ЖИВОПИСЬ В 8 КЛАССЕ
Географические открытия
У тех, кто путешествует, есть множество историй, которые можно рассказать. История и, в особенности, география дают нам обширный предметный материал для живописи. Исследователи возвращаются с новыми незнакомыми товарами и впервые описывают фантастические неизвестные области. Когда мы даем детям возможность погрузиться в предметный материал, мы можем изображать множество из этих «странных далеких земель». Можно помочь ученикам, задавая подобные вопросы: «Сухо ли там, тепло, влажно или холодно?» Отсюда у нас есть следующие сочетания: сухой/холодный, сухой/теплый, влажный/теплый и влажный/холодный. Полярные области - влажные леса и пустыни - возникают из цвета. «Грунтовка» листа соответствующими настроениями способствует созданию ландшафта. Такие задания можно дополнять, например, изображая определенное время года и время суток. Восход солнца в пустыне, ночь во влажном лесу, Северное сияние на Аляске. Мы путешествуем по всему миру и затем, с приобретенными умениями, можно нарисовать весь земной шар, исходя из вышеупомянутых качеств элементов. Также мы снова рисуем карты, в которых континенты приобретают цвета, зависящие от климата. Это могло бы привести к крупномасштабной групповой работе. Ученикам нужно чувствовать, что у них есть рабочее пространство в различных художественных дисциплинах, в которых нужно приблизиться к сознательному владению цветом и формой.
Задания по лессировке напрямую связаны с первыми познаниями, полученными в 6 классе. Упражнения можно повторять, расширяя спектр цветов. Простые задания все еще содержат множество возможностей для получения новых знаний и совершения открытий.
Каждый учитель может выбирать цвета, опираясь на темы из эпохи анатомии человека и химии. Наука о питании дает новый подход к миру растений. Кислый и сладкий, соленый и горький также можно найти в цветовом круге. Каждый раз связываясь с цветом и формой, мы можем расширить известное нам до больших пределов. Посредством работы с линиями и цветовыми плоскостями мы обогащаем предметный материал эпохального урока художественным. В химии огонь играет важную роль. Пламя свечи показывает почти полный цветовой спектр. Иногда эффектные опыты вызывают волнение (возбуждение) и, в следствии этого, драматичную игру цвета. Семикласснику нравится исследовать и переочерчивать границы. Разрешайте им проводить эксперименты в пределах четко обозначенного задания. Индивидуальные различия в способностях становятся все более и более очевидны. Самостоятельные исследования цветов можно поддержать, упражняясь в наблюдении, что настроит на работу во время эпохи физики. Например, свет и тень можно исследовать, создавая в цветовом круге черный, получая его изо всех других цветов.
В 8 классе преподавание живописи сокращается, потому что (по педагогическим причинам) в следующем классе совсем мало или вообще не работают с цветом. Это тесно связано со множеством изменений, которые происходят в жизни учеников на этой ступени развития. В течение этих лет эмоциональная, многокрасочная внутренняя жизнь бьет ключом. Говорят, что период 13-14 лет может служить примером периода, в котором ребенок следует за учителем и мог бы принять его власть: сейчас же, на этой новой ступени, ученик находится на пути к более свободным отношениям с учителем. Эта фаза часто характеризуется словами Штайнера: «Каждому следует выбрать своих собственных героев, которых он встречает на своем пути к вершине Олимпа». В препубертате способ познания ученика радикально изменяется. Сильные эмоции раскачивают туда - обратно; все должно быть другим. От того, во что они одеваются, до оформления комнаты - детские «цвета» больше не имеют власти. Это душевное состояние вызвано также и физическими изменениями в теле.
Индивидуальная душевная жизнь, таким образом, начинает соединяться более глубоко с физическим телом подростка. Это вызывает более сильное переживание собственной личности, самосознания: в этом возрасте часто возникает чувство одиночества. Это выражается такими словами: «Никто не понимает меня!»
Чтобы приспособиться к изменениям, происходящим у восьмиклассника, некоторые упражнения с цветом можно повторить, повысив требования к уровню работы, включая обращение с оборудованием и технику исполнения. Работа в большом масштабе может быть чем-то новым. Упражнения, в которых более темные оттенки создаются из густо наложенных первичных и вторичных цветов, сейчас особенно кстати.
Снова и снова оказывается, что не все ученики приносят с собой свои умения как естественный багаж из 6-7 классов. Многим из них снова нужно корпеть, например, над тем, чтобы не рисовать по слишком мокрому или сухому. Их внутренние изменения отражаются в их способе живописания. Иногда они вынуждены возобновлять исследования своих возможностей. Также примечательно то, что из-за этого очень велики индивидуальные различия. Этот аспект проявляется и в живописи: кричащие цвета, темные и резкие рядом с мягкими, очень нежно нарисованными оттенками. Иногда побуждение рисовать, очерчивать пространство становится сильнее для некоторых учеников. Велика потребность в акцентуации. Вот почему учитель снова вынужден указывать на то, как такого же результата можно достигнуть живописными средствами: работая цветовыми плоскостями, исходя из двумерного. Несмотря на то, что ученики работают с этими живописными техниками и материалами уже восемь лет, мы отмечаем, что работа над заданиями выполняется путем волевого упражнения в концентрации. В этом возрасте кувшины с водой снова легко опрокидываются. Новый и часто бурно протекающий этап физического развития, несомненно, является весьма важным моментом в их жизни. Для учителя важно вести занятия с энтузиазмом. Некоторые ученики склонны выбирать легкую тропинку и говорить: «Я думаю, к этому времени мы уже пресытились этим». Однако, после первых мазков кистью оказывается, что верно обратное. Как только они начали, они снова вовлечены.
Ученики в этом периоде больше, чем в предыдущие годы, обращают внимание на работы своих товарищей. Некоторые работы в действительности вызывают проявления бурного восторга в конце урока. «Как же тебе удалось сделать это?»
Если лессировка и работа с индиго были охвачены в 6-7 классах, то в этом классе можем делать акцент на темы, которые являются сложными и которые также интересны с точки зрения живописи. Например, география предлагает такие темы. Исследование народов и культур может быть отражено в рисовании ландшафта и климата, где акцент делается теперь на людях: конструкция дома, силуэт города, одежда, язык и т.д. Все эти темы требуют чувства цвета при изображении соответствующего окружения и последующей детализации. Ученикам нравится сосредотачиваться на задании, находящемся под рукой. Вот почему важно постоянно связывать задание с предметным тематическим материалом.
Таким образом, в 8 классе мы можем создать замечательные серии картин вокруг темы «Индустриальная революция»: паровозы, железнодорожные мосты, сталелитейные заводы, ландшафт фабрики, рабочие на фабриках, плавка металла, шахты и прочее. Естественно, всем этим проектам должно предшествовать образное и технически точное описание. Затем ученик может создать свой собственный образ совершенно самостоятельно, в этом процессе не следует забывать, что наряду с наличием интенсивных цветовых пространств, живопись способна передавать взаимодействие света и тьмы, что играет определяющую роль. 9-е и 10-е базовые упражнения для учителей могут стать основой для работы с этой темой. Учитель постоянно исследует основные цвета и формы. Остается важным направить учеников к наилучшему способу раскрытия определенной темы, иначе живопись заканчивается слишком быстро и переходит в категории иллюстрации, которая искушает учеников работать больше с линиями, чем в области цвета. «Мы хотим сделать нашей привычкой пользоваться цветовой, а не линейной перспективой, чувством пространства, чувством того, что далеко и что близко, не через линейную перспективу, которая всегда хочет чудесным образом создать пластические формы в пространстве посредством обмана, но через сам цвет, который уступает или приближается»[18].
Ученики могут попытаться исследовать, каким образом возможно создать цветовой контраст максимальной силы в их работе. Путь от светлого сияющего желтого до глубокого темного пурпурно-коричневого и синего, почти черного. Пар, дым и сажа отлично подходит для таких тем. Нам нужно вдохновиться работой Тернера. Между светом и тьмой, от вихрящихся движений цвета создается образ, например, пароход на воде в лучах заходящего солнца. Позже задания можно проработать углем. Отработка тем другими способами и техниками будет охвачена в следующих классах.
Если класс знаком с техникой лессировки, темы, упомянутые выше, могут быть изображены в этой технике. Если это не так, лучше начать с более простых заданий. На уроках рисования и живописи в 8 классе (обычно спаренный урок в определенный период) важно, чтобы живопись по мокрому и техника лессировки чередовались с работой карандашом и углем. На этом пути учитель может привести к соответствию устремления учеников и различные виды художественной деятельности.