double arrow
Производственные занятия и культурные ландшафты

ЖИВОПИСЬ В 8 КЛАССЕ

Географические открытия

У тех, кто путешествует, есть множество историй, которые можно рассказать. История и, в особенности, география дают нам обширный предметный материал для живописи. Исследователи воз­вращаются с новыми незнакомыми товарами и впервые описывают фантастические неизвестные области. Когда мы даем детям возмож­ность погрузиться в предметный материал, мы можем изображать множество из этих «странных далеких земель». Можно помочь уче­никам, задавая подобные вопросы: «Сухо ли там, тепло, влажно или холодно?» Отсюда у нас есть следующие сочетания: сухой/холод­ный, сухой/теплый, влажный/теплый и влажный/холодный. По­лярные области - влажные леса и пустыни - возникают из цвета. «Грунтовка» листа соответствующими настроениями способствует созданию ландшафта. Такие задания можно дополнять, например, изображая определенное время года и время суток. Восход солнца в пустыне, ночь во влажном лесу, Северное сияние на Аляске. Мы пу­тешествуем по всему миру и затем, с приобретенными умениями, можно нарисовать весь земной шар, исходя из вышеупомянутых качеств элементов. Также мы снова рисуем карты, в которых кон­тиненты приобретают цвета, зависящие от климата. Это могло бы привести к крупномасштабной групповой работе. Ученикам нужно чувствовать, что у них есть рабочее пространство в различных худо­жественных дисциплинах, в которых нужно приблизиться к созна­тельному владению цветом и формой.




Задания по лессировке напрямую связаны с первыми позна­ниями, полученными в 6 классе. Упражнения можно повторять, расширяя спектр цветов. Простые задания все еще содержат множество возможностей для получения новых знаний и совер­шения открытий.

Каждый учитель может выбирать цвета, опираясь на темы из эпохи анатомии человека и химии. Наука о питании дает новый подход к миру растений. Кислый и сладкий, соленый и горький также можно найти в цветовом круге. Каждый раз связываясь с цветом и формой, мы можем расширить известное нам до боль­ших пределов. Посредством работы с линиями и цветовыми плос­костями мы обогащаем предметный материал эпохального урока художественным. В химии огонь играет важную роль. Пламя све­чи показывает почти полный цветовой спектр. Иногда эффектные опыты вызывают волнение (возбуждение) и, в следствии этого, драматичную игру цвета. Семикласснику нравится исследовать и переочерчивать границы. Разрешайте им проводить эксперимен­ты в пределах четко обозначенного задания. Индивидуальные различия в способностях становятся все более и более очевидны. Самостоятельные исследования цветов можно поддержать, уп­ражняясь в наблюдении, что настроит на работу во время эпохи физики. Например, свет и тень можно исследовать, создавая в цветовом круге черный, получая его изо всех других цветов.



В 8 классе преподавание живописи сокращается, потому что (по педагогическим причинам) в следующем классе совсем мало или вообще не работают с цветом. Это тесно связано со множес­твом изменений, которые происходят в жизни учеников на этой ступени развития. В течение этих лет эмоциональная, многокра­сочная внутренняя жизнь бьет ключом. Говорят, что период 13-14 лет может служить примером периода, в котором ребенок сле­дует за учителем и мог бы принять его власть: сейчас же, на этой новой ступени, ученик находится на пути к более свободным от­ношениям с учителем. Эта фаза часто характеризуется словами Штайнера: «Каждому следует выбрать своих собственных героев, которых он встречает на своем пути к вершине Олимпа». В препубертате способ познания ученика радикально изменяется. Сильные эмоции раскачивают туда - обратно; все должно быть другим. От того, во что они одеваются, до оформления комнаты - детские «цвета» больше не имеют власти. Это душевное состо­яние вызвано также и физическими изменениями в теле.

Индивидуальная душевная жизнь, таким образом, начинает соединяться более глубоко с физическим телом подростка. Это вызывает более сильное переживание собственной личности, са­мосознания: в этом возрасте часто возникает чувство одиночества. Это выражается такими словами: «Никто не понимает меня!»

Чтобы приспособиться к изменениям, происходящим у вось­миклассника, некоторые упражнения с цветом можно повторить, повысив требования к уровню работы, включая обращение с обо­рудованием и технику исполнения. Работа в большом масштабе может быть чем-то новым. Упражнения, в которых более темные оттенки создаются из густо наложенных первичных и вторичных цветов, сейчас особенно кстати.

Снова и снова оказывается, что не все ученики приносят с со­бой свои умения как естественный багаж из 6-7 классов. Многим из них снова нужно корпеть, например, над тем, чтобы не рисо­вать по слишком мокрому или сухому. Их внутренние изменения отражаются в их способе живописания. Иногда они вынуждены возобновлять исследования своих возможностей. Также примеча­тельно то, что из-за этого очень велики индивидуальные разли­чия. Этот аспект проявляется и в живописи: кричащие цвета, темные и резкие рядом с мягкими, очень нежно нарисованными оттенками. Иногда побуждение рисовать, очерчивать пространс­тво становится сильнее для некоторых учеников. Велика потреб­ность в акцентуации. Вот почему учитель снова вынужден указы­вать на то, как такого же результата можно достигнуть живопис­ными средствами: работая цветовыми плоскостями, исходя из двумерного. Несмотря на то, что ученики работают с этими жи­вописными техниками и материалами уже восемь лет, мы отме­чаем, что работа над заданиями выполняется путем волевого уп­ражнения в концентрации. В этом возрасте кувшины с водой сно­ва легко опрокидываются. Новый и часто бурно протекающий этап физического развития, несомненно, является весьма важ­ным моментом в их жизни. Для учителя важно вести занятия с энтузиазмом. Некоторые ученики склонны выбирать легкую тро­пинку и говорить: «Я думаю, к этому времени мы уже пресытились этим». Однако, после первых мазков кистью оказывается, что верно обратное. Как только они начали, они снова вовлечены.

Ученики в этом периоде больше, чем в предыдущие годы, об­ращают внимание на работы своих товарищей. Некоторые рабо­ты в действительности вызывают проявления бурного восторга в конце урока. «Как же тебе удалось сделать это?»

Если лессировка и работа с индиго были охвачены в 6-7 клас­сах, то в этом классе можем делать акцент на темы, которые яв­ляются сложными и которые также интересны с точки зрения живописи. Например, география предлагает такие темы. Иссле­дование народов и культур может быть отражено в рисовании ландшафта и климата, где акцент делается теперь на людях: конструкция дома, силуэт города, одежда, язык и т.д. Все эти те­мы требуют чувства цвета при изображении соответствующего ок­ружения и последующей детализации. Ученикам нравится сосре­дотачиваться на задании, находящемся под рукой. Вот почему важно постоянно связывать задание с предметным тематическим материалом.

Таким образом, в 8 классе мы можем создать замечательные серии картин вокруг темы «Индустриальная революция»: парово­зы, железнодорожные мосты, сталелитейные заводы, ландшафт фабрики, рабочие на фабриках, плавка металла, шахты и прочее. Естественно, всем этим проектам должно предшествовать образ­ное и технически точное описание. Затем ученик может создать свой собственный образ совершенно самостоятельно, в этом про­цессе не следует забывать, что наряду с наличием интенсивных цветовых пространств, живопись способна передавать взаимо­действие света и тьмы, что играет определяющую роль. 9-е и 10-е базовые упражнения для учителей могут стать основой для рабо­ты с этой темой. Учитель постоянно исследует основные цвета и формы. Остается важным направить учеников к наилучшему спо­собу раскрытия определенной темы, иначе живопись заканчива­ется слишком быстро и переходит в категории иллюстрации, ко­торая искушает учеников работать больше с линиями, чем в об­ласти цвета. «Мы хотим сделать нашей привычкой пользоваться цветовой, а не линейной перспективой, чувством пространства, чувством того, что далеко и что близко, не через линейную перспективу, которая всегда хочет чудесным образом создать пласти­ческие формы в пространстве посредством обмана, но через сам цвет, который уступает или приближается»[18].

Ученики могут попытаться исследовать, каким образом воз­можно создать цветовой контраст максимальной силы в их рабо­те. Путь от светлого сияющего желтого до глубокого темного пур­пурно-коричневого и синего, почти черного. Пар, дым и сажа от­лично подходит для таких тем. Нам нужно вдохновиться работой Тернера. Между светом и тьмой, от вихрящихся движений цвета создается образ, например, пароход на воде в лучах заходящего солнца. Позже задания можно проработать углем. Отработка тем другими способами и техниками будет охвачена в следующих классах.

Если класс знаком с техникой лессировки, темы, упомянутые выше, могут быть изображены в этой технике. Если это не так, лучше начать с более простых заданий. На уроках рисования и живописи в 8 классе (обычно спаренный урок в определенный пе­риод) важно, чтобы живопись по мокрому и техника лессировки чередовались с работой карандашом и углем. На этом пути учи­тель может привести к соответствию устремления учеников и раз­личные виды художественной деятельности.






Сейчас читают про: