double arrow

Булыжник разбивает без труда


Бесценную жемчужину, бывает,

И даже побеждает иногда.

Глупец с ученым в спор вступает

Поведение полемистов во многом определяется их ин­дивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера.

На поведение полемистов в определенной мере влияют также национальные обычаи и культурные традиции народа, страны.

Например, церемониальность, правила речевого обще­ния не позволяют японцам спорить горячо. Это считается неблагопристойным и грубым.

Д. Я. Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» отмечает, что понимаемая по-японски вежливость за­ставляет избегать ясных, хорошо аргументированных заявле­ний. Вместо них японец пускает в ход прежде всего взгляды. Помимо взглядов, почувствовать настроение собеседника, выяснить его позицию, но не передать ему свои мысли японцу помогают обрывки фраз, жесты, косвенные дву­смысленные высказывания. Способность дознаться посред­ством такой беседы о чужих намерениях, чтобы подладиться к ним или, наоборот, им противостоять, не уронив при этом достоинства противоположной стороны, считается у япон­цев важным качеством. Поэтому Японию называют стра­ной, где люди не спорят. Японский физик X. Юкава счита­ет, что быть полемистом — не для японца, потому что жаркие споры западного образца не в их обычаях. Слиш­ком горячий спор может привести к ссоре, нечаянно оби­деть собеседника, и естественно, что японцы таких споров избегают. На Западе этих проблем не возникает, наоборот, постоянные споры там сближают людей, делают их друзь­ями, там культивируется давняя традиция полемики — сво­его рода искусства, которому надо учиться. Полемистом в Японии быть трудно.




Своими наблюдениями о поведении японцев и англичан в споре, их манере высказывать свою точку зрения делится и публицист В. В. Овчинников в книге «Сакура и дуб». На­пример, он рассказывает, как японцы уходят от возникаю­щих споров. Примечательно, что на всех уровнях они стре­мятся избегать категорических суждений, стараются не произносить слов «да», «нет», «за», «против». Как правило, участники дискуссии не излагают сразу целиком свое мне­ние и уж тем более не предлагают что-либо конкретное. Обычно они вначале высказывают небольшую, наиболее бесспорную часть того, что думают по данному вопросу. Они как бы делают осторожный шаг вперед и тут же огля­дываются на остальных.

Японцы, какой бы пост они ни занимали, остерегаются противопоставлять себя другим, боятся оказаться в изоля­ции, стараются не довести дело до открытого столкновения противоположных взглядов.

Дискуссии у них длятся долго, так как каждый участник излагает шаг за шагом свою позицию, по ходу видоизменяя ее с учетом высказываний других. Цель дебатов состоит в том, чтобы выявить различия во мнениях и постепенно привести всех к общему согласию.



Англичанам, как и японцам, тоже присуща склонность избегать категорических суждений или отрицаний. Слова «да» и «нет» и они стараются выражать иносказательно, словно это какие-то непристойные понятия. Достоинством англичан считается их уравновешенный, уживчивый харак­тер. В повседневном быту они умело избегают болезненных столкновений, приноравливаются и приспосабливаются друг к другу, проявляя взаимную предусмотрительность, сдержанность и терпимость. Они способны сохранять само­обладание в споре, оставаться объективными и к себе, и к другим, признавая, что, поскольку любая истина имеет много сторон, о ней могут быть различные суждения.

Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является свидетелемих победыили поражения.Поэтому в присутствии одних они ведут себя сдержанно, корректно, с другими они раскованы и свободны, на тре­тьих просто не обращают внимания. Нередко поведение спорщиков меняется в зависимости от реакции присутству­ющих.

Безусловно, полемисту необходимо соизмерять свои способности, возможности с объектом нападения, с силами противника. Важно, чтобы во время спора была создана такая обстановка, которая не позволяла бы отдельным спорщикам вести себя высокомерно, с апломбом, а то и нахально. Хорошо, когда в споре участвуют люди, присут­ствие которых может сдержать слишком горячих, а порой и недобросовестных спорщиков.



Итак, во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Попытайтесь понять мотивы его дей­ствий и высказываний, учитывайте индивидуальные осо­бенности его характера, манеру спорить.

Подбирайте убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента.

Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают самые разные ситуации. Полемист логи­чески правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается ими. Напротив, убеждают иног­да рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах, вере в авторитеты и т. д. Большое влияние ока­зывают красноречие полемиста, пафос его речи, уверен­ность в голосе, внушительная внешность и т. п. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убе­дить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако полемисту следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительной речи — ее до­казательность.

Полемисту не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают доводы сильные ислабые. Довод, против которого легко найти воз­ражение, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Ко­нечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит полемист. Чтобы добиться своей цели, полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы,и приводить аргумен­ты с учетом индивидуальных особенностей оппонента.

Подбирая те или иные доводы, нужно позаботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Если оратор в своем выступлении затронет какие-либо чувства — чувство долга и чести, чувство ответ­ственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его речь больше воздействует на слушателей, лучше за­поминается. Почему это происходит? Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмо­циональное состояние слушателя, его субъективное отно­шение к предмету речи.

Вспомните, как играет на честолюбивых чувствах васюкинцев Остап Бендер, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью». Остап, чувствуя прилив новых сил, говорил:

«— Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира.

—Всего мира!!! — застонали оглушенные васюкинцы.

—Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, Превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»

Как подходит к этой ситуации утверждение Гельвеция: «Бывают люди, которых нужно ошеломить для того, чтобы убедить».

Подобрать сильные и убедительные доводы — дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета спора, от общей эрудиции полемиста, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации, вла­дения логическими операциями доказательства и опровер­жения. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.







Сейчас читают про: