double arrow

Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике)


Классификация вопросов

Наиболее распространенными являются классификация вопросов по следующим основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

Не являясь ни утверждением, ни отрицанием, вопрос опирается на определенное базисное знание. Если базисом, предпосылками являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными, или корректными. Неправильно поставленными, или некорректными, называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения. Например, вопрос «Почему у вас постоянно возникают конфликты с коллегами?» будет некорректным по отношению к человеку доброжелательному, находящемуся в контакте с сослуживцами. Сначала надо было выяснить, бывают ли у него конфликты на работе, а затем при положительном ответе уточнить, почему и как часто.

2. Уточняющие,или ли-вопросы,и восполняющие,или что-вопросы(по функции).

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выясне­ние истинности или ложности выраженного в них суждения. Например: «Действительно ли состоялось заседание комис­сии по работе с несовершеннолетними?», «Правда ли, что в нашем городе открылась новая нотариальная контора?».




В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами да или нет. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Так, приведенные выше закрытые вопросы можно преобразовать в открытые: «Когда состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «В каком районе нашего города открылась новая нотариальная контора?»

3. Простые и сложные вопросы(по структуре).

Уточняющие и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Приведем примеры. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 103 и 144 2. УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 103 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 144 ч. 2. УК РФ?»). От­веты на них могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса: «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?» Сложный восполняющий вопрос включает несколько вопросительных слов.



Сложные вопросы нередко вызывают затруднения у отвечающих, могут запутать их, поэтому рекомендуется пользоваться простыми вопросами.

В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соеди­нены союзом и), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом или),смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

4. Вопросы по существу темы и вопросы не по существу темы(по отношению к обсуждаемой теме).

Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от ре­шения главных вопросов.

Следует иметь в виду, что вопросы по существу темы порой приобретают острыйхарактер, так как затрагивают актуальные, жизненно важные, принципиальные проблемы. Ответ на такие вопросы требует определенного муже­ства и соответствующей психологической подготовки. Не следует смазывать поставленные вопросы, уклоняться от них, необходимо давать правдивый и честный ответ.

Конечно, прямо заданный вопрос нередко ставит оппо­нента в затруднительное положение, может вызвать у него растерянность и смущение.



5. Благожелательные и неблагожелательные вопросы(по отношению к адресату).

В вопросах отражается отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.

По отношению к адресату вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тону голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует от­вечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить макси­мум внимания и уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.

Однако нельзя забывать, что вопросы порой ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а чтобы поставить собеседника в неловкое положение, выразить недоверие к его аргументам, показать свое несогласие с его позицией, одним словом, одержать победу над ним.

Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать достойный отпор.

В процессе общения, как правило, приходится сталкиваться со всеми перечисленными видами вопросов. Коммуникантам полезно учесть совет знаменитого английского философа Френсиса Бекона:

«Тот, кто задает много вопросов, много узнает и много получает, в особенности если его вопросы касаются предметов, особенно хорошо известных тем лицам, кого он спрашивает, ибо тем самым он предоставляет им случай доставить себе удовольствие в разговоре, а сам постоянно обогащает свой ум знаниями. Однако его вопросы не должны быть слишком трудными, дабы разговор не походил на экзамен. Он также должен поступать так, чтобы и всем остальным людям была предоставлена возможность говорить в свою очередь».







Сейчас читают про: