Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.

Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась следующими признаками:

1) немногочисленностью (в 1923 г. состав Красной армии насчитывал 600 тыс. человек, составляющих 46 территориальных и 31 кадровую дивизию) и преобладанием доли коммунистов в армии;

2) формирование Красной армии по смешанной системе, в ее составе создавались территориально-милиционные и кадровые части.

Причины реформы Красной армии в 1939 г.:

1) обострение международной обстановки;

2) увеличение сложности военной техники, находившейся на вооружении Красной армии;

3) сокращение численности Красной армии в результате массовых репрессий в 1937–1938 гг.

Основным результатом реформ стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Реформирование затронуло организационную структуру Вооруженных сил СССР. Местный военный аппарат включал в себя:

1) военные советы (они возглавляли военные округа, число которых значительно возросло);

2) военные комиссариаты (их система также стала более обширной; военные комиссариаты формировались в автономных республиках, областях и городах, тем самым обеспечивался наилучший учет военнообязанных и облегчался призыв в армию).

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу – до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью.

С началом Великой Отечественной войны Указом ПВС СССР «О военном положении» было разрешено введение военного положения в отдельных местностях или по всей территории СССР в интересах обороны государства, для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. На таких территориях власть переходила в руки военных советов фронтов, армий, военных округов, либо – высшему командованию войсковых соединений.

В случае введения военного положения все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности рассматривались военными трибуналами. Военные трибуналы могли рассматривать по поручению местных властей дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях. Военные трибуналы рассматривали дела по положению «О военных трибуналах в районах военных действий». Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и пересмотру в порядке надзора.

30 июня 1941 г. был сформирован высший орган государственной власти в период Великой Отечественной войны – Государственный Комитет Обороны (ГКО), в который вошли ПВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г

Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:

1) народные суды стали выборными;

2) суды стали более независимыми, по Положению о дисциплинарной ответственности судей от 1948 г. дисциплинарные взыскания на судей налагались коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и верховных судах республик СССР, теперь их деятельность не была подконтрольна управлению юстиции.

Эти новые демократические принципы были официально закреплены в декабре 1958 г. в Основах законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.

Нововведения в системе судов по Основам:

1) вместо участковой системы народных судов появились единые районные, городские суды;

2) вырос срок полномочий судей до 5 лет;

3) в верховных судах республик формировались пленумы и президиумы;

4) помимо подотчетности судов, перед вышестоящими судами, народные суды должны были отчитываться перед избирателями.

Демократические принципы судоустройства по Основам:

1) осуществление правосудия только судом;

2) равенства всех граждан перед законом и судом;

3) коллегиальность рассмотрения дел в суде;

4) независимость судей и их подчинение только закону;

5) гласность судебного разбирательства;

6) право обвиняемого на защиту и т. д.

В уголовном судопроизводстве защита получила право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а не только в момент судебного рассмотрения дела. По уголовным делам в отношении несовершеннолетних защита принимала участие в процессе с момента предъявления обвинения.

Нововведения в уголовном процессе:

1) отменены чрезвычайные процедуры военного времени;

2) повысился возраст привлечения к уголовной ответственности (с 14 до 16 лет, за исключением наиболее тяжких преступлений: разбой, изнасилование и др.);

3) наказание применялось только по приговору суда.

Прокуратура и следствие по Основам 1958 г.: в компетенцию прокуратуры входило расследование уголовных дел, контроль и направление деятельности (их указания носили обязательный характер) органам дознания, прокурорский надзор за законностью.

Принципы прокурорского надзора:

1) единообразие законности;

2) иерархическая подчиненность органов прокуратуры генеральному прокурору.

Основные задачи и функции прокуратуры в области прокурорского надзора:

1) общий надзор;

2) надзор за дознанием и следствием;

3) надзор за законностью судебных решений;

4) надзор за учреждениями, исполняющими уголовное наказание.

Органы госбезопасности занимались расследованием особо опасных государственных преступлений.

В результате реформирования судебно-следственной системы в 1960-х гг. функции МВД СССР были переданы МВД союзных республик, а позднее (в 1962 г.) правоохранительные органы были переименованы в Министерство охраны общественного порядка. Эти органы были подконтрольны союзно-республиканскому Министерству охраны общественного порядка СССР. С марта 1959 г. постановлением правительства в помощь этим органам были переданы добровольные народные дружины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: