Правила спора

Реакция оппонента на уловки в споре

Исследователи разрабатывают специальные методики защиты от некорректных приемов ведения спора. Например, если оппонент переводит обсуждение спорной проблемы на другую, не менее важную тему, то рекомендуют сначала согласиться с тем, что новая тема, безусловно, заслуживает внимания, а затем предложить вернуться к прежней. Мелкие уколы со стороны оппонента целесообразно игнорировать, а при явных оскорблениях необходимо на время прервать спор.

Полезные методические указания по разрешению сложных ситуаций при принятии управленческих решений содержатся в книге Отто Эрнста «Слово предоставлено Вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров». Автор описывает действия партнера во время спора и возможные реакции на эти действия. Приведем эту таблицу полностью.

Действия партнера во время спора Возможная реакция оппонента на действия партнера за счет постановки вопросов
· голословные утверждения · отклонение решения («все равно не получится» · обвинение в иллюзиях («чи­стая теория») · непродуктивные вопросы (например, об организаци­онных деталях при обсужде­нии стратегических вопросов) · упрощение проблемы («пой­дет своим чередом») · усложнение проблемы (эк­стремальный метод «да, но» — постоянная позиция) · выдвижение требований (по численности трудящихся, финансовым, материальным средствам) · рутина («всегда так поступали, и все обходилось») · многословие («много воды — мало аргументов») · уход от смысла (высокопар­ные слова, сложные непо­нятные конструкции пред­ложений) · односторонний подход (например, излишнее теоретизи­рование при необходимости обсуждения практических аспектов) · ошибка при обобщении (отдельное, общее явление) · недостаток критериев при оценке (самонадеянные суж­дения) · произвольность сравнений (количество, качество) какие аргументы можно привести? какое другое решение возмож­но? какие реальные цели (средства, пути решения) возможны? как это связано с обсуждаемой проблемой? какие противоречия, препят­ствия могут при этом возник­нуть? как можно решить задачу? как удовлетворить эти требова­ния? какая разница в эффективности (новое, старое)? каков смысл вашего высказыва­ния? требование (прямое) говорить ясно в чем заключается практическая ценность сказанного? прямые вопросы: не касается ли это частного случая, явления, возможности? на основе каких критериев сде­лана оценка? не нужен ли здесь дифференци­рованный подход?

Существует немало приемов и правил ведения спора, которые успешно применяют в своей речевой практике опыт­ные ораторы, полезно проанализировать некоторые из них.

1. Не доказывайте очевидного. Слушатель ждет от говорящего чего-то нового, незнакомого. Чем меньше он находит такого, тем скорее теряет инте­рес к изложению содержания. Особая опасность возникает, когда слушатель не ощущает нового со­держания, запрятанного в известных словосочета­ниях.

2. Сначала должны быть приве­дены спорные доводы, не столь категоричные, но все же убедительные, а в заключение — произ­носится окончательный веский неоспоримый довод.

3. Избегайте ненадежных доводов. Только самые убедительные доказательства должны входить в речь. Важно качество, а не количество. Не следует опасаться, что речь покажется слабой от малого числа доказательств. Чтобы не ошибаться, не нужно позволять себе ненадежных аргументов. Каждый слабый довод, привлекая внимание, под­рывает доверие ко всем другим.

4. В ходе доказательства не упускайте из виду глав­ной мысли, наоборот, используйте любой случай, чтобы напомнить о ней.

5. Веские аргументы приводите порознь, развивая каждый в отдельности. Если они слабы, то их сле­дует собрать вместе и использовать как один аргу­мент.

6. Как можно чаще подкрепляйте одно доказательст­во другим.

7. Не объясняйте того, в чем сами не вполне увере­ны. Не произносите своих сомнений вслух, т.к. они разрушают всю систему доказательств.

В ходе доказательства могут возникнуть возраже­ния, которые можно нейтрализовать, используя сле­дующие приемы:

- разделите обобщенные доводы оппонента;

- не показывайте особой старательности, возра­жая оппоненту. Настойчивое возражение может при­дать вес оппоненту в представлении слушателей;

- не оставляйте без возражения сильных дово­дов противника. Но, возражая на них, не следует развивать их или повторять те соображения, которы­ми эти доводы подкрепляются. Повторяя возражения конспективно, мы усиливаем впечатления от них. Затем экспромтом переходим к их опровержению. Оно, как правило, не подготовлено, страдает много­словием. Мы не успеваем развить свои доводы до конца, хватаемся за первые пришедшие в голову со­ображения и упускаем из виду более важные, излага­ем мысли в неясной, неудачной форме;

- не доказывайте, когда можно отрицать;

- отвечайте фактами на слова;

- не спорьте против несомненных доказательств и верных мыслей;

- не опровергайте невероятного.

В устных выступлениях часто применяются дема­гогические приемы, которых следует избегать:

· подмена дела высокими словами и призы­вами;

· слишком частое объяснение трудностей сегод­няшнего дня наследием прошлого;

· клятвенные заверения от имени всех;

· ложный пафос;

· использование большого количества цифр, не­вероятных фактов без их анализа и сопоставления;

· наклеивание ярлыков;

· перекладывание вины на других;

· оскорбления, слезы, крик, вместо спокойного обсуждения проблемы.

В книге профессора С.И.Поварнина «Искусство спора» изложены некоторые правила ведения спора:

1. «… первая обязанность и, во всяком случае, одно из важнейших свойств хорошего спорщика – уметь их (доводы противника) выслушать, точно понять и оценить. Против этого грешит большинство спорщиков. Но само собой ясно, что кто не умеет слушать противника и понимать его ясно и полно, то не может никогда ни охватить спора, ни владеть спором. Уменье слушать – уменье трудное, но нечего себя обольщать: без него – хороший спорщик немыслим. Это первое и одно из неизбежных умений спорить. Это фундамент искусства спора. Без него никакие способности и знания не дадут настоящего мастера спора.

2. Второе важное условие настоящего, хорошего и честного спора – уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни.

3. Большое, нередко огромное значение в споре имеет манера спорить.

Джентельменский спор – это самая высокая форма спора. В таком споре никаких непозволительных уловок не допускается.

Хамский спор прежде всего отличается открытым неуважением или пренебрежением к мнениям противника.

Чрезвычайно важно, спорим ли мы спокойно, хладнокровно, или возбуждённо, взволнованно, яростно. При условиях, приблизительно равных, всегда и неизменно одолевает более хладнокровный спорщик.

Памятка участнику диспута.

(по В.Т.Лисовскому)

1. Прежде, чем вы будете спорить, подумайте, о чём вы будете говорить.

2. Спорьте честно и искренне, не искажайте мыслей и слов товарищей.

3. Начиная спорить, ясно и чётко выскажите положения, которые будете защищать, доказывать. Эти тезисы должны оставаться неизменными на протяжении всего спора.

4. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

5. Доказывая и опровергая, говорите ясно, просто, отчётливо, точно. Старайтесь говорить своими словами.

6. Если доказано ошибочность Вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

7. Заканчивая своё выступление, подведите итог, сформулируйте выводы.

Можно также использовать шутливые правила, которые рекомендовал народный артист СССР Н.П.Акимов:

1. Не бойся выступить первым. Если у тебя есть, что поведать человечеству, тем скорее оно это узнает. Если абсолютно нечего сказать, старайся попасть в число ораторов, которые за поздним временем слова не получают.

2. Обстреливая своих противников, не прячься за памятники знаменитых людей. Их не для того ставили.

3. Говоря от лица своего коллектива, помни, что коллективная нескромность ничуть не лучше единоличной.

4. Никогда не говори, начиная свою речь: «Товарищи, я очень волнуюсь». Если твоё волнение поможет тебе выступить с блеском, не надо раскрывать заранее секрет успеха. Если оно, наоборот, помешает, тут уж ничем не поможешь.

5. Подбирая умные цитаты для выступления, следи за тем, чтобы твои собственные мысли не звучали слишком большим контрастом к ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: