double arrow

Зимнее дерево

Осеннее дерево

Летнее дерево

Весеннее дерево

Весь лист бумаги покрывается небольшими цветовыми облас­тями разных светлых оттенков. Светло-красные, желтые и синие области выглядят так, будто кто-то поймал цветущие лепестки, сорванные ветром и летавшие в воздухе, и поместил на лист бу­маги. Теперь мы рисуем синим элемент воздуха и оставляем отк­рытое пространство для кроны, ствола и земли. Мы продолжаем работать снаружи внутрь, оставив открытой форму, давая ей шанс появиться самой. Мы должны внимательно следить за про­порциями кроны и ствола. Обычно ствол делается слишком боль­шим и слишком толстым по отношению к кроне. Впоследствии светлые оттенки кроны покрываются мягким красным цветом для того, чтобы создать единое целое. Теперь ствол может быть затемнен, а земля снизу и рядом с деревом после этого должна со­ответствовать общему целому. Ученики могут сами сделать свой выбор, сохраняя в памяти весенние настроения.

Это дерево может быть нарисовано, исходя из процессов, про­исходящих в природе. Мы начинаем с тепла. Пусть мягкий кар­миновый красный расстилается по всему листу. Потом приходит свет: сквозь красный сияет желтый. Синим мы прорабатываем земной элемент внизу. Он растет и движется вверх к стволу и кроне. Сам по себе появляется зеленый. Окружающее пространс­тво вокруг кроны теперь можно усилить желтым. Это подейству­ет так, что зеленый цвет кроны не будет настолько контрастен по отношению к окружающему ее пространству, не будет силуэта де­рева и появится (двухмерная) цветовая перспектива, а не (трех­мерная) светотень. Дальнейшую проработку изображения ствола и земли теперь можно предоставить детям.

Построение его подобно описанному выше в упражнении с цветовым кругом и пропущенным цветом. Располагаем круг так, чтобы оранжевый находился в центре. Теперь мы оставляем для дерева свободное пространство в комплементарном оранжевому синем. Благодаря иному цвету фона синему придается живой характер. Сквозь темный фон крона сияет, как осенью. Ствол и зем­лю можно нарисовать в осеннем многоцветном настроении на ос­нове уже имеющихся желтых и зеленых оттенков.

Можем мы попытаться нарисовать белый цвет? Небольшие области светло-красного, желтого и синего нарисуйте рядом, од­ну поверх другой. Так они нейтрализуют односторонность друг друга. Создается серо-белое настроение. Теперь на этом основании мы рисуем прусским синим голое дерево. Найдите характерные позиции ствола и ветвей. Четыре — пять хорошо проработанных ветвей лучше, нежели много несформированных. Синий, нарисо­ванный поверх красной киновари, дает дереву оттенок индиго. Таким же цветом, как и дерево, можно прорисовать по желанию и низ рисунка. Желтый может усилить зимнее настроение, а красно-оранжевый - намекнуть на рассвет или закат.

Если мы положим по порядку четыре работы, то обнаружим, что весеннее дерево изначально возникает из пространства, обла­дающего разнообразием мягких земных цветов; летнее дерево медленно погружается в процессы тепла и света, созданные си­ним; осеннее дерево создано двойным цветовым кругом и зимнее дерево нарисовано «графически». Описанное выше не соединяет­ся с рассмотрением времен года в течение курса живописи: т.е. летнее и осеннее деревья могут возникнуть из самого процесса, а нежное зелено-желтое весеннее дерево можно создать из цветово­го круга.

Ученики 6-8 классов могут делать путем таких упражнений календари, в которых каждое время года представлено своим собственным цветовым настроением.

«Оставлять открытое пространство»

«Оставлять открытое пространство» означает не делая что-то, нечто создавать. Чтобы владеть этим приемом, необходимо общее видение и предвидение. Формы появляются постепенно, высту­пая в процессе исследования. Пока еще невидимые формы созда­ются цветом. Это задание имеет ту степень сложности, которую мы можем требовать от учеников начиная лишь только с 6-го класса. На этом пути нужно обладать способностью видеть нечто внутренним образом. Умение «оставить открытое пространство» в определенной мере тесно связано с высвобождением астрального тела. Таким образом, исходя из наблюдения, при дистанцирова­нии, у ученика в ходе творческого процесса появляется возмож­ность оставить свободное место, которое заполнится позже. Что­бы пройти через эту работу, скажем, в 3-4 классах, ученику нуж­но сделать то, что превосходит его возрастные возможности.

Что может проявиться при этом? Закрашиваем весь лист мягкими оттенками и оставляем пустое место, окруженное цвета­ми потемнее. Первое, о чем подумают ученики - это лебедь. «У фламинго - такой изумительный розовый цвет». «Здесь может быть и белый медведь тоже», - брюзжат другие. «Почему снова эти нежные цвета!? Я хочу что-то более насыщенное!» «Сегодня вы все можете рисовать светлые цветные области одну рядом с другой», - говорит учитель. «Что здесь будет?» «Подожди и уви­дишь». Класс видит совокупность многоцветия. «Теперь мы бе­рем мощный прусский синий и оставляем пустое место для...по­пугая». В классе возбуждение. И эти веселые красочные друзья выходят навстречу с широкого листа большого размера так, буд­то они сидят на ветках тропического дерева, обвитого лианами. «Подумайте в течение этой недели, что еще можно сделать? И лучшее мы нарисуем вместе в следующий раз».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: