Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Европейское просвещение и его влияние на развитие России. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II




Европейское Просвещение - целая эпоха в мировой истории. Идеи Просвещения оказали огромное влияние на развитие духовной культуры всех стран. Весь XVIII век прошел под знаменем идей Просвещения.

Движение Просвещения получило свое начало в Англии. Именно здесь после буржуазной революции середины XVII в. зародились наиболее характерные идеи для всего века Просвещения. Они обусловливались национальными особенностями Англии. Своеобразие и уникальность его в Англии состояла в том, что просветительская идеология полнокровно развивалась здесь, образовав целостное и емкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах, впервые в истории.
Идейными истоками английского Просвещения являются Возрождение, научно-техническая и социальная революции XVII в.

Французское Просвещение было чрезвычайно емким, насыщенным и весьма неоднородным. По своему содержанию оно включало множество своеобразных мыслей и теорий разноплановой, нередко противоположной ориентации.

Немецкое Просвещение - сложное и противоречивое явление. Политическая раздробленность страны наложила отпечаток на просветительское движение. Зачастую многое в его судьбе зависело от тех пределов свободомыслия, которое иной государь считал допустимым в своих владениях. Другой особенностью являлось то, что духовная жизнь общества определялась религией - либо протестантской на севере, либо католической на юге.

Европейское Просвещение оказало большое влияние па Россию, которая всеми сторонами своей жизни, духовным миром обратилась к нему. Просветительная идеология в это время, в эпоху Екатерины II, пользуется необычайной популярностью в высших кругах российского общества. Она становится модой, равно как и сочинения французских просветителей, в огромном количестве ввозившиеся в Россию. Французский язык является едва ли не официальным в России, а французские гувернеры, французские повара, французские парикмахеры - не исключение, а правило во времена Екатерины II, которая была кровно заинтересована в возникновении и распространении в Европе легенды о ней, как о "просвещенном" монархе, философе на троне.

Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, переводческой деятельности, публицистике и переписке, как частного, так и делового характера. Особое значение имел живой обмен между учеными и художниками разных стран. Немаловажную роль играл обмен художественными произведениями, коллекционирование, который очень успешно шел особенно с Германией. Однако Великая французская революция кардинально изменила отношение Екатерины II к французскому Просвещению, которое она теперь боялась, как огня.




Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.



Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 7477; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10184 - | 7575 - или читать все...

Читайте также:

 

3.81.29.254 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.