double arrow

Россия и мир в ХХI веке 8 страница

В чем причина неудач экономических реформ периода перестройки?

Прежде всего, они не были достаточно радикальными, вполне укладывались в рамки социалистического подхода к народному хозяйству: стремились создать то "регулируемый рынок", то "социалистическое рыночное хозяйство", т.е. соединить рынок и план, капитализм и социализм. Для прогрессивных экономистов становилось очевидным, что ключ к решению экономических проблем – необходимость переделки самого базиса системы.

Реформы встретили сопротивление со стороны населения, 90% которого оказалось за чертой бедности. Сопротивление реформированию экономики выразил партийно-бюрократический аппарат, т.к. реформы представляли угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения.

В период 1988-1991 гг. в стране возникла многопартийность. Различные политические движения, партия проявляли непримиримость своих позиций по актуальным проблемам развития общества, в том числе и по экономическим вопросам.

И, наконец, взрыв межнациональных противоречий, распад СССР положил конец реформам в области экономики.

В области общественно-политической жизни новое руководство определило "генеральную линию на совершенствование развитого социализма". В 1986 г. на XXVII съезде КПСС была принята "Новая редакция" программы КПСС. Главная особенность документа – изъятие положения о строительстве коммунизма в СССР и возможности его построения. Коммунистическая цель превратилась в документе в отдаленную "коммунистическую перспективу". Выдвигалась задача совершенствования социализма. С принятием "Новой редакции" программы КПСС официально началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обществе. На самом съезде раздавалась серьезная критика отдельных сторон реального социализма.

Трудно говорить, была ли у нового Генерального секретаря политическая программа необходимых преобразований, но была очевидной необходимость преодоления многих старых подходов. Прежде всего, он провел кадровые изменения в высшем руководстве страны, чтобы преодолеть инерцию мышления и деятельности.

М. Горбачев провел в период 1985-1987 гг. чистки высших эшалонов власти (партийно-государственное руководство, армия, средства массовой информации), всех "пенсионеров" отправили на пенсию и заменили более молодыми кадрами из регионов. Особенно масштабна была чистка партийного аппарата КПСС. Из Политбюро было удалено 50% человек, из Центрального Комитета партии – 85%, политический аппарат союзных республик обновился от 45 до 70%. Меньшему пересмотру подверглись партийные кадры обкомов и крайкомов КПСС. Именно они будут опорой оппозиции, которая оформиться к 1987 г. в центральных органах страны и будет возглавляться "новым выдвиженцем" М. Горбачева членом Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачевым. По мере ослабления центральной власти (особенно в 1990-1991 г.г.) влияние оппозиции будет усиливаться.

С начала 1987 г. М. Горбачев выдвинул лозунг "гласность" как средство борьбы с недостатками социализма. Политика "гласности" была направлена на оживление и "модернизацию" государственной идеологии, потерявшей всякое доверие граждан и ставшей препятствием для развития страны. Политика "гласности" предполагала смягчение цензуры над средствами массовой информации, ее роль была ограничена неразглашением "государственных тайн".

Одной из ключевых проблем общества стала критика сталинизма. Осуждение сталинизма в эти годы привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения административно-командной системы, а также кризиса, обусловившего необходимость перестройки. В сентябре 1987 г. была создана комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов. На основе работы комиссии 13 августа 1990 г. издан Указ Президента СССР "о восстановлении прав всех жертв политических репрессий в 20-50-х годов".

С 1989 г. перестала быть запретной критика теоретического наследия В.И. Ленина. Именно пресса активизировала отказ от многих исторических и социальных стереотипов, поиск ориентиров будущего развития страны.

80-е годы ознаменовались новыми веяниями в духовной жизни. Началась реорганизация творческих союзов. Произошла смена прежнего "рекомендованного" партийными инстанциями руководства, было осуждено подавление в прежние времена творчества представителей новаторского направления. На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, "круглые столы". Общество стало размышлять о своей истории, насущных проблемах, искать дальнейшие пути развития. Началась реабилитация первой волны русской эмиграции (Н. Гумилев, Г. Иванов, В. Набоков), увеличился выход в свет ранее запрещенных изданий ("Реквием" А.А Ахматовой, "Доктор Живаго" Б. Пастернака и др.), был снят запрет с творчества представителей "третьей волны" эмиграции, покинувших страну в 70-е г.г. (И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, А. Солженицын и др.).

Были опубликованы работы и мемуары политических деятелей, репрессированных И. Сталиным партийных лидеров коммунистической партии: Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникого, и др. представителей либеральной иннтелигенции – П. Милюкова, П. Струве; лидеров белого движения – А. Деникина, П. Врангеля.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и "улучшения" социалистического строя стала превращаться в инструменты его разрушения. В обществе возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса и прежде всего в высших эшелонах власти. Расхождения начались по поводу так называемых "белых пятен" в советской истории. 13 марта 1988 г. газета "Советская Россия" поместила статью ленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами". Статья была напечатана по указанию члена Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачева. Суть публикации была в открытой защите И. Сталина. Автор статьи обвиняла "некие слои" интеллигенции, которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическую концепцию "гласности", чтобы подвергнуть полному пересмотру истории коммунистической партии и советского общества. 5 апреля 1988 г. в газете "Правда" была опубликована ответная статья члена ЦК КПСС Н. Яковлева по "опровержению" положений, выдвинутых Н. Андреевой. Автор подчеркнул, что защита сталинизма и его методов – это реакционная оппозиция перестройке.

Итак, политика гласности предполагала лишь ограниченные политические изменения в рамках существующей системы однако даже эти изменения способствовали появлению различных политических сил, носителей альтернативных вариантов общественных преобразований: демократов, стремившихся к радикальным изменениям в обществе; "осторожных реформаторов"; и консервативных сил, открытых противников реформ.

М.С. Горбачев, занимая позицию "осторожных реформаторов" (центристская линия), в июне 1988 г на XIX Всесоюзной партийной конференции предложил новые принципы дальнейшей демократизации общества на базе "гуманного демократического социализма". Цель – подлинное народовластие. Это означало:

формирование гражданского общества, в котором не человек существует ради государства, а государство – ради человека;

упрочнение правового государства, в котором исключается диктатура какого-либо государства, партии, группировки;

воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

признания принципа разделения властей в государстве.

Новой здесь стала идея замены идеологизированного полутоталитарного государства, построенного И. Сталиным, на правовое государство. Соответственно, предполагалось восстановить подлинную власть Советов, как представительных органов власти, проводить выборы на альтернативной основе. 1 декабря 1988 г. были приняты законы об изменениях и дополнения к Конституции СССР и выборах народных депутатов. Менялись порядки формирование органов государственной власти. В практику вводились выборность депутатов по многомандатному принципу. Создавалась новая система власти, а вместе с ней и частичное ограничение монопольной власти, которая до сих пор фактически была сосредоточена в руках партийных органов. Начиналось реальное перераспределение власти.

С мая 1989 г. высшим органом власти в СССР стал Съезд народных депутатов. Съезд избирал из своего состава Верховный Совет как постояннодействующий законодательный орган. Он состоял из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей. Создание постоянно Верховного Совета страны было одним из главных изменений во всей политической реформе. Была пересмотрена доктрина, согласно которой прежние депутаты выполняли свои обязанности без отрыва от производства. Теперь депутаты Верховного Совета СССР становились на период их полномочий профессиональными политиками. Вслед за Верховным Советом СССР подобные органы верховной власти были образованы в республиках. Так создавались органы власти, постепенно превращавшиеся в конкурента партийному аппарату.

В формировании новой системы власти встал вопрос об отделении КПСС от государства. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящих и направляющий роли КПСС. КПСС была отделена от государственных структур, по сути, был подорван стержень советской государственности. После этого возникла идея введения института президенства СССР. Такой пост был учрежден и на этом же III съезде Советов Народных депутатов, его занял М.С. Горбачев. Однако, избрание Президента произошло не народом по средствам выборов, а депутатами съезда, это в последствии сказалось на доверии к М. Горбачеву и его легитимности. При Президенте были созданы совещательные органы: Совет Федерации СССР и Президентский Совет СССР. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. Был введен так же пост вице-президента СССР. Вице-президентом был назначен Г.И. Янаев.

В феврале 1991 г. Совет Министров СССР – исполнительный орган страны – был переименован в Кабинет Министров. Новый орган был подотчетом Президенту. Первым премьер-министром кабинета стал В.С. Павлов.

Актуальной задачей политической реформы был переход к правовому государству. В связи с этим Верховным Советом СССР и Президентом страны в период 1988-1990 г.г. приняты ряд законов и указов. Среди наиболее важных были: закон "о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации"; постановление "о периодических переаттестациях специалистов"; закон "о прессе и средствах массовой информации"; закон "об общественных организациях"; закон "о въезде и выезде из СССР"; закон "о Свободе совести". Был начат пересмотр основ уголовного законодательства (в частности, отмена статьи об "антисоветской пропаганде" и т.п.). В 1987 г. была создана Комиссия по правам человека. Теперь гражданин СССР был защищен законом от произвольного ареста, ему гарантировалась неприкосновенность жилища и частной корреспонденции, свобода слова и печати.

Политика гласности, политическая реформа создали основу для углубления поляризации общества и складывания многопартийности. В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз (численность 2 тыс. человек, лидер – В. Новодворская). С апреля 1988 г. возникли первые массовые политические организации – Народные фронты: Эстонии (60 тыс.), Латвии (115 тыс.), Литвы (Саюдис) – 180 тыс. и других республик. В июне 1989 г. в Ленинграде был создан Объединенный Фронт Трудящихся (ОФТ), на базе которого в январе 1990 г. была создана РКП – лидеры И. Полозков, Т. Зюганов.

1989 г. стал для СССР годом массового появления партий. При всем многообразии возникших организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались "демократы" и "коммунисты". К демократическому сектору партий относились: "Либерально-Демократическая" (1989 г.) – лидер В. Жириновский, наиболее крупные партии "Демократическая партия России" (1990 г.) – 500 тыс. человек, лидер Н. Травкин, "Республиканская партия Российской Федерации" (1990 г.) – 30 тыс., лидер В. Лысенко, и далее Социал-демократическая, Конституционно-демократическая и другие. Программы этих партий строились на базе либерализма. Популярными стали лозунги деидеологизации, десоветизации, реальной многопартийности, построения общества на принципах свободы, законности и демократии. В области экономики предлагались денационализация (приватизация), разгосударствление собственности, переход к рыночной экономике.

Политический плюрализм затронул и КПСС, где выделилось целых 5 направлений. М. Горбачев и его сторонники ратовали за "обновление социализма", призывали к реформированию общественной собственности, развитию коллективистских форм общественных отношений и самоуправления. М. Горбачев и "осторожные реформаторы" защищали главные основы общества: социализм, демократия, гласность, наличие Коммунистической партии, как генератора идей и организующей силы. Партийный аппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. Они хотели преобразовать КПСС в партию парламентского типа, провести департизацию государственных учреждений и предприятий.

Противоположная платформа КПСС – большевистская – объединила крайних сталинистов. Они утверждали, что перестройка – это "контрреволюционный кризис", который явился результатом "оппортунистической, перерожденческой, буржуазно-реставраторской" политики группировки Горбачева и его сторонников. Эта часть коммунистов была немногочисленной и обращена в прошлое, идеализировала его.

XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г.) положил начало заключительному этапу в существовании КПСС. М. Горбачев предложил трансформировать КПСС в социал-демократическую партию и предложил новую программу "К гуманному и демократическому социализму". Однако эта программа не устроила никого. Часть демократически настроенных делегатов съезда во главе с Б.Н. Ельциным предложили переименовать ее как партию демократического социализма, допустить свободу фракций, провести в стране глубокие либеральные реформы. Все это было также отклонено. Начался массовый выход коммунистов из КПСС. С июля 1990 по июль 1991 года из рядов КПСС вышло более 4 млн. человек. Со второй половины 1990 г. КПСС как единая организация существовала лишь по инерции, поскольку сохранялся партийный аппарат на всех уровнях, в руках которого по-прежнему находилась реальная власть. Ситуация в стране стала неуправляемой для коммунистического руководства. Ощутимой стала угроза распада огромного многонационального государства – СССР.

Таким образом, демократизация общества в период 1985-1991 года не была завершена. Достаточной воли и последовательности Горбачевым не было проявлено в политическом реформировании общества. Многие его действия и высказывания отличались противоречивостью. С одной стороны, он инициировал процесс возрождения полновластия Советов, но с другой – пытался сохранить реальный контроль КПСС над этим процессом. В частности, даже весной 1989 г. Горбачев продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к "политическим спекуляциям". Тогда он говорил, что нам "кое-кто стал подбрасывать через прессу всякого рода абстрактные построения, в том числе о многопартийности". Этот подход, противоречивший самой логике эволюционного реформирования, насаждался и на региональном уровне, формируя негативное общественное мнение по отношению возможности "улучшения", "совершенствования" социализма. Эрозия прежних идеологических и нравственных ценностей, на которых воспитывались поколения советских людей, была равнозначна для многих духовной драме. С 1990 г. социологи засвидетельствовали, с одной стороны, растущую популярность в обществе новых идейных и духовных ценностей, отождествляющихся в прежние годы с понятием "буржуазные", а с другой – нарастание пессимизма, политической апатии, неуверенности людей в завтрашнем дне (во многом это было вызвано и ухудшением экономического положения).

В этих условиях топчущийся на месте М. Горбачев, связанный "социалистическим выбором" и недоверием к "демократам" терял свой авторитет и поддержку "слева" и "справа". Если в декабре 1989 г. деятельность М. Горбачева поддерживали 52% участников социалистического опроса, то в октябре 1990 г. их было лишь 21%. На IV съезде народных депутатов (декабрь 1990 г.) Н. Рыжков, премьер-министр, заявил о том, что перестройка в том виде, в котором она замышлялась в 1985 г., потерпела поражение.

1990-й год – это рубеж в истории СССР. Назревал национальный кризис. Начатая М. Горбачевым "революция сверху" – перестройка – к этому времени исчерпала себя и была перехвачена "революцией снизу", демократические лидеры которой взяли курс на смену социально-экономической и политической систем общества, его государственного строя. Но обострение кризиса государственной власти на местах началось в середине 80-х годов. В союзных республиках крепло стремление к государственному суверенитету. На это были свои причины. Ослабление влияния центра, пробуждение национального самосознания, трудности социально-экономического характера, обострение давних спорных проблем, ранее силой загонявшихся внутрь, а теперь ставших предметом открытых дискуссий – все это привело к межнациональным конфликтам в разных частях страны. Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, межэтнические столкновения в Узбекистане, Грузии, Молдавии, требования о восстановлении автономии крымских татар и немцев Поволжья – с этим клубком тяжелейших проблем реформаторы справиться не смогли. Борьба за национальную независимость приобрела разные формы. С 1986-1990 г.г. по всем союзным республикам прошли межнациональные вооруженные конфликты. М. Горбачеву не хватало политической воли в решении этих проблем. Многие виновные в погромах и преступлениях оставались безнаказанными, не проводилась активная работа по разоружению тогда еще малочисленных незаконных вооруженных формирований, в результате такие формирования вскоре появились в различных регионах бывшего СССР.

С самого начала перестройки у М. Горбачева не было сколько-нибудь продуманной национальной политики. Ни в одной "горячей точке" не было продемонстрировано умение выбирать оптимальное решение, не был создан демократический механизм разрешения этнических конфликтов. Новые органы власти в республиках, сформированные в итоге выборов весной и осенью 1990 г., взяли более решительный курс на обеспечение суверенитета. Центральная власть выбрала курс на умиротворение сепаратистов. В 1987 г. М.С. Горбачев подчеркнул, что поскольку в стране развивается демократия и растет национальное сознание, нужно быстро и своевременно решить определенные вопросы и удовлетворить интересы всего общества, в том числе с национальной точки зрения.

Какова была программа действий новых органов власти в союзных республиках?

В основе движения за национальную независимость лежали требования приоритета для коренного населения, введения государственных языков, вытеснение русскоязычного населения. Интеллигенция прибалтов открыто стала заявлять о том, что империя, которой являлся СССР, должна быть разрушена. Угроза распада союзного государства приобрела осязаемые черты. Становилось очевидным, что инициаторы перестройки не учли такой мощный энергетический фактор, как национальный вопрос.

Зревшие в обществе сепаратистские настроения не могли миновать и Россию. Русских начинали вытеснять из национальных республик, обвиняя их в имперских амбициях, неэквивалентном обмене. На самом деле ни одна республика не зависела так от центральных органов СССР, как Российская. На ее территории располагалось 72% предприятий союзного подчинения и 27% республиканского. Россия в обмене с другими республиками недополучала ежегодно национального дохода на 10 млрд. рублей. Сумма доходов, направляемых Россией в союзный бюджет, намного превышала расходы на экономические и социальные нужды республики. 37 городов России из-за экологической обстановки были определены как критические для жизни населения.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. М. Горбачев предложил подготовить новый союзный договор представителями всех республик. 24 мая 1991 г. в поселке Ново-Огарево под Москвой проект договора был готов. Согласно этому документу, входящие в новый союз, получали значительно больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции, прежде всего принятие новых законодательных акций, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования. Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик.

Подчеркивалось, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно. Предполагалась идея свободного выхода из состава Союза. Договор должен был закрепить собственность республик на землю, недра, воды. Вместе с тем, предполагалось, что полноправными субъектами союза станут и автономные республики РСФСР. Таким образом, новый союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик и способствовал более мирному и главному "разводу" республик СССР.

По существу Ново-Огареве проект договора закладывал принцип конфедерации в основу создания нового союзного государства. Подписание проекта, принятого в Ново-Огареве, было назначено на 20 августа 1991 года. Президент Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форосе (Крым). Во время отдыха М. Горбачева в Крыму, консервативные противники перестройки составили заговор, в который вошли: вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Яздов, глава КГБ В. Крючков, глава МВД Б. Пуго и другие. 19 августа 1991 г. они создали новый орган власти – Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), объявив об отстранении М. Горбачева от власти, по состоянию здоровья. ГКЧП своими постановлениями объявил о приостановлении деятельности политических и общественных организаций, о расформировании новых структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Белый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы. Сразу же за поражением путча практически во всех крупных городах страны прошли массовые манифестации, направленные против КПСС. По указанию президента РСФСР Б. Ельцина с 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура на территории РСФСР. 5 сентября 1991 г. съезд народных депутатов СССР заявил о самороспуске. Таким образом, новая государственная структура власти СССР перестала существовать. В период с сентября по декабрь 1991 г. оставался пост президента СССР (М. Горбачев) и Государственный Совет СССР.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. В сентябре 1991 г. все союзные республики заявили о своем полном суверенитете и независимости. Высшими органами власти суверенных государств стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше концентрировалась в руках республиканских президентов.

Все попытки Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора потерпели неудачу: время было упущено, влияние центральных органов власти оказались утраченным. Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 года. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии, являвшихся государственными учредителями СССР, констатировали:

1. О прекращении действия союзного Договора 1922 г. Союз ССР как "субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование".

2. Одновременно было объявлено об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 г. представители 11 независимых государств (без Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии) собрались в Алма-Ате и приняли декларацию, в которой было заявлено, что с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. М. Горбачев сложил полномочия президента СССР.

Каковы причины распада СССР? Эта проблема в исторической науке остается дискуссионной.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. В 1991 г. для распада коммунистической "империи" оказались благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении "союзных" государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, но имело в своей основе именно его; республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы – Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т.д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, которым подчинялись все остальные структуры государства, исчез политический институт, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и Президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам.

Мина замедленного действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчезли скрепляющие каркас:

1. безраздельная власть коммунистической идеологии с ее "пролетарским", "советским" интернационализмом, и несущая конструкция этой идеологии

2. властные структуры в лице Коммунистической партии.

Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленные мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической ситуации рубежа 80-90-х годов оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации – все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось влиятельных сил, заинтересованных и способных сохранить Союз ССР. К тому же эти силы и сама идея были дискредитированы провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х г.г., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит – как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те, и другие использовали лозунг национальной независимости, одни – чтобы получить власть, другие – чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институтов, в том числе съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), Президента СССР, были заинтересованы и соответствующие республиканские структуры.

На I съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России (Суверенитет – т.е. независимость государства от других государств во внешних делах и верховенство во внутренних делах). Это событие стало вехой в обновлении российской государственности и становлении ее институтов власти и правления, независимых от структур Союза ССР. В Декларации заявлялось, что РСФСР должна "создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: