Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г
Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II 17 октября 1905 г. под давлением нарастающего народного волнения: всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний в Москве и во многих других городах. Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.
Манифест стал первым либерально настроенным законодательным актом царской России. Основные положения Манифеста:
1) закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов;
2) привлечение к выборам широких слоев населения;
3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.
В этих условиях российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но стремилась не допустить дальнейшего развития революции.
Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов. Они первоначально представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.
Принципы организации и деятельности Советов:
1) представительный характер Советов;
2) демократические выборы путем тайного или открытого голосования;
3) в них могли входить женщины;
4) в их составе формировались исполнительные комитеты (президиумы) и комиссии по отдельным вопросам;
5) отчетность депутатов перед избирателями;
6) возможность замены депутатов, не оправдавших доверия избирателей;
7) работа Советов согласно наказам избирателей;
8) широкое привлечение рабочих к заседаниям Советов.
В 1905–1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистски настроенными, поэтому они стали заточными органами новой революционной власти.
Советы имели право применять меры революционно-демократического характера: формировать боевые дружины, рабочую милицию, открывали и захватывали типографии, имели собственные печатные издания, распространяли революционные идеи, тем самым вводя фактическую свободу печати.
Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате.
Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г. Они являлись актом самодержавия, на который решился Николай II уже после подавления наиболее крупных восстаний. Эти законы могли быть изменены только императором.
Содержание Основных законов:
1) верховная самодержавная власть принадлежит только всероссийскому императору;
2) власть управления принадлежит также императору;
3) законодательная – совместно императору, Думе и Совету; исключительная компетенция императора в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам – Министерству двора, государственных займов.
Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и принял закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и др.
Население в России по-прежнему делилось на сословия: дворянство; духовенство; городские обыватели (среди них выделялась группа почетных граждан); сельские обыватели.
Сохранялись сословные привилегии, например, духовенства и дворянства.
До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в которых были сформулированы принципы бессословности суда, отмены системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении».
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Помимо этого, в это же время было введено разделение судов на общие и специальные. Существовал также и низший мировой суд.
Существовали мировые округа, которые делились на участки. Для участков на земском собрании выбирался мировой судья, добавочные и «почетные» мировые судьи (учитывая весьма высокий имущественный ценз).
Мировой суд становился первой инстанцией по уголовным и гражданским делам. Принимали решения по делам, принадлежавшим их участкам. Он имел право налагать штрафы до 300 руб., рассматривать иски до 500 руб. Дела рассматривались по принципам гласности, бессословности и выборности суда.
Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.
Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела о «преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений, совершенных на закрепленных за ними участках.
Апелляции подавались в уездный съезд мировых судей, который заседал два раза в год по нескольку дней. Надо было подать апелляцию именно в этот срок. Обжаловать решение съезда можно было только в высшей инстанции (в кассационном порядке).
Институт суда присяжных был введен только в окружных судах. Апелляция на решения присяжных была разрешена только в кассационном порядке и только в судебную палату.
Высшая судебная инстанция – Сенат (департаменты и особые присутствия). Особые присутствия создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел.
Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).
По общему мнению, судебная реформа 1864 г. была наиболее целостной из всей серии «Великих Реформ», началом которых явилась отмена крепостного права в России. Введение в стране по-настоящему цивилизованной судебной системы не могло не оказать благотворного влияния на развитие российского общества в целом. Эта реформа заложила предпосылки к дальнейшей (возможной) демократизации русского общества.