Осеннее дерево
Летнее дерево
Весеннее дерево
Весь лист бумаги покрывается небольшими цветовыми областями разных светлых оттенков. Светло-красные, желтые и синие области выглядят так, будто кто-то поймал цветущие лепестки, сорванные ветром и летавшие в воздухе, и поместил на лист бумаги. Теперь мы рисуем синим элемент воздуха и оставляем открытое пространство для кроны, ствола и земли. Мы продолжаем работать снаружи внутрь, оставив открытой форму, давая ей шанс появиться самой. Мы должны внимательно следить за пропорциями кроны и ствола. Обычно ствол делается слишком большим и слишком толстым по отношению к кроне. Впоследствии светлые оттенки кроны покрываются мягким красным цветом для того, чтобы создать единое целое. Теперь ствол может быть затемнен, а земля снизу и рядом с деревом после этого должна соответствовать общему целому. Ученики могут сами сделать свой выбор, сохраняя в памяти весенние настроения.
Это дерево может быть нарисовано, исходя из процессов, происходящих в природе. Мы начинаем с тепла. Пусть мягкий карминовый красный расстилается по всему листу. Потом приходит свет: сквозь красный сияет желтый. Синим мы прорабатываем земной элемент внизу. Он растет и движется вверх к стволу и кроне. Сам по себе появляется зеленый. Окружающее пространство вокруг кроны теперь можно усилить желтым. Это подействует так, что зеленый цвет кроны не будет настолько контрастен по отношению к окружающему ее пространству, не будет силуэта дерева и появится (двухмерная) цветовая перспектива, а не (трехмерная) светотень. Дальнейшую проработку изображения ствола и земли теперь можно предоставить детям.
Построение его подобно описанному выше в упражнении с цветовым кругом и пропущенным цветом. Располагаем круг так, чтобы оранжевый находился в центре. Теперь мы оставляем для дерева свободное пространство в комплементарном оранжевому синем. Благодаря иному цвету фона синему придается живой характер. Сквозь темный фон крона сияет, как осенью. Ствол и землю можно нарисовать в осеннем многоцветном настроении на основе уже имеющихся желтых и зеленых оттенков.
Можем мы попытаться нарисовать белый цвет? Небольшие области светло-красного, желтого и синего нарисуйте рядом, одну поверх другой. Так они нейтрализуют односторонность друг друга. Создается серо-белое настроение. Теперь на этом основании мы рисуем прусским синим голое дерево. Найдите характерные позиции ствола и ветвей. Четыре — пять хорошо проработанных ветвей лучше, нежели много несформированных. Синий, нарисованный поверх красной киновари, дает дереву оттенок индиго. Таким же цветом, как и дерево, можно прорисовать по желанию и низ рисунка. Желтый может усилить зимнее настроение, а красно-оранжевый - намекнуть на рассвет или закат.
Если мы положим по порядку четыре работы, то обнаружим, что весеннее дерево изначально возникает из пространства, обладающего разнообразием мягких земных цветов; летнее дерево медленно погружается в процессы тепла и света, созданные синим; осеннее дерево создано двойным цветовым кругом и зимнее дерево нарисовано «графически». Описанное выше не соединяется с рассмотрением времен года в течение курса живописи: т.е. летнее и осеннее деревья могут возникнуть из самого процесса, а нежное зелено-желтое весеннее дерево можно создать из цветового круга.
Ученики 6-8 классов могут делать путем таких упражнений календари, в которых каждое время года представлено своим собственным цветовым настроением.
«Оставлять открытое пространство»
«Оставлять открытое пространство» означает не делая что-то, нечто создавать. Чтобы владеть этим приемом, необходимо общее видение и предвидение. Формы появляются постепенно, выступая в процессе исследования. Пока еще невидимые формы создаются цветом. Это задание имеет ту степень сложности, которую мы можем требовать от учеников начиная лишь только с 6-го класса. На этом пути нужно обладать способностью видеть нечто внутренним образом. Умение «оставить открытое пространство» в определенной мере тесно связано с высвобождением астрального тела. Таким образом, исходя из наблюдения, при дистанцировании, у ученика в ходе творческого процесса появляется возможность оставить свободное место, которое заполнится позже. Чтобы пройти через эту работу, скажем, в 3-4 классах, ученику нужно сделать то, что превосходит его возрастные возможности.
Что может проявиться при этом? Закрашиваем весь лист мягкими оттенками и оставляем пустое место, окруженное цветами потемнее. Первое, о чем подумают ученики - это лебедь. «У фламинго - такой изумительный розовый цвет». «Здесь может быть и белый медведь тоже», - брюзжат другие. «Почему снова эти нежные цвета!? Я хочу что-то более насыщенное!» «Сегодня вы все можете рисовать светлые цветные области одну рядом с другой», - говорит учитель. «Что здесь будет?» «Подожди и увидишь». Класс видит совокупность многоцветия. «Теперь мы берем мощный прусский синий и оставляем пустое место для...попугая». В классе возбуждение. И эти веселые красочные друзья выходят навстречу с широкого листа большого размера так, будто они сидят на ветках тропического дерева, обвитого лианами. «Подумайте в течение этой недели, что еще можно сделать? И лучшее мы нарисуем вместе в следующий раз».