ВВЕДЕНИЕ. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовани — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВВЕДЕНИЕ. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовани




СТАРШАЯ ШКОЛА

Опыт вальдорфской школы

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Аттие Лихтхарт

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

3. Старшая школа .................................................................................................... 120

3.1. Введение................................................................................................................ 120

3.2. Живопись в 9 классе ........................................................................................... 123

3.3. Живопись в 10 классе .......................................................................................... 133

3.4. Живопись в 11 классе .......................................................................................... 139

3.5. Живопись в 12 классе .......................................................................................... 145

В возрасте около 14-ти лет (конец 8 класса) юноши и девуш­ки охвачены физическими и эмоциональными изменениями, имеющими отношение к тому, что Штайнер называет «земной зрелостью». Это развитие впервые предвещается в 6 и 7 классах, также и в направлениях художественной работы. Заканчивается период творческой фантазии (с 7 до 14 лет). Изобилие образов ис­чезает. Собственное суждение развивается порывисто и скачкооб­разно. Новые чувства, удивляя, уничтожают былую уверенность. Высвобождается астральное тело (тело ощущений). У девочек из­менения выражаются иначе, чем у мальчиков. Различие в спосо­бе познания значительно. Крайнее чувство одиночества и нена­дежности вдруг сменяется опрометчивостью и необузданной ши­ротой. Здесь от учителя требуется абсолютно новое отношение. Классный учитель, которому доверяют и которого уважают, более не является очевидным лидером. Учителю в старшей школе те­перь нужно быть, в первую очередь, человеком и специалистом. В лучшем случае, он станет другом. Те же слова подходит и для учителя рисования и живописи. Его знания, наряду с чувством юмора, создадут необходимую атмосферу, в которой каждый уче­ник может позитивно сотрудничать с учителем.

В учебном плане, где идет речь о физиологии возраста, Штай­нер рекомендует в юношеском возрасте (в частности, в 9 классе) уб­рать работу с цветом с тем, чтобы могло полностью выступить впе­ред черно-белое. Существует как множество примеров из истории искусств, так и разнообразных техник выполнения черно-белого рисования. Старшеклассник сильно переживает полярность между светом и тьмой. Между ним и миром вещей исчезает вдохновение-воодушевление детства. Сквозь окружающий мир теперь на него смотрит смерть. В противовес мертвому холоду вовне, он пережи­вает неизведанную, неконтролируемую внутреннюю жизнь.




Используя черно-белое искусство, мы пытаемся понять дейс­твие света. Оказывается, свет оживляет вещи в мире, дает им «цвет», даже если мы работаем с черно-белым. В свете и цвете, даруя уверенность, открываются законы космоса. Наконец, свет делает видимой красоту; мы способны ее переживать, следова­тельно, она существует. Как доказательство существования выс­шего мира, искусство является одном из немногих вещей, кото­рой подросток продолжает доверять.

Темы для заданий остаются простыми, но большое внимание уделяется усовершенствованию и завершенности работы. Прежде всего, внимание акцентируется на оттенках света в наблюдаемом пространстве. Во-вторых, основным моментом должно стать выз­ванное вновь переживание и наблюдение мира цвета и особеннос­тей каждой применяемой в работе техники.

У учителя будут разные способы работы с каждым классом, так как каждая группа имеет свой характер. Ни техническое со­вершенствование, ни исполнение тематической программы не яв­ляются в данном случае целью при подборе задания, скорее, учи­теля интересуют стадия развития, на которой находится группа и возникающие из этого индивидуальные интересы учеников. Ис­кусство - это способ выражения невидимого, невыразимого сло­вами. Для тех, кто практикует это, особенно ценно сравнивать свои собственные работы с работами других или проводить срав­нение между одновременно выполненными заданиями, похожи­ми темами и «метаморфическими» работами. В эскизах для учи­телей Штайнер дает такие примеры: восход и закат, дерево в сол­нечную погоду и деревья во время бури. Так одна тема превраща­ется в другую: лето переходит в осень в следующей работе.



Обсуждение до и после выполнения работы является тонким вопросом также и на старшей ступени. На искусство само по се­бе (также и на известные произведения искусства) нужно смот­реть критически. Должно быть найдено равновесие. Предшеству­ющее введение и задание по выполнению части работы чрезвы­чайно важны при оценивании, рассмотрении и выставке работы. Работу, выполненную учениками, никогда не следует оценивать или вывешивать без дальнейшего объяснения. Склонность так поступить в старшей школе велика. Учитель может наблюдать, что ученики подписывают, датируют или нумеруют работу, и что при этом ими упоминаются задание или тема работы.

Практическая сторона всей художественной деятельности является первой составляющей урока . Здесь она скромно отде­ляет себя от «высокого искусства», но фактическая тема та же: создание образа из связи между внутренним и внешним. В этом процессе ученики переживают нечто подобное пребыванию в по­ложении импрессионистов или экспрессионистов. В процессе ра­боты ученики также ощущают разницу между вдохновением и заданием или момент между воображением и необходимостью, материальный образ, игру, человеческую свободу. Затем, в 12 классе, уже имея этот опыт, они смогут легко осознавать твор­ческий процесс во время обсуждений «Писем об эстетическом воспитании человечества» Шиллера.

Во всех классах особое внимание уделяется форме и цвету. Учитель показывает возможности для выражения большего, чем то, что фотографически, академически и технически пра­вильно. С другой стороны, он продолжает уравновешивать вооб­ражение с видимой действительностью или действительностью задания. В 11 и 12 классах, изучив все виды черчения от древ­ности до нашего времени, можно снова возвратиться к свобод­ному рисованию печи, завода, животного и человека, например, в самодельно переплетенном альбоме.

Штайнер не дает никаких указаний относительно рисова­ния животных на старшей ступени, в отличие от рисования рас­тений (См. главу «Живопись в 11 классе».) В набросках живот­ных стремление к соответствию их природе является лучшим средством «поймать» характер.

Таким образом, старшеклассники совершенствуют свою тех­нику и умения, выполняя хорошо обсужденные задания. Не все техники могут быть применены в школе. Опыт показывает, что технические умения, создаваемые в течение многих лет (напри­мер, использование акварели), дают возможность ученическим фантазиям, которые постепенно исчезают после пубертата, приоб­рести форму, цвет и контекст.

Свобода в самостоятельном выборе темы задания обычно не приводит к удовлетворительному результату (даже у 12-классника). Правильно структурированные, подобранные индивидуаль­но задания, привлекают ученика и помогают сформировать связь с другими темами в тематическом плане. «Создание из ничего» требует значительного приложения воли. Такое задание, как сде­лать, например, книгу с иллюстрациями для ребенка, только-только начавшего ходить, несмотря на свою ограниченность в размерах и содержании, направляет воображение старшеклас­сника и придает ему энтузиазма к действию. В этом случае уче­ник переживает дилемму художника, стоящего между заданием и вдохновением, вопросом и ответом, свободу между различны­ми вариантами выбора. Особая задача учителя искусства на стар­шей ступени — предоставить ученикам переживания, которые помогают им усилить веру в себя.

Указаний, данных Штайнером для работы на старшей сту­пени, ровно столько, сколько вопросов, заданных в то время, когда он мог отвечать на них. Даже сейчас мы можем найти от­вет только тогда, когда мы знаем, как задать вопрос - основы­ваясь на собственной практике, испытывая симпатию к учени­кам. Правильно используя некоторые указания, данные Штай­нером и понимая, каким образом это связано с психологией старшеклассника, сегодняшний учитель найдет современные и индивидуальные варианты заданий в пределах учебного плана. Исходя из этого, многие дидактические указания здесь не упо­минаются и время от времени появляются только лишь ссылки на советы Штайнера.

Учебный план для старшей школы, описанный здесь, также включает подготовительные основные упражнения, такие как подготовка к уроку (как содержательно, так и уделяя внимание техническим аспектам).





Дата добавления: 2013-12-27; просмотров: 451; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9300 - | 7871 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.215.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.