double arrow

Россия и мир в ХХI веке 7 страница


Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на его внешнеполитическом курсе. Несмотря на стабилизацию к 1964 г. отношений Восток-Запад, наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, не было завидным: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за позиции Китая; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожидаемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат. Поэтому триединой задачей советской внешней политики во все годы правления Брежнева оставалось: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка "дружественных" режимов и движений в странах "третьего мира".

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60-х - начале 80-х годов стала еще большая ее идеологизация. Наследники Хрущева отошли от его представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем (хотя формально эта идея не отвергалась). В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма). Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени была введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем. Эти положения призваны были объяснять не только усиление поддержки радикальных движений в странах Запада и "третьего мира", но и ужесточение преследований инакомыслящих внутри СССР и стран социализма. Такие идейные основы внешней политики вели к неустойчивости и осложнению внешней политики СССР.

В развитии системы международных отношений с середины 60-х до середины 80-х годов можно выделить два периода. Первый период охватывает события с начала 60-х до второй половины 70-х годов. Это время разрядки международной напряженности, поворот от политики "холодной войны" к деловому сотрудничеству, к системе договоров и соглашений между Востоком и Западом. Второй период включает события международной жизни с конца 70-х до середины 80-х годов. В этот период начался поворот от разрядки к новой фазе жесткой конфронтации, к политике "холодной войны".




Каковы были причины установления разрядки в системе международных отношений?

В первую очередь, это установившийся к концу 60-х годов военно-стратегический паритет двух систем.

Во-вторых, возросшая роль в мировой политике большой группы государств, возникших на развалинах прежних колониальных империй.

В-третьих, действовали и объективные тенденции в индустриальных странах Запада, которые диктовались углублением мировых хозяйственных связей, интеграционными процессами, новой фазой научно-технической революции.

В-четвертых, изменилось отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Политика "сдерживания коммунизма" (в частности во Вьетнаме), привела к колоссальным материальным затратам и людским потерям, падению международного авторитета США и, как итог, - к изменению общественно-политического климата в странах Запада.

И, наконец, не последнюю роль в достижении разрядки сыграла взвешенная политика Советского руководства в поисках компромиссов при разрешении военно-политических кризисов данного периода.



Начало разрядке положили переговоры между СССР, США и Северным и Южным Вьетнамом по прекращению военных действий с января 1969 г. В 1973 г. были подписаны соглашения по прекращению военных действий во Вьетнаме, а также в Камбодже и Лаосе. Все внутренние проблемы должны решаться народом этих стран. Коммунистическое руководство Вьетнама, опираясь на помощь СССР и его союзников, добилось в 1976 г. объединения двух частей страны в единую социалистическую республику.

В 1970 г. был заключен договор СССР-ФРГ: германская сторона отказалась от территориальных претензий к Советскому Союзу, взяла на себя обязательства благоприятствовать развитию экономических и иных форм сотрудничества с ним. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, в 1973 г. - между ФРГ и ЧССР. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием лидеров 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы закрепляли послевоенные границы в Европе, способствовали расширению экономических, политических и гуманитарных связей между Востоком и Западом. Были закреплены границы взаимоотношений стран-участниц Совещания - их суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой; территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательство во внутренние дела, уважения прав человека и др.

В то же время политика разрядки породила или усилила многие антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. Весной 1968 г. лидеры Коммунистической партии Чехословакии пытались демократизировать общество с помощью реформ. В области экономики планировалось развитие рыночных отношений, в политике - многопартийность, в правящей партии - альтернативность выборов партийных кадров, снятие идеологической цензуры и т.д. В августе 1968 г. вводом союзных войск стран Варшавского договора была подавлена "Пражская весна".

Для сохранения статус-кво в Восточной Европе брежневское руководство активизировало курс на укрепление и сплочение социалистического "лагеря" (или, как его стали называть "содружество"). В 1971 г. была принята комплексная программа социально-экономической интеграции стран социалистического содружества, которая базировалась в основном на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Была подписана серия межгосударственных соглашений, создано почти 30 межгосударственных учреждений для обеспечения теснейшей экономической и военной интеграции. Эта политика значительно ограничивала суверенитет стран Восточной Европы и усиливала роль СССР в социалистическом содружестве. Эти меры получили на Западе название "доктрины Брежнева".

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы. В эти годы окончательно дистанцировались от СССР Китай, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с этими странами была обусловлена, в основном, именно их значительной самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

В 70-е годы СССР заметно расширил сферу влияния на страны "третьего мира". В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и ряде других государств, утверждаются просоветские режимы. Политика брежневского руководства в этом регионе строилась на принципе "пролетарского интернационализма". Достаточно было какому-либо африканскому диктатору заявить о своей "социалистической ориентации", как помощь практически была гарантирована.

На рубеже 70-80-х годов вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. В провале разрядки немалую роль сыграла обострившаяся военно-стратегическая обстановка. Начинался новый виток гонки вооружений по простой схеме "вызов-ответ". США вели работы по созданию новых ракет средней дальности "Першинг-2" и крылатых ракет среднего радиуса действия. СССР имел подобные ракеты и в середине 70-х годов без особой необходимости разместил их в ГДР и Чехословакии. В 1979 г. была создана новая модификация ракет "СС-20", которыми Советский Союз стал заменять устаревшие ракеты, в том числе пять на территории ГДР и Чехословакии. На вызов СССР страны НАТО в 1979 г. приняли решение о размещении американских ракет средней дальности и крылатых ракет в Западной Европе. В 1983-1984 гг. ракеты средней дальности были размещены на территории ФРГ, Англии, Италии.

Смертельный удар разрядке был нанесен вводом Советский войск в Афганистан в декабре 1979 г. СССР оказался втянутым в бесперспективную и кровопролитную войну. В декабре 1981 г. в ответ на массовые выступления трудящихся Польши против коммунистического режима с согласия СССР в этой стране было объявлено военное положение и начались репрессии против рабочих. Эти оба события вызвали особое возмущение мирового общественного мнения. Был развернута ожесточенная антисоветская кампания. "Афганское дело" положило, таким образом, начало глубокому недоверию, даже противостоянию двух сверхдержав, которое выражалось в постоянных обвинениях, в преднамеренно очернявшей противника символике ("СССР - это империя зла", как выражался Р. Рейган), в демонстративных акциях (отказ американской, а затем и советской стороны от участия в Олимпийский играх соответственно в Москве и в Лос-Анджелесе).

С приходом в Белый дом нового американского президента Р. Рейгана были приняты новые шаги, подрывающие разрядку. С начала 80-х годов американцы разрабатывают крупномасштабную программу гонки вооружений, в том числе новых видов ядерного оружия с выводом его в космос ("Стратегическая оборонная инициатива" - СОИ). В 1982 г. Р. Рейган выступил в парламенте Великобритании, призвав страны Запада к "крестовому походу" против коммунизма. Адекватного ответа на новый виток наращивания новейших вооружений советская система дать уже не могла. Для непредвзятых аналитиков в мире было ясно, что СССР выдыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.

Таким образом, внешняя политика советского руководства прошла непростой путь от разрядки международной обстановки к новому обострению международных отношений. Как и во внутренней политике, главным тормозом здесь выступал тоталитарный политический режим, историческое время которого уже прошло.

После смерти Л. Брежнева (1982 г.) у руководства страны сменилось за короткое время два лидера - Ю.В. Андропов (1982-1984 гг.) и К.У. Черненко (1984-1985 гг.). За 1982-1985 гг. ни одна серьезная проблема ни внутренней политики (экономический кризис, социальная апатия), ни внешней (кризис в отношениях между Востоком и Западом), унаследованная за 18 лет консервативной политики "олигархии стариков", не была решена хотя бы частично. Активные попытки преодоления общего кризиса общества были предприняты лишь во второй половине 80-х годов с приходом к власти М.С. Горбачева.

Избрание М. Горбачева в марте 1985 г. руководителем коммунистической партии – тогда высшим должностным лицом в стране – не было случайным. На рубеже 70-80-х годов для Горбачева был характерен новаторский подход к делу, стремление искать и находить нестандартные решения сложных социально-экономических проблем. Он представлял реформаторское крыло политического руководства.

Чем была обусловлена необходимость курса на проведение перестройки?

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы "своего" исторического времени.

Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т.е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом,- в сфере военных технологий. Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.

Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Численно выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако, в конечном счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры – советского правящего класса. Его эволюция к началу 80-х годов завершается. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Чтобы стать независимой от власти, стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было уничтожить общественную "социалистическую" собственность и соответствующую ей государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону "баррикад" оказались так называемые партократы привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. В узкоэгоистических интересах "партократы" стремились во что бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества. В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС перемены могли начаться только "сверху". Инициаторами перестройки была группа лидеров КПСС: Горбачев М.С., Рыжков Н.И. (Председатель Совета Министров), Лигачев Е.К., член Политбюро, секретари ЦК – Ельцин Б.Н., Яковлев А.Н.

Основные задачи, которые определяли сущность "Перестройки", были следующие:

1. Обновление социализма при сохранении КПСС, не меняя фундамента общества – командно-административной системы.

2. Обновление и совершенствование политической системы.

3. Проведение экономической реформы.

4. Выработка новых подходов во внешней политике.

Первостепенной задачей в реформировании СССР М.С. Горбачев определил выход страны из экономического кризиса.

Лидеры нового курса не имели научно-обоснованной программы социально-экономического развития страны, поэтому реформирование экономики прошло в три этапа.

Первый (традиционно-авторитарный – 1985-1986 гг.) В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства и общества был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. В феврале-марте 1986 г. на XXVII съезде КПСС утверждена Программа курса на ускорение социально-экономического развития, рассчитанная на 1986-2000 гг. Тогда еще инициаторы перестройки не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", "усовершенствовать" уже, как считалось, построенный в СССР "развитый социализм". Поэтому цель реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой, предоставив больше возможности для инициативы отдельных предприятий.

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходимость ускорения:

1. острые, нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производство товаров народного потребления, экологическая);

2. угроза слома военно-стратегического паритета;

3. обеспечение полной экономической независимости страны;

4. задача прекращения падения темпов развития производства.

Как понималось ускорение?

Группа известных экономистов во главе с академиком А. Аганбегяном ставила задачу – преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического развития и добиться ежегодного прироста экономического потенциала страны на уровне 4-5% от общего объема производства. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам ужесточения контроля, осуществления, обновления кадров. Главным его двигателем виделся научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора", то есть повышение трудовой дисциплины и инициативы работников всех уровней. Коммунистические реформаторы надеялись преодолеть и такие опасные для них тенденции, как массовая коррупция и безответственность, падение авторитета руководства страны и КПСС. Программа социально-экономического ускорения была рассчитана на 15 лет (до 2000 г.). За данный период предполагалось удвоить рост национального дохода и производительности труда, предоставить каждой семье отдельную квартиру.

Реализация этого курса потребовала значительного роста капиталовложений в экономику. Причем приоритет отдавался машиностроению во всех отраслях, включая аграрный сектор экономики. Так, выступая в сентябре 1985 г. на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса, Горбачев особо подчеркивал необходимость обеспечения прежде всего определяющего развития продовольственного машиностроения. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов.

На первом этапе перестройки была предпринята попытка поднять качество производимой продукции, для чего был создан Государственный комитет по приемке качества (госприемка). Опять же административным путем при сохранении командно-плановой экономической системы намеревались обеспечить радикальное улучшение качества отечественной продукции. Вскоре стало очевидно, что эта мера не позволяла решить проблему качества.

Ситуацию в экономике усугубила известная кампания по преодолению пьянства и алкоголизма. В реальной жизни антиалкогольные меры не привели к существенному уменьшению пьянства, но положили начало утрате государством монопольного контроля над производством и реализацией винно-водочной продукции. Процветало самогоноварение, появились нелегальные кооперативы по производству этой дефицитной продукции. В ряде регионов оказались вырубленными целые виноградные плантации. Антиалкогольная кампания нанесла серьезный удар по государственному бюджету. В частности, в 1986-1988 гг. государственный бюджет страны лишился 10 млрд. руб. ежегодных поступлений. По тому уровню цен это было практически равнозначно 30 млрд. долл. за три года.

Таким образом, политика, проводимая М. Горбачевым в 1985-1986 гг. свидетельствовала о том, что усилия по "ускорению" авторитарно-мобилизационного общества обречены на неудачу. Предложенные меры не затрагивали изменения основ государственной собственности, плановой системы, командно-административных рычагов воздействия на экономику. Спад производства продолжался. Возможности мобилизационной общественной системы были исчерпаны.

Второй этап реформирования экономики – 1987-1989 гг. – социально-демократический. М. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. В июне 1987 г. на очередном пленуме КПСС была одобрена новая реформа "Перестройка и радикальная, экономическая реформа", подготовленная Л. Абалкиным, П. Буничем и другими известными экономистами. Она соответствовала концепции хозрасчетного социализма и имела цель – переход от административных методов управления к экономическим, к управлению интересами и через интересы.

Реформа предусматривала следующие меры:

1. Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования. В 1987 г. был утвержден Закон о государственном предприятии (объединении). Данный закон предоставлял значительные права как предприятиям, так и трудовым коллективам. Предприятия получили свободу планировать свою деятельность, устанавливать "горизонтальные связи" с другими предприятиями. Кроме того, они получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий. В 1988 г. на территории СССР было создано 43 совместных предприятий и фирм из 17 стран. Правда, большинство производимой продукции, государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.

2. Возрождение частного сектора экономики (путем развития кооперативного движения). В 1988 г. принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Частная деятельность была разрешена более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Уже весной 1991 г. более 7 млн. граждан (5% активного населения) были заняты в кооперативном секторе.

3. На селе признание равенства пяти основных форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов арендаторов (внутрихозяйственная аренда), и наконец, фермерских хозяйств. Курс к многоукладной экономике в аграрном секторе был закреплен весной 1989 г. в решениях правительства и Верховного Совета. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность.

4. Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения. К концу 1988 г. было сокращено около миллиона служащих.

Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монопольно властвующей КПСС властью демократически избранных советов и трансформацию директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социально-демократическим ценностям. О некотором экономическом росте в эти годы свидетельствует статистика. Так, если в 1986 г. произведенный национальный доход в фактически действовавших тогда в стране ценах составил 587,4 млрд. руб., то в 1989 г. – 673,7 млрд. руб. Показатели продукции промышленности составляли соответственно 846,7 млрд. руб. и 928 млрд. руб., а продукции сельского хозяйства – 119,8 млрд. руб. и 128,9 млрд. руб. Если в 1986 г. ввод в действие общей площади жилых домов был равен 119,8 млн. кв.м, то в 1988 г. – 132,3 млн. кв.м.

Однако и этому этапу экономической реформы была уготовлена недолгая жизнь. Новые подходы внедрялись медленно, эффективности производства не происходило, а зарплата стала расти, что увеличивало инфляцию. Затягивалось, крайне необходимое для оптимизации производства, реформирование кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями. Негативно сказались на развитии народного хозяйства три события: авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), снижение цен на нефть на мировом рынке. К концу 80-х годов экономика СССР вступила в затяжной кризис. Росло число убыточных предприятий, падала производственная дисциплина, сократилось производство потребительских товаров, нарастал дефицит продуктов питания и предметов первой необходимости. Весной и летом 1989 г. страну потрясли забастовки шахтеров Кузбасса, Донбасса, Караганды.

Третий этап реформирования экономики – конец 1989-1991 гг. – либерально-радикальный. Группа экономистов во главе с академиком Л. Абалкиным предложила переход к регулируемой рыночной экономике. Данный переход к новым экономическим отношениям представлялся как длительный процесс, в ходе которого государственные рычаги и командные методы будут естественным образом заменяться экономическими механизмами, при этом не будет падать жизненный уровень населения. Модель "регулируемого рынка" предполагала сочетание плана и рынка.

Новая концепция ученых была принята. Новая Правительственная программа "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике" предложена на утверждение председателем Совета Министров СССР Н.И. Рыжковым в июле 1990 г. Верховному Совету СССР. Экономическая программа была одобрена и предполагала поэтапное разгосударствление собственности, учреждения акционерных обществ и банков, развития частного предпринимательства. Начать переход было намечено с 1991 г. Согласно новой программе в период 1991-1995 гг. необходимо было перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В 1990 г. была предложена альтернативная программа форсированного перехода к рынку – "500 дней", составленная академиком С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала:

1. приватизацию экономики как путем бесплатной передачи государственной собственности трудовым коллективам, так и продажи отдельным лицам;

2. либерализацию цен, которая в условиях конкуренции производителей и жесткой финансовой политики, будет ограничивать количество денег в обращении, цены постепенно будут стабилизироваться и начнут снижаться;

3. твердую социальную политику (повышение пенсий, стипендий, индексация доходов).

В чем заключалось принципиальное различие этих программ?

Во-первых, разница в сроках проведения. Программа Г.А. Явлинского предполагала шоковые реформы, тогда как программа Н. Рыжкова была рассчитана на долгий срок и должна была реализовываться постепенно.

Во-вторых, программа Г. Явлинского предполагала демонтаж существующей экономической системы и создание радикально новой – рыночной экономики. Программа Н. Рыжкова все же отталкивалась от существующих порядков и предполагала лишь их постепенное изменение и улучшение.

В-третьих, программа Г. Явлинского целиком и полностью основывалась на идеях западной экономической мысли и попросту не учитывала особенности советской экономики. Программа Н. Рыжкова была менее подвержена западному влиянию и хоть как-то учитывала местные особенности.

Программа С. Шаталина – Г. Явлинского не была принята Верховным Советом СССР. Что касается программы Н. Рыжкова, то она не была принята к реализации, т.к. М.С. Горбачев посчитал, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик (шел распад СССР) и населения, эта программа не пройдет. В ноябре 1990 г. он предложил меры из восьми пунктов по выводу СССР из кризиса. Предлагались административные пути по укреплению дисциплины и порядка на производстве. Но и эти предложения натолкнулись на энергичное сопротивление лидеров республик, увидевших в этом попытку М. Горбачева сохранить собственную власть. С 1989 г. до конца 1991 г. было принято более ста законов и указов, постановлений по экономическим вопросам, но абсолютное большинство из них не работало. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Экономика в 1991 г. находилась в состоянии свободного падения без каких либо надежд на стабилизацию. Падение производства повлекло за собой быстрое снижение жизненного уровня основных масс населения. Интенсивно повысило свои доходы лишь примерно 10% населения. В стране расцветала спекуляция, черный рынок, мафиозные группы захватывали целые сферы в торговле и распределении. В 1990-1991 гг. повсеместно вводилась карточная система. Забастовки рабочих практически охватили все отрасли промышленности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: