double arrow
Дик Брюн

ПЕРСПЕКТИВА И СЕЧЕНИЯ В 7 И 8 КЛАССАХ

ЧЕРНО-БЕЛОЕ РИСОВАНИЕ В 6, 7, 8 КЛАССАХ

Базовое упражнение 8с и 8d для учителей

Эти два задания очень похожи по формату, прекрасно иллюстрирующими тему «индустриальной революции» в цвете. Их можно сделать с учениками. Нетрудно будет подумать над вари­антами на основе метода описанного ниже. Первым может стать «паровоз».

Кладем перед собой бумагу в вертикальном формате. Мыс­ленно делим лист бумаги на 3 части. Мы называем это - «полос­ка» ради удобства. Эти полоски следуют одна за другой в верти­кальном положении. Начинаем с прусской синей. В верхнем ле­вом углу первой полоски начинаем с насыщенного синего, выс­ветляющегося книзу таким образом, чтобы в нижнем левом углу полоски был очень светлый, почти невидимый, синий.

Теперь мы продолжаем со средней полоской. В этой части мы также рисуем переход от насыщенного синего к очень светлому.

Более темные тона находятся внизу и высветляются кверху. На последней полоске справа, мы повторяем переход как на самой первой полоске, слева на листе: темное наверху и светлое внизу. Важно убедиться, что разделение между полосками не слишком четко очерчено. Развитие в цвете должно быть совершенно чет­ким, но линия, которая появилась как разделение между по-раз­ному окрашенными цветовыми плоскостями, не должна быть строго прямой границей. Из этой динамики света и тени мы сей­час создаем паровоз, движущийся по направлению к нам. Из те­ни средней полосы (нижняя часть) мы рисуем бампер (выпук­лость), закругленную переднюю часть бойлера (парового котла), паровую трубу наверху и позади этого кабину. Эти детали нари­сованы уже в «высветляющейся» синей части средней полоски. Светлые тона в рисунке — верх середины и низ слева и справа от паровоза соответствуют дыму или пару.




Чтобы не позволить свету исчезнуть с листа, мы закрываем светлые части, нанося темно-синее по краям бумаги. Это создает впечатление того, что наверху картины клуб дыма выходит из трубы, а внизу, ближе к поезду клубы пара улетучиваются. Пос­ле того, как мы закончили это рисовать, все осторожно покрыва­ется алым красным. Синий прусский становится индиго.

Если в пропорциональном отношении слишком много крас­ного, создаются соответствующие красно-коричневые оттенки. В конце можно применить немного желтого, которым подчеркива­ются некоторые детали. Практика показывает, что многие учени­ки изображают также две круглые фары. Темную краску можно выбрать и вписать желтую.



Для второго задания лист кладем горизонтально. Наша тема - «промышленная зона». Мы снова в воображении делим лист на 3 части, но сейчас полоски «лежат» одна над другой. Первой возь­мем верхнюю полоску. Начинаем с верхнего левого угла и рису­ем синим прусским переход от темного к светлому до центра (се­редина верхней полосы) и от светлого к темному сверху справа. Повторяем то же, но в обратном порядке, на средней полоске. От светлого к темному в центре и затем, высветляя, к краю. Ниж­няя полоска повторяет верхнюю. Снова светлое/темное взаимо­действуют на бумаге.

С помощью темно-синего в центре мы теперь рисуем про­мышленный комплекс: фабрики, трубы, крыши, постройки, воз­можно с окнами, все, что соответствует теме. Наверху и внизу ос­таются светлые пятна, задавая настрой для большей части. Так же, как мы делали в последнем задании, закроем эти светлые пятна темно-синим.

Это наводит на мысль о клубах дыма в верхней части ланд­шафта. Когда перекрывается и светлое внизу, картина становит­ся более угрожающей и волнующей. Возникает сильный соблазн позволить фабрике отразиться внизу на светлом пятне. Появляет­ся завод, расположенный на воде. Прусский синий также окра­шивается повсюду в индиго с помощью алого. Другие цвета мож­но свободно нанести по собственному выбору, чтобы поддержать созданное настроение.

Естественно, ученики могут, опираясь на эти задания, пол­ностью реализовать свои идеи и фантазии. Эти два упражнения можно выполнить углем сходным образом. Замечательно было бы сделать это на двух последних занятиях. Порядок работы такой же, и все же приводит к другим результатам.

Учение о свете в 6 классе как часть эпохи физики должно по­мочь создать образные рисунки, в основе которых лежит наблю­дение света и тени. Начать можно с нескольких упражнений по исследованию техники и материала. Предпочтительнее взять уголь, так как он дает много оттенков, от светло-серого до очень темного. На первые несколько уроков уголь можно изготовить са­мим. Уголь изготавливается выпариванием путем нагревания из древесины влажности и летучих химических веществ. Искусство пережигания угля состоит в том, чтобы точно воспроизвести пра­вильную температуру, при которой горит сено и ивовые прутья, чтобы превратить толстые и тонике кусочки дерева в уголь, а не в пепел. Правильное приготовление угля требует опыта. Пережи­гание угля - само по себе искусство.

Прежде всего, в кругу диаметром 6-8 метров помещается в землю столб. Вокруг него располагают деревянные стволы, толстым (нижним) концом вверх. Далее круг наполняется бревнами (изнутри к наружной стороне), теперь угольщик выбирает более короткую древесину. Это придает угольной куче форму арочного купола. Потом осторожно выстроенную конструкцию из дров нужно правильно укрыть землей и травой. Чтобы предотвратить разрушение угольной кучи и, таким образом, не дать углю сго­реть, угольщик сначала осторожно покрывает кучу маленькими щепками и поверх этого он кладет дерн и древесную золу. Что­бы было достаточно воздуха для горения и легче выделялся дым, кусочком дерева делают дыры в слое земли, диаметром с челове­ческую руку каждая.

Огонь зажигается наверху, где из кучи торчит столб. Ивовые прутья - вокруг него. Угольщик постоянно должен делать новые отверстия, чтобы поддержать огонь. При этом другие дыры ему приходится закрывать. Так как превращение древесины в уголь идет параллельно с процессом усыхания, угольщик с помощью лестницы влезает на кучу и утаптывает ее ногами так, чтобы уголь отделялся и обваливался. Через неделю древесина превра­щается в уголь. Затем все дыры закрываются, и огонь уходит. Все, что остается сделать, это раскопать кучу и рассортировать го­товый уголь.

Превращение белого листа в серый с помощью воздействия угольного бруска — это первое задание. Ученики могут сделать это свободно. Уголь нужно держать так, чтобы работать плоской сто­роной, с тем, чтобы создавались ровные поверхности.

Время от времени поворачивайте его вокруг оси. Оба этих со­вета помогают работе с окрашиванием листа бумаги плоскостя­ми. В этом отношении работа с углем напрямую вытекает из жи­вописи в начальной школе. Ученикам довольно трудно начинать с этого. Некоторые склонны к тому, что зарисовывают лист боль­шими штрихами. Полосатые пространства создают слишком тес­ные рамки для дальнейшего развития изображения. Осторожное «движение», позволяя плоскостям «расти», создает больше отк­рытых возможностей. В конечном счете, пространство останав­ливается. Оно находит покой. Умения, которые нужно разви­вать, главным образом находятся в исследовании качеств серо-черного поля.

На сотворенном серебристо-сером листе нужно сделать нес­колько утемненных мест: темнота в тумане, без каких-либо опре­деленных границ. Это создается путем тонких переходов, посте­пенно и незаметно. Шаги 1 и 2 являются основными упражнени­ями для следующих заданий.

Если мы продолжим этот процесс и дальше, то ученики смогут создавать границы между светом и тьмой. Возникают как изогнутые границы, так и прямые, и ломаные во всевоз­можных вариациях. Как пространства с открытыми затемнен­ными краями, так и белые или серые, оставленные открыты­ми, области. Возможности возрастают ввиду разнообразия ре­зультатов, которые сейчас становятся видимыми в классе. Гра­ница - это разделение между более светлой и более темной об­ластью (или наоборот). Таким образом, мы говорим с ученика­ми о «границе» как о противоположном к перекрыванию одно­го другим различных тонов серого.

В пределах «граничащих» пространств свет и тьма могут вза­имодействовать и дальше. Это является причиной сотворения всех видов свободно парящих предметов (форм). Такие темы, как горы, равнины, вода и климат, деревья и т.п. можно разрабаты­вать из собственного воображения. Это позволяет ученикам раз­вивать концентрацию, равновесие, мышление и технические уме­ния. Некоторые смогут найти только лишь 2 или 3 оттенка серо­го между черным и белым. Другие же могут обнаружить целых 5 или 6. Это очень тесно связано с их способностью наблюдать и затем усваивать наблюдения.

Затемнение листа также можно производить следующим об­разом, когда в центре создается одна или более оставленных открытыми «светлых» областей. Кто-то легко склонен опреде­лять границу формы, двигаясь по ней, вокруг нее. Если следо­вать этому методу, светлое пространство создается не путем «ос­тавления открытого пространства», а путем полосообразных движений вдоль «оставленного открытого пространства», кото­рое имеет характер линии. В интересах учеников следует требо­вать в этой работе придерживаться определенного порядка. При обсуждении с учениками работы в классе упомянутое ранее быс­тро становится видимым.

Когда ученики чувствуют себя уверенно в начальных шагах, а это обычно приходит в конце 6 или начале 7 класса, мы можем предложить им новые возможности. Приобретенные умения ри­совать углем можно развивать и в дальнейшем через наблюдение.

Что такое «как можно более точное наблюдение объектов»? Оно достигается через ответ на вопрос «Что ты видишь?». Мы бе­рем, скажем, большой белый шар и помещаем его на белый лист бумаги с освещением на заднем плане. Дневной свет падает на конструкцию «Белый шар» сбоку. Теперь обсуждается общее преставление о наблюдаемом. Второй вопрос ведет не к описанию того, что лежит в представлении, а того, что действительно видно нам во взаимодействии света и тени. «Где свет? Где тень?» и «Где переходы? Между этими двумя крайностями отчетливые грани­цы?» Мы осведомляемся о различных качествах света и тени. Это заостряет наблюдательность, делает ее более подвижной, более яркой, и обучает учеников вносить ясность и четко формулиро­вать свои наблюдения, направлять внимание на нюансы. Учени­ки описывают светящуюся кривую, противопоставленную темно­му фону. Переходы справа налево, ведущие к самому темному участку тени, четко различимы на фоне светлого окружения. Та­ким образом, мы по-новому исследуем форму. Мы хотим поддер­жать тщательность наблюдения, не расспрашивая о содержании, а точно описывая наблюдаемое. Мы пытаемся как можно больше обходить общие представления. Ученики обнаруживают, что тень, как и свет, имеет качество формообразования.

Связь между объектом и окружающим его миром исследует­ся и видится по-новому. Чувства 13-14-летних притянуты к но­вой точке зрения, вниз, к земле.

Мы смотрим на конус, размещенный на светлом фоне. Тени создает источник света, помещенный под наклоном справа или слева. Ученики описывают то, что видят. На следующий день сначала вспоминается вчерашнее наблюдение, а потом рисуется это задание. Теперь ученики используют очень светлый серый как фон (шаг 1). Сейчас тень приходит с краев, оставляя свобод­ное пространство для конуса. Каждый ученик рисует тени на объекте (плоскостью), согласно собственным наблюдениям. Каж­дый наблюдает объект со своей точки. На втором уроке ученики проверяют свою работу, поместив рисунок снова перед классом. Упомянутое выше можно повторять со всеми видами других объектов: цилиндр, пирамида, шар, сфера и куб. «Можем ли мы теперь нарисовать тень, которую отбрасывает предмет?»

После того, как тень появилась на объекте, следующим ша­гом мы создаем отбрасываемую объектом тень. Здесь можно наб­людать и открыть довольно многое. Тень длинная или короткая? Отбрасывается вперед или назад? Круглая или заостренная? Ка­ковы соотношения между тенью объекта и пространством вокруг нее? Что темнее? А вот перед нами тень сферы и куба! Каким об­разом тень размещена позади объекта? Поднимается много вопро­сов, на которые можно ответить путем тщательного (собственно­го!) наблюдения, путем хождения вокруг объекта и наблюдения его с разных углов, отовсюду.

Что касается конца 7 - начала 8 класса, мы можем дать за­дание немного посложнее. Это задание также предоставляет мно­го возможностей для варьирования во время урока. В конце кон­цов, все эти упражнения можно проделать пошагово. Теперь тень объекта падает на боковую/заднюю стену, или на ступенчатую форму. Ученики могут также рисовать большее количество объектов с тенями, падающими на другие предметы: например, тень конуса на кубе. Коробку прямоугольной формы можно нари­совать открытой с различных сторон. Внутренняя сторона стано­вится видимой и ее также нужно включить в действие светотени. Перед тем, как ученики закончат свою работу, имеет смысл рас­смотреть ее с расстояния и обсудить ее. Так каждый ученик мо­жет оценить собственные успехи и решить, что еще нужно сде­лать; это - игра в причину и следствие, в наблюдательность, ис­пытание и проверку впоследствии.

Каждая вспышка света имеет свою причину. Наблюдение связано с мышлением через деятельность, являясь основой для развития рассудительности. Во время выполнения всех этих уп­ражнений ученики предлагают множество своих идей. Они стара­ются расширять дальше собственные границы, создавая все более и более трудные задачи для себя.

Таким образом, процесс творческой живописи из воображе­ния подвергается анализу. Если черный слишком устанавливает форму, то ученики должны обдумать выполненную ими последо­вательность действий. Если, напротив, все остается слишком мрачным и неопределенным, работа требует привнесения струк­туры и формы. Пространственное содержание рисунков значи­тельно: создается перспектива. Ученики вглядываются в прос­транство вокруг объектов. Рисуя, они ищут равновесие, гармо­нию между светом и тенью. Ученик 8 класса ощущает в прибли­жающейся темноте одиночество, но также переживает проблески света в процессе развития сознания» где начинает учиться искусс­тву задавать вопросы. Давая ученикам свободу в художественном, нужно протягивать им руку помощи, чтобы провести через такой неустойчивый период полового созревания.

У учеников 7 и 8 классов возникает потребность узнать боль­ше о изображении, например, зданий, ландшафтов, коридоров и прочих объектов. Работа, которую выполняли в эпохальных тет­радях или на занятиях живописью, их больше не удовлетворяет. «Вообще-то, это выглядит не так», или «все это под углом, оно кажется неправильным». Всегда есть ученик в классе, который знает, как нужно нарисовать определенные линии и области, что­бы они выглядели «реальными». Кто-то научил его/ее несколь­ким приемам, которые он используют среди своих восхищенных одноклассников.

Как конструктивный элемент рисования перспективы сочета­ется с рядом умений, которыми ученики овладели? С первыми ас­пектами впереди/позади мы встречались в 4 классе в рисовании форм, в сознательном управлении низом и верхом на ровном пространстве в многочисленных кельтских и ирландских плете­ниях и узорах. В 5 классе рисуются геометрические формы без циркуля и линейки. В этом же классе и в следующем на уроках живописи развивается цветовая перспектива: глубина в ландшаф­те появляется в следствии взаимодействия различных цветовых областей. В эпоху геометрии в 6 и 7 классах имеет место постро­ение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. В эпоху физики проводятся эксперименты с цветом, со светом и тьмой. Наблюдается и изображается углем опыт, в котором пада­ющий свет образует тени различных объектов. Все это дополня­ется учением о климате, ориентацией в пространстве. Занятие по рисованию перспективы, в таком случае, имеет хорошую поддер­живающую основу.

Однажды ученики 7 класса вместе с учителем выходят из школьных дверей и прогуливаются недалеко в окрестностях шко­лы. На другой стороне улицы, где есть дома и деревья, учитель просит остановиться. «Все посмотрите в конец улицы. Что вы ви­дите? Посмотрите на деревья, на машины, припаркованные вдоль тротуара». Ответы даются автоматически. Чем больше расстоя­ние, тем меньшими выглядят предметы. «Пока что мы это запом­ним, даже если это слишком просто для нас». Теперь учитель вы­бирает место с широким видом на окружающий ландшафт. Воп­росы и ответы осведомляют учеников в том, что на расстоянии все уменьшается. Такая прогулка продолжается несколькими днями позже. Однажды солнечным днем ученики выходят с плотным куском картона в руке, бумагой для рисования и карандашом. Они находят участки, которые обговаривались, и пытаются сде­лать хороший эскиз. Позднее, в классе они выбирают один из ри­сунков и развивают его далее с помощью красок; все согласуется с их собственными наблюдениями. Став немного больше сведу­щим в работе с эскизом, можно попытаться нарисовать внутрен­нее пространство, например, длинный школьный коридор и да­же, возможно, классную комнату. Но такая работа может ока­заться трудной, так как там ты так близко находишься к предме­там. Школьный двор и сад, ров и рядом с ним мост — все подхо­дит для этого задания.

Теперь даются и отрабатываются конструктивные указания. Объект, уменьшающийся в размере, сходящиеся пространствен­ные линии, непосредственно взятые из среды, являются хорошей основой для намного более абстрактной технической разработки задания с помощью линейки. Заметно, что многие дети еще не пришли к понятию существования точек схода. Это связано с фа­зой их развития. Они все еще недостаточно опытны и поэтому неспособны охватить понятия сознанием. Это говорит о степени высвобождения астрального тела. Истории о морских открытиях в 7 классе связываются с этим. Темы основного обучения, в час­тности истории, можно также использовать в живописи, напри­мер, пенящиеся волны, позади тонущего корабля Колумба. Это пример того, как «точка схода» становится используемой идеей, хотя все еще есть ученики, которые не видят этого и те, кому нужно много времени, чтобы выполнить задание.

Не раньше 8 класса, когда заканчивается второе семилетие, мы отдаемся полностью рисованию перспективы. Мы рисуем куб за другим кубом такого же размера да на той же высоте. Работа ученика, который нарисовал второй куб меньше, становится пер­вым шагом в рисовании ряда кубов с постоянно уменьшающим­ся размером — трудная задача. Рисование куба с одной гранью впереди и уменьшающимся рядом кубом за ним разъясняет, что мы имеем с двумя «точками схода», которые появляются иногда на листе, но чаще - на столе рядом с листом. Сейчас класс дейс­твительно начнет двигаться, так как они обнаруживают уже дру­гую особенность. Невидимую линию между двумя точками схода, которая заставляет нас смотреть поверх объекта или на него, ког­да мы рисуем выше или ниже этой линии. Во время рисования кубы нагромождаются. Затем возникает третья точка, и создают­ся выразительные конструкции - наряду с неизбежными разно­образными искажениями.

Теперь мы можем нарисовать куб как пространство, откры­тое с одной стороны. Двери, окна и, еще лучше, лестница поме­щены внутри; а затем появляется крыша. Здесь требуется способ­ность проникновения в суть техники: деление пополам дома ри­сованием диагональной стены. Из точки пересечения проводится прямая линия: так и появится желаемая наклонная крыша. Те­перь создаются конструкции, в которых проявляется деятель­ность игры воображения и/или техническая точность, в прямых и даже кривых линиях (римские кривые).

В 8 классе эпоху рисования можно начать с обсуждения и истолковывания плана работы с перспективой, приписываемого Дюреру. Гравюра по дереву из «Обучения измерению с компасом и линейкой» показывает нам способ, которым можно переместить объекты из трехмерного в двумерное пространство. Вот как опи­сывает этот метод сам Дюрер:

«Если ты находишься в зале, то вбей в стену большую, специ­ально для этого сделанную иглу с широким ушком и считай, что в этой точке находится глаз. Протяни через ушко крепкую нитку и подвесь свинцовый груз, затем поставь стол или доску на любом угодном тебе расстоянии от ушка иглы. Укрепи на столе отвесно напротив ушка иглы с угодной тебе стороны высокую или низкую поперечную раму с дверцей, которую можно открывать и закры­вать. Эта дверца будет твоей доской, на которой ты будешь писать. Затем приколоти две нитки, длина которых равна ширине и вы­соте стоячей рамы, одну сверху посередине рамы, а другую - на одной из боковых сторон, тоже посередине, и оставь их висеть. За­тем сделай длинный железный штифт с игольным ушком на вер­хнем конце, продень в него длинную нитку, продернутую через ушко иглы в стене, и пропусти штифт с длинной ниткой через ра­му. И дай его в руки кому-нибудь другому, сам же займись дру­гими нитями, которые висят на раме. Теперь пользуйся этим сле­дующим образом: положи лютню или что еще тебе понравится на таком расстоянии от рамы, как ты захочешь, так, чтобы она оста­валась неподвижной все время, пока тебе нужна. И пусть твой по­мощник протягивает иглу с ниткой к нужным точкам лютни. И когда он останавливается на нужной точке и натягивает длинную нитку, тогда натяни две нитки на раме, и скрести их с длинной ниткой, и приклей их в обоих местах воском к раме, и скажи сво­ему помощнику, чтобы он отпустил длинную нитку. Затем закрой дверцу и отметь на ней ту точку, которая образовалась пересече­нием ниток. Затем снова открой дверцу и сделай то же самое с другими точками, пока не нанесешь контур лютни пунктиром на доску. Тогда соедини все нанесенные на доске точки линиями, и ты увидишь, что из этого получится. Так же ты можешь срисовы­вать и другие вещи. Этот способ я здесь изобразил»[19].

Гравюра по дереву, о которой упоминалось выше, была напе­чатана в 1525 году. Согласно Дюреру, практический метод для художников так же подходит и ювелирам, скульпторам, камен­щикам и столярам. Далее Дюрер пишет, что никто не принужда­ет использовать его метод, но он остается убежденным, что те, кто овладеет им, при дальнейших исследованиях откроют для себя намного больше, чем было продемонстрировано в этой схеме.

Этот метод рисования перспективы можно в дальнейшем применить в использовании маленького окна в школе, которое перевязано горизонтальными и вертикальными нитями. Для мно­гих детей это удивительно новый метод, однако близкий к более ранним упражнениям. В дополнение можно пронаблюдать рисун­ки и картины различных художников. «Как им удалось передать глубину?» Если рассматривать Джотто, например, мы находим много человеческих фигур, расположенных одна за другой. У Фра Анжелико пространство вокруг Марии в Благовещении оп­ределенным образом структурировано. Наконец, Эшер обманыва­ет всех нас своими удивительными «искажениями». Какой бы восьмиклассник не хотел бы знать о вечно текущем водопаде или об объекте, который невозможно сделать на практике, но таком правдоподобном на бумаге? Дома дети могут заняться изготовле­нием «секретных коробок». Путем рисования, живописания, вы­резания и наклеивания ученики пытаются придать как можно больше глубины своей маленькой коробке из-под обуви. Свет, формы и прорези, а также цвет играют в этом важную роль. Соз­даются автодороги, исчезающие в туннелях машины, правильно уменьшающимися в размере, или прекрасные интерьеры, где ме­бель бесхитростно внушает нам глубину комнаты, а также поэти­ческие пейзажи с горами, долинами, озерами и морями. Некото­рые ученики используют даже маленькие зеркала, шерсть и воск, чтобы ввести в заблуждение зрителя.

Наконец, у нас есть задание «смещение куба». С помощью двух точек схода рисуется большой куб (по возможности поболь­ше), причем верх должен быть видимым и одна грань должна выступать вперед. На одной из вершин (возьмем дальний вер­хний правый угол) форма куба выбирается. Эта выбранная фор­ма, однако, снова появляется вверху слева (вблизи). Получается так, как будто кто-то натолкнулся на куб и продвинул форму сквозь него. В принципе, это упражнение можно выполнять со всех углов. Впоследствии ученик обнаруживает, что также воз­можно вогнуть середину плоскости, которая снова выпячивается на другой стороне. К заключительному этапу, придав каждому направлению плоскости определенный оттенок серого или свой цвет, изменение куба можно сделать более очевидным и красочным. Все эти упражнения дают ученику намного больше воз­можностей в создании рисунков в эпохальных тетрадях.

Параллельно с усовершенствованием рисования перспективы с 7 класса и далее рисуются «сечения». Эти упражнения связаны с черно-белым рисованием в 6 классе. Во второй лекции учебно­го плана Штайнер описывает[20], что технический аспект сейчас нужно объединить с красотой. Как пример он предлагает в 7 классе следующее: «Вот цилиндр, разрезанный пополам дере­вянной балкой. Балке нужно пройти сквозь цилиндр. Вы должны показать, какой вид сечения (разреза) создается в цилиндре в том месте, где балка входит и выходит. Это нужно передать детям. Им необходимо узнать, что происходит, когда тела или плоскос­ти расчленяют друг друга, так, чтобы они знали о том, как печ­ная труба проходит сквозь потолок, или под каким углом образу­ется эллипс». В компетенции учителя - подумать о разнообразии возможных заданий для 7-8-классников, используя эти примеры: круглые столбы, разрезающие квадратные балки или круглые столбы расчленяющие друг друга под разными углами. Ручки и носики на горшках и кувшинах, трубы и слуховые окна в домах, балконы и веранды зданий. Когда ученики 7 и 8 классов попро­буют сделать это, они встретятся со все более разнообразными возможностями. Если 13-, 14- и 15-летние создают связь между техникой и красотой, это может иметь огромное воздействие на их развитие.






Сейчас читают про: