СТАРШАЯ ШКОЛА
Опыт вальдорфской школы
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Аттие Лихтхарт
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
3. Старшая школа.................................................................................................... 120
3.1. Введение................................................................................................................ 120
3.2. Живопись в 9 классе........................................................................................... 123
3.3. Живопись в 10 классе.......................................................................................... 133
3.4. Живопись в 11 классе.......................................................................................... 139
3.5. Живопись в 12 классе.......................................................................................... 145
В возрасте около 14-ти лет (конец 8 класса) юноши и девушки охвачены физическими и эмоциональными изменениями, имеющими отношение к тому, что Штайнер называет «земной зрелостью». Это развитие впервые предвещается в 6 и 7 классах, также и в направлениях художественной работы. Заканчивается период творческой фантазии (с 7 до 14 лет). Изобилие образов исчезает. Собственное суждение развивается порывисто и скачкообразно. Новые чувства, удивляя, уничтожают былую уверенность. Высвобождается астральное тело (тело ощущений). У девочек изменения выражаются иначе, чем у мальчиков. Различие в способе познания значительно. Крайнее чувство одиночества и ненадежности вдруг сменяется опрометчивостью и необузданной широтой. Здесь от учителя требуется абсолютно новое отношение. Классный учитель, которому доверяют и которого уважают, более не является очевидным лидером. Учителю в старшей школе теперь нужно быть, в первую очередь, человеком и специалистом. В лучшем случае, он станет другом. Те же слова подходит и для учителя рисования и живописи. Его знания, наряду с чувством юмора, создадут необходимую атмосферу, в которой каждый ученик может позитивно сотрудничать с учителем.
В учебном плане, где идет речь о физиологии возраста, Штайнер рекомендует в юношеском возрасте (в частности, в 9 классе) убрать работу с цветом с тем, чтобы могло полностью выступить вперед черно-белое. Существует как множество примеров из истории искусств, так и разнообразных техник выполнения черно-белого рисования. Старшеклассник сильно переживает полярность между светом и тьмой. Между ним и миром вещей исчезает вдохновение-воодушевление детства. Сквозь окружающий мир теперь на него смотрит смерть. В противовес мертвому холоду вовне, он переживает неизведанную, неконтролируемую внутреннюю жизнь.
Используя черно-белое искусство, мы пытаемся понять действие света. Оказывается, свет оживляет вещи в мире, дает им «цвет», даже если мы работаем с черно-белым. В свете и цвете, даруя уверенность, открываются законы космоса. Наконец, свет делает видимой красоту; мы способны ее переживать, следовательно, она существует. Как доказательство существования высшего мира, искусство является одном из немногих вещей, которой подросток продолжает доверять.
Темы для заданий остаются простыми, но большое внимание уделяется усовершенствованию и завершенности работы. Прежде всего, внимание акцентируется на оттенках света в наблюдаемом пространстве. Во-вторых, основным моментом должно стать вызванное вновь переживание и наблюдение мира цвета и особенностей каждой применяемой в работе техники.
У учителя будут разные способы работы с каждым классом, так как каждая группа имеет свой характер. Ни техническое совершенствование, ни исполнение тематической программы не являются в данном случае целью при подборе задания, скорее, учителя интересуют стадия развития, на которой находится группа и возникающие из этого индивидуальные интересы учеников. Искусство - это способ выражения невидимого, невыразимого словами. Для тех, кто практикует это, особенно ценно сравнивать свои собственные работы с работами других или проводить сравнение между одновременно выполненными заданиями, похожими темами и «метаморфическими» работами. В эскизах для учителей Штайнер дает такие примеры: восход и закат, дерево в солнечную погоду и деревья во время бури. Так одна тема превращается в другую: лето переходит в осень в следующей работе.
Обсуждение до и после выполнения работы является тонким вопросом также и на старшей ступени. На искусство само по себе (также и на известные произведения искусства) нужно смотреть критически. Должно быть найдено равновесие. Предшествующее введение и задание по выполнению части работы чрезвычайно важны при оценивании, рассмотрении и выставке работы. Работу, выполненную учениками, никогда не следует оценивать или вывешивать без дальнейшего объяснения. Склонность так поступить в старшей школе велика. Учитель может наблюдать, что ученики подписывают, датируют или нумеруют работу, и что при этом ими упоминаются задание или тема работы.
Практическая сторона всей художественной деятельности является первой составляющей урока. Здесь она скромно отделяет себя от «высокого искусства», но фактическая тема та же: создание образа из связи между внутренним и внешним. В этом процессе ученики переживают нечто подобное пребыванию в положении импрессионистов или экспрессионистов. В процессе работы ученики также ощущают разницу между вдохновением и заданием или момент между воображением и необходимостью, материальный образ, игру, человеческую свободу. Затем, в 12 классе, уже имея этот опыт, они смогут легко осознавать творческий процесс во время обсуждений «Писем об эстетическом воспитании человечества» Шиллера.
Во всех классах особое внимание уделяется форме и цвету. Учитель показывает возможности для выражения большего, чем то, что фотографически, академически и технически правильно. С другой стороны, он продолжает уравновешивать воображение с видимой действительностью или действительностью задания. В 11 и 12 классах, изучив все виды черчения от древности до нашего времени, можно снова возвратиться к свободному рисованию печи, завода, животного и человека, например, в самодельно переплетенном альбоме.
Штайнер не дает никаких указаний относительно рисования животных на старшей ступени, в отличие от рисования растений (См. главу «Живопись в 11 классе».) В набросках животных стремление к соответствию их природе является лучшим средством «поймать» характер.
Таким образом, старшеклассники совершенствуют свою технику и умения, выполняя хорошо обсужденные задания. Не все техники могут быть применены в школе. Опыт показывает, что технические умения, создаваемые в течение многих лет (например, использование акварели), дают возможность ученическим фантазиям, которые постепенно исчезают после пубертата, приобрести форму, цвет и контекст.
Свобода в самостоятельном выборе темы задания обычно не приводит к удовлетворительному результату (даже у 12-классника). Правильно структурированные, подобранные индивидуально задания, привлекают ученика и помогают сформировать связь с другими темами в тематическом плане. «Создание из ничего» требует значительного приложения воли. Такое задание, как сделать, например, книгу с иллюстрациями для ребенка, только-только начавшего ходить, несмотря на свою ограниченность в размерах и содержании, направляет воображение старшеклассника и придает ему энтузиазма к действию. В этом случае ученик переживает дилемму художника, стоящего между заданием и вдохновением, вопросом и ответом, свободу между различными вариантами выбора. Особая задача учителя искусства на старшей ступени — предоставить ученикам переживания, которые помогают им усилить веру в себя.
Указаний, данных Штайнером для работы на старшей ступени, ровно столько, сколько вопросов, заданных в то время, когда он мог отвечать на них. Даже сейчас мы можем найти ответ только тогда, когда мы знаем, как задать вопрос - основываясь на собственной практике, испытывая симпатию к ученикам. Правильно используя некоторые указания, данные Штайнером и понимая, каким образом это связано с психологией старшеклассника, сегодняшний учитель найдет современные и индивидуальные варианты заданий в пределах учебного плана. Исходя из этого, многие дидактические указания здесь не упоминаются и время от времени появляются только лишь ссылки на советы Штайнера.
Учебный план для старшей школы, описанный здесь, также включает подготовительные основные упражнения, такие как подготовка к уроку (как содержательно, так и уделяя внимание техническим аспектам).