиление в ней роли Европ. купцов.

ДИНАМИКА: 1пох. → завоевательный; остальные→отвоевание; 4-ый→смена направленияя (Конст-ль);5-8 пох. →спад крест-го движения, смена направления.

23. Реформация в Западной Европе: основные учения и течения, общее и особенное. Контрреформация.

Реформация в религ-ых аспектах: критический взгляд на состояние церкви, идея её реформирования, ориентация на идеал раннехр-ой церкви, связь религиозного протеста с социальным.

Отличительные черты: 1) масштабность – общеевроп-ое движение; 2)более выс-ий уровень теологической обработки, формирование новых религиозных учений, практическое форм-ие новой церкви.; 3) результативность - создание новых конффесий, новых цер-ых организаций; 4) раскол свецкой власти (Германия катол-ая и протест-ая).

  • Гуманизм – подготовка почвы (криитка церкви)
  • Мартин Лютер: 31 окт. 1517г. «95тезисов» - идея пересмотра догмат-их основ катол-ой церкви (гуманисты-критика внешних аспектов церкви)

Ø Стержневая идея – «оправдание верой»: спасение души возможно только если чел-к верует; только личное раскаяние и «сокрушение сердца» может спасти (внутреннее покояние)

Ø «всеобщее священство» - человек может напрямую общ-сй с Богом без посредников; каждый чел-к священник (возв-ие к идеям раннего хрис-ва) – 2 основ-ых таинства: крещение и причастие.

Ø Приоритет «Священ. Писание»над «Священ. Преданием»(постоновл-ие отцов церкви, соборов и т.д.) – подрыв позиций католич-ой церкви; идея ран-его хр-ва.

Ø Против материальной основы продажи индульгенций.

Ø Глава церкви – Христос; отрицание непогрешности решений церк-ых соборов.

1520г. «обращение к христианскому дворянству…»:1) ликвидация папской власти на нем-ой цер-ю;2) секуляризация церк-го имущ-ва.; 3) переход богослужения на нац-ый язык; 4)роспуск монастырей, отмена целибата; 5)замена торжест-ой католической мессы более скромными проповедями..Лютеранская церковь: во главе – князь. Реформация Лютера начало общеевр-го реф-го движения.Особенноти: акцент на национ-ой идее (освоб-ие Герман.) – национ-но огран-ая версия; разрушительный удар по позициям официальной церкви

· Уильрих Цвингли (Швейцария) основой послужили глав-ые идеи Лютера (оправдание верой, борьба с продажей индульгенции); 1522 – «67 тезисов», «евангелическое вероисповедание» (акцент на Нов. Завет) – отрицание папского главенства, монаш-ва как особого инст-та. Принцип-ое отличие от Лютера – понимание сущности евхаристии: Цвингли – символ, Лютер – религиозное тайнство. Не смог развить свои идеи.

· Жан Кальвин – универсальное, стройное учение, основа общеевр-ой реф-ии, эффект-ая орг-ия, структура управления церкви. «Наставление в христианской вере».

1.Идея божественного предопред-ия – изменить нельзя, но нужно верить в свою избранность к спасению, выполнять свое «свецкое призвание» (успешная деят-сть- знак избранности). 2.Святое писание главный авторитет3.Ликвидация вчех святынь. 4.Замена мессы проповедью 5.Таинства не имеют смысла, но оставление причастия. 6.Признание авторитета свец-ой власти.7.Организация – община(во главе старейшина и министр – проповедник – выборные)+ совет министров (конгрегация)+ дьякон

Альтернативная католицизму система.

Радикальные течения: Томас Мюнцер – наступление тысячелетнего царствия Божия, которое нужно приближать активными усилиями «избранных» людей; - пантеизм; - идея внутреннего озарения (формирование круга избранных).

Анабабтисты: «перекрещенцы» - чел-к может стать сознательным христианином, только в сознательном возрасте; - прибл-ие тысяч-его царства, которое социально переустроит мир.

Контрреформация: папы - религ-ые лидеры в борьбе с опасностью. 1) инквизиция 1542г. – Верховная инкв-ия – выкорчёв-ие ереси, где возможно (Испания, Италия),+ индекс запрещённых книг; 2) соборное движение – Трентенский собор 1545-1563 – подтверждение супрематии папы на церковь соборами; 3) орден иезуитов (не оторван от мира, могли принимать не все монашеские обеты, строжайшая дисциплина, строгая система отбора); 4) укрепление деятельности папского аппарата – усиление контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: