double arrow

Христ. ц-вь в IV-XI вв.: место в ср-век. общ-ве, стан-е и разв-е


Хр-во- не т-ко миров. религ..Это мировоззр-е, сист. взгл-в на окружающ. мир. Это ид-гия. Это мощн. этнич. регул-р повед-я людей, их отн-й м/у собой. Это форма созн-я и самосозн-я(таинство исповеди). Это полит. д-на. Это основа к-ры. Хр-во как религ. истор-но, т.к. появл-ся на опред. ист. этапе. Сод-ние и соц. роль.Это религ. уч-е, кот. сформул-но весьма талантл. людьми. Колоссальн. адаптивн. мат-л, что не радик-но меняло взгл. людей. Хр-во обращ-сь ко всем кат-риям насел.(illitirati=idiotae- неграмотн. бол-во и узк. круг образ-ных). Возм-ть эмоц. восприятия, обращ-е к благородн. чув-вам чел-ка. Это идеи пор-ка изнач-ной задуман-ти мира: Бог- Всемогущ., Создавш. всё из ничего(ex nihilo). Хр. религ. б. приближ. к людям, очеловечена. Этическ. основа хр-ва облек. в сакральн. форму отн-я м/у людьми. Метафизика- истинно христ. уч-е, символы(Троица), догматика(осн. полож-я как аксиомы, созд-е Богом и не нужд-ся в обсужд-ии), к-ра(церк. инст-т, сама ц-вь, формы возд-я на созн-е людей, формы закрепл-я хр. этик). Таинства- закрепл-е хр. этики(от крещ-я до отпев-я). Необх-ть самок-ля(не т-ко совершён. грехи, но и намер-я) в таин-ве исповеди. Таин-во причастия- перекличка с былыми трад-ми. Изнач-но под ц-вью поним-сь все хр-не. Стан-е и оформл-е. IVв.н.э.- «Константинов переворот». Н.IVв.- хр-не преслед-ся. 313г.- миланск. эликт К-на прекращ. гонения на хр-н. В к.IVв. при имп-ре Феодосии хр-во- единств. офиц-но признаваем. религ..Оформл-е церк. орг-ции: хр-во обрет. опред. мат. бог-во, стр-ру упр-я хр. общинами>н-ть универсализ-ии церк. орг-ции(325г.- бутийск. собор: прин-ся осн. догматика и символы). Опред. р-ция общ-ва- появл-ся ересь. ? о Божеств. Троице: подчинён. полож-е Бога-Сына по сравн-ю с Богом-Отцом, Бог-Сын в роли посред-ка м/у Богом-Отцом и людьми. Ц-вь приним. статус его преемника. Христ-ция варварск. Евр..V,VI,VIIв.в.- Евр. стала хр-кой, хотя бы формально, внешне. Хр-во- оболочка, облекшая все проч. языческ., варв. вееров-я. Возник. народн. хр-во как симбиоз предшеств. трад-й и хр-кой оболочки. Диф-ние на чёрн. и бел. дух-во. Возникн-е монашеск. движ-я. На вост.- отшел-во, на зап.-организац. коллективн. форма(мон-ри). Мон-ри- островки пор-ка, стабил-ти, кот. привлек. к себе и мирян; единств. очаги к-ры эт. врем..Оформл-е каноническ. права. На церк. соборах(Вселенск., лок.). Оформл-е культа и литургии хр-ва. Формир-ся литерат. основа хр-ва(Свящ. пис-е и Свящ. придание). Оформл-ся сист. таинств. 5 епархий и т-ко одна на вост..? обособл-я зап. и вост. ветвей. На зап. один патриарх и много монархов, оказ-ся под крылом епископа. На зап. доминир. жел-е дух-ва стоять над светск. вл-ю..Апостол Пётр- созд-ль церк. орг-ции. На зап. епископ получ. верх над светск. вл-ю. Спор: от кого исход. Свят. Дух? Восток- от Бога-Отца. Запад- от Бога-Отца и Сына(filioque). Это ещё>подним. статус ц-ви. «Уч-е о Благодати»- еп-п Аврелий Августин: страд-я Христа и прев. хр-н созд. некое Божеств. могущ-во, благодать, хранителями кот. явл-ся священнослуж-ли. Это подним. статус клира над мирянами. «Догмат о суприматии(верховен-во) пап»: старш-во П.Р. над ост-ми. 1054г.- офиц. раскол на 2 ветви: Запдн.(претензия на вселенск. хар-р) и восточ.(сохран-е вер-ти первонач. канонам). Особ. статус дух-ва, т.к. разл-на церемония причастия. Папство. Взлёты и пад-я кат. ц-ви показ. спос-ть и потенциал пап-ва выход. из сам. безнадёжн. сит-й. Динамика и диал-ка: важнейш. ф-ры связи с окруж. миром- пап-во и монархи. Пап-во возвыш-сь над светск. вл-ю или оказ-сь в загоне под к-лем светск. вл..Бог-во мон-рей>обмирщение ц-ви, ослабл-е её автор-та. Пап-во VI-VIIв.в. игр. объедин. роль в образ-ии гос-в на варв. тер-ии. VIIв.- Лангоб. кор-во ущем. пап: избрание пап, мат. и полит. давл-е. Развал имп-ии>нов. виток ист-ии. С сер.Xв. тотальн. к-ль над пап-вом герм. имп-ров. Обеспеч-е незав-ти избр-я пап без вмеш-ва светск. вл..В к.X-п.п.XIIв.в. сильно монашеск. клюнийск. движ-е за возвращ-е моральн. авт-та ц-ви. Назрев-е идеи крестов. походов и её реал-ция>рост авт-та пап-ва. Мог-во пап-ва растёт в п-д полит. раздр-ти. XIIв.- рост мог-ва кат-ва и нов. испыт-я для катол. ц-ви. XII-XIIIв.в.- массов. еретич. движ..Это удар изнутри. Ересь била ц-вь её же оружием. Соед-е религ. и соц. недов-ва. Возник-е и укрепл-е зап.-европ. городов как центров еретич. движ-я. Движ-е нищенствующ. орденов. Они демонстр-ли отказ от мат. бог-ва. Пап-во приним. эти ордена в св. лоно для борьбы с еретич. движ-м. XIVв.- пап-во в зените св. мог-ва. Когда пап-во низвергнуто- пр-с центр-ции. Кол-во переросло в кач-во. Конфликт м/у Филиппом Красивым и Бонифацием(умер). 1309-1377г.г.- авиньёнск. пленение. Оно заверш-ся >п-д велик. схизмы(раскол кат. ц-ви). Папа Евг-й IV без альт-в, без антипапы, т.е. ц-вь вновь объед-сь. Ухудш-ся сит-я на Вост. в правосл-ии- Флорент. уния. Это усил. поз-ии пап-ва. Н.XVIв.- нов. угроза в лице Реф-ции.


Сейчас читают про: