double arrow

Индонезия к началу голландских захватов


ПРЕВРАЩЕНИЕ ИНДОНЕЗИИ В ГОЛЛАНДСКУЮ КОЛОНИЮ

Глава II

Индонезия была первой страной в Азии, порабощенной коло­низаторами. На ее островах в процессе постепенного утверж­дения голландской Ост-Индской компании, возникшей в 1602 г. в результате слияния нескольких голландских торговых объ­единений, стала складываться система колониальной эксплуа­тации, характерная для поднимавшихся буржуазных госу­дарств. На формирование голландской колониальной полити­ки немалое влияние оказывали условия Индонезии, ставшей основным центром обширной колониальной империи нидерланд­ского торгового капитала.

Громадный Индонезийский архипелаг с его более чем тысячей больших и малых островов насчитывал в XVII в. около 3 млн. жителей. Народы и племена Индонезии, говорившие на разных языках и диалектах, но в большинстве своем родственные в этническом отношении, находились на самом различном уров­не социально-экономического развития. Во внутренних райо­нах Суматры, Калимантана (Борнео), Сулавеси (Целебес) и на многих мелких островах шел процесс разложения первобыт­нообщинного строя и возникновения классового общества. На Яве, в прибрежных районах Суматры и на некоторых других островах существовали уже развитые феодальные отношения.

На Яве еще в средние века возникали крупные государст­венные образования, распространявшие свое политическое гос­подство на большую часть Индонезии и за ее пределы. По­следняя крупная централизованная феодальная империя Ин­донезии, Маджапахит, распалась в XVI в., в период, когда в Индонезии появились первые европейские завоеватели (порту­гальцы). На ее месте образовался ряд независимых государств во главе с мусульманскими династиями.

Население Явы создало высокоразвитую культуру. Сохра­нившиеся до наших дней великолепные буддийские и индуист­ские храмы свидетельствуют о совершенстве архитектурного искусства, о самобытных индонезийских традициях и культур­ном влиянии Индии. Скульптуры Боробудура, одного из кра­сивейших буддийских храмов в мире, наряду с религиозными мотивами отражают быт и производство средневековой Явы. Остатки гражданских сооружений времени империи Маджапа­хит говорят о прогрессе градостроительства в XV в.




Высокого совершенства достигали изделия индонезийских ремесленников из драгоценных металлов и слоновой кости, пле­тения, расписные ткани (батик). Продолжал развиваться воз­никший еще в древности кукольный театр теней (вайанг). Со­держание его своеобразных пьес отражало индуистский эпос, индонезийские легенды и быт, испытывало мусульманское влия­ние. Вайанг был подлинно народным зрелищем, но, так же как и прекрасное народное танцевальное искусство, культивировал­ся при феодальных дворах. Развито было музыкальное искус­ство. Оркестры индонезийских инструментов (гамеланг) были неотъемлемой частью, народных праздников и придворных раз­влечений.

Широкое развитие получила народная изустная поэзия. Со­хранявшиеся от эпохи Маджапахита произведения известного поэта Пропанча и упоминания о других поэтах свидетельству­ют о развитии литературы на яванском языке (кави), постепен­но вытеснявшем и при дворе монархов официальный язык эдик­тов и религиозных обрядов — санскрит.

Проникновение ислама, предшествовавшее появлению в Ин­донезии европейцев и началу их завоеваний, способствовало распространению связанных с ним литературных произведений, введению наряду с обычным правом (адатом) юридических норм, основанных на мусульманской религии. Однако ни на ар­хитектуре, ни на изобразительном искусстве и литературе влия­ние ислама не успело столь заметно сказаться, как, например, в Индии.



Находившиеся в вассальной зависимости от Маджапахита княжества и территории за пределами Явы (Внешние острова) раньше других стали объектами европейских захватов. Европей­цев в первую очередь привлекали острова, славившиеся пер­цем, мускатом и гвоздикой, с древнейших времен вывозивши­мися на рынки Востока и Запада. Население Молуккских ост­ровов, архипелага Банда, Амбона, где произрастали пряности (эти острова иногда называют Островами пряностей), уплачи­вало ими налог и дань своим феодальным правителям, обме­нивало пряности на продовольствие и другие товары. К момен­ту появления европейцев господство над этими источниками драгоценных экспортных продуктов оспаривали два султана­та — Тидоре и Тернате. Именно сюда устремились и первые ев­ропейские захватчики — португальцы. Под предлогом помощи Тернате в борьбе с его соперниками португальцы добились пра­ва постройки своих крепостей на Амбоне и получили возмож­ность вынуждать население продавать им по крайне низкой цене всю гвоздику.

От португальской монополии на торговлю пряностями, от жестоких притеснений, сопровождавшихся насильственным об­ращением в католичество, страдали в первую очередь народные массы. Но и феодалы Тернате, недовольные сокращением до­ходов, также стремились сбросить португальское иго.

Территориальные захваты португальцев в Индонезии огра­ничивались лишь некоторыми районами архипелага. Укрепив­шись в Малакке (1511) и на Амбоне, португальцы стремились получить контроль над всей внешней торговлей Юго-Восточной Азии. Малаккский пролив, основной путь в Индонезию с За­пада, находился в их руках. Это давало им возможность обла­гать непомерными налогами все проходившие корабли. Во внут­ренних морях Индонезии, на путях через Индийский океан, Бенгальский залив, через Южно-Китайское море они стреми­лись установить свою гегемонию.

Португалия была не в силах подчинить себе не только госу­дарства наиболее развитого и населенного острова Явы, но даже другие, более мелкие княжества, однако все они испы­тывали последствия португальского господства на море. Нена­висть народов Индонезии к португальским колонизаторам об­легчала проникновение в Индонезию других европейских держав.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: